Нас ждут лекарства, которых мы не знаем

Оценить
Отечественные препараты занимают треть оборота фармацевтического рынка

Торговая наценка на лекарственные препараты в Саратове выше, чем в Волгограде. По информации Марии Денисовой, представлявшей в минувший четверг на медико-фармацевтическом форуме компанию «IMS Health Россия и СНГ», в Саратове средняя наценка составляет 35 процентов, по области – 38. В Волгограде владельцы аптек довольствуются скромными 25.

На форум «Здравоохранение и развитие фарминдустрии: междисциплинарный диалог», организованный областным мин­здравом и Ассоциацией российских фармацевтических производителей (АРФП), съехались менеджеры, