«Поднятие имиджа» по-пермски

Оценить
Кажется, никто так внимательно не присматривается к своим городским объектам, как пермяки

Это, вполне возможно, не тот город, в который жители нашей страны стремятся поехать, если у них нет там родственников или их не привели туда дела. Знакомые, узнав о том, что мне придется полтора суток трястись в поезде, сочувственным тоном говорили: «И разве стоит столько ехать?» А я, понаблюдав за культурной жизнью этого города, ни на секунду в том не усомнилась. Стоило!

Перьмь

«Перьмь» (а именно так, мягко, просят называть свой город коренные жители), как мне кажется, с Саратовом имеет много сходств. Саратов лежит на берегу Волги, а Пермь – на берегу Камы, притока Волги (кстати, по утверждениям самих пермяков, это Кама, а не Волга, впадает в Каспийское море). Оба являются купеческими городами, только пермские купцы-основатели были сплошь промышленниками.

Ныне, помимо экономических особенностей, оба города считаются крупными образовательными и культурными центрами. В обоих присутствует стандартный набор объектов культуры: театр оперы и балета, театр драмы, ТЮЗ, филармония, краеведческий музей, художественная галерея, несколько сохранившихся купеческих домов, что уже неплохо и обеспечивает некоторые притязания на звание не просто культурных городов, но даже столиц. И есть у Перми такое же стремление «поднять имидж территории». (Хотя любой провинциальный российский город, если только он не зовется Мышкиным и не натыкан густо мышками, наверно, тоже страдает этим стремлением.) Успехи в этом деле и у нас, и у них переменные. Но инициатив у пермяков явно больше.

Родина Коляна

В Перми, как и у нас, ежегодно проводится международный фестиваль документального кино. Только «Флаэртиана» посвящена фильмам, в которых герой проживает на экране часть своей жизни.

Среди университетов главным является ПГУ, который, как и СГУ, недавно получил статус национального исследовательского университета.

Достопримечательности в Перми есть, но их не так уж много – хватит пальцев рук, расшнуровывать ботинки не нужно. Это можно понять, прогулявшись по аллее в центре города, где установлены стенды, демонстрирующие туристическую привлекательность Перми. На стендах – информация об архитектурном объекте и две фотографии, «тогда» и «сейчас». Глядя на некоторые из них, хочется вздохнуть – все-таки неумолим технический прогресс. Например, показывается старая фотография купеческого рынка – тогда, и фото автомобильной стоянки – сейчас. Дальше интереснее: к разряду достопримечательностей отнесен «Вид из железнодорожного тоннеля». А на ротонду в городском парке мой приятель из Ростова небрежно махнул рукой: «У нас такие ротонды чуть ли не в каждом сквере, стоят они и стоят». Кажется, никто так внимательно не присматривается к своим городским объектам, как пермяки.

Людей, прославивших Пермь, набирается немного. Экскурсоводы уже будут рады рассказать, что Пушкин в «Борисе Годунове» написал однажды: «Вот пермские дремучие леса». Приезжали сюда в основном с краткосрочными визитами (Александр II, Менделеев, Столыпин, Маяковский, Пастернак). А если надолго, то не по своей воле – находясь в ссылке, в военной эвакуации (Сперанский, композитор Прокофьев). И не каждый пермский интеллигент похвастается, что его город – родина главного гопника страны Коляна, героя сериала «Реальные пацаны».

Зато жители Перми прочно уцепились за «съедобный» бренд – маленькие пирожочки с мясом, называющиеся «посикунчики».

Культурная столица Европы

Пермь тоже хочет быть «культурной столицей». Причем у пермской культурной общественности и властей амбиции лихо распространяются за пределы своего региона и даже страны. В их умах вызрела такая утопическая идея, что Пермь – то самое пустое место, на котором можно воздвигнуть – ни много ни мало – новую культурную столицу Европы.

И потому несколько лет назад группа инициативных художников и артистов при поддержке краевых властей взяла курс на превращение Перми в современную культурную столицу. Стали говорить о новой культурной политике и даже о культурной революции. Один из ее символов – фестиваль уличной культуры с пафосным названием «Битва трех столиц». Столицы – это, конечно же, Москва, Санкт-Петербург и Пермь.

С переломного 2008 года в городе заработали два новых театра, музей современного искусства «PERMM», стали проводиться несколько ежегодных фестивалей, а город наполнился новыми арт-объектами. Тогдашний губернатор края Олег Чиркунов, будучи активным блогером, стал идеологом и проводником новой культурной политики.

Но через некоторое время у общества проявилось отторжение современного искусства. В 2011 году известные деятели, коммунисты и казаки провели несколько протестных акций и написали письма Медведеву и Путину. Претензии выразили так: «понаехавшие московские варяги расходуют бюджетные средства края на свои богомерзкие скульптуры в виде надкусанных яблок и рисунки на заборах, в то время как коренные пермяки не видят ни денег, ни уважения».

Стоит сказать о «богомерзских скульптурах» – их можно наблюдать в центре города и по сей день. Мнения об их эстетической ценности разнятся: для одних они – новое явление, прорыв, для других – нечто эпатажное и сомнительное, а третьи называют скульптуры привозным мейнстримом, который в столице уже давно порос жирком.

Можно живо представить, как долго спорили бы саратовские общественники об этической начинке и эстетической оболочке этих скульптур. Иван Кузьмин пронзительным криком выражал бы свое возмущение, Дмитрий Чернышевский не раз хлопнул бы дверью в зале заседания, а Александр Ландо сразу после заседания отправил бы скульпторов на переделку их же творений... Но нет, общественники скорее стали бы достойными почитателями нового искусства. В Перми ведь новые арт-объекты возводились с подачи чиновников и партии власти.

Откусанное яблоко, бездумный депутат, соленые уши и другие

Жук-скарабейЕсли идти от главного железнодорожного вокзала Пермь-2 к центру города, то первое, что бросается в глаза, – это гигантская буква «П» величиной с пятиэтажный дом. Сделана она из бревен, и издалека они кажутся тоненькими хворостинками. Объемное строение, ориентированное на четыре стороны, гордо называют триумфальной аркой. Эта конструкция не вечна, будет убрана через пять лет после ее возведения, в 2016 году. Американские арт-критики составили представление о Перми как о городе очень богатом – если он позволяет себе разбрасываться суммами в 9 млн рублей, затраченными на возведение арки. Во время митингов противники современного искусства кричали про букву: «П – это позор!», «П – плевок в душу!», «П – пустой пиар!»

Напротив буквы в Саду камней черный жутковатый жук-скарабей толкает большой шар. Эту скульптуру сделал более чем из тысячи автомобильных покрышек и трёх тысяч шурупов-саморезов архитектор из Астаны. В день открытия своего арт-детища архитектор нарядился в высокий золоченый колпак и балахон с бубенчиками, плясал, пел и играл на самодельном инструменте. Видевшие это пермяки до сих пор находятся под впечатлением от такого перформанса.

Если двигаться дальше от вокзала по улице Ленина, главной пермской улице, то, минуя памятники основателю губернской медицины Федору Гралю и изобретателю радио Александру Попову, мы натолкнемся на огромное надкусанное яблоко у здания библиотеки им. М. Горького. На самой библиотеке висит плакат: «Самая общительная, умная и современная Горьковка». Так у нас библиотеки никто не называл. А Горьковка и впрямь современная: переступая порог, ты не оказываешься отброшенным в середину 50-х годов, а вполне себе идешь в ногу со временем. Гости города могут оставить себе на память в качестве сувенира красивый ламинированный читательский билет с портретом Максима Горького.

Но продолжим путь. Так скоро мы дойдем до здания Законодательного собрания, перед которым на белом стуле сидит «красный человечек». Причем он без головы и тянет руку – видимо, чтобы проголосовать. Вполне актуальный для нашей политики символ.

Пермяк – солёные ушиЧуть подальше от бездумного депутата два его красных друга недвижно стоят на самокатах перед зданием филармонии. Вообще эти безголовые человечки состоят из 13 брусьев и могут выполнять любое действие в зависимости от того, как их поставят. Но пермякам они не полюбились и вызвали у них много неодобрительных отзывов.

Гораздо милее коренным жителям и гостям города простые, понятные скульптуры. «Пермяк – солёные уши» нравится своим оригинальным исполнением. «Пермяк» состоит из двух частей – круглой рамки с огромными ушами и фигурой фотографа напротив. Каждый человек, подставив на секунду лицо в смешную рамку, становится пермяком. Скульптура напоминает предание о том, что местные жители, работавшие на солеварных промыслах, таскали на плечах мешки соли, отчего их уши пропитывались солью, распухали и краснели.

А рядом с гостиницей «Урал» установлена скульптура могучего медведя – того самого, что есть на гербе края. Говорят, если погладишь этого медведя по блестящему носу, то ты непременно вернешься в этот город снова. Я и мои друзья, узнав об этом, поначалу решили не рисковать. Но потом все-таки погладили – о чем нисколько не жалеем.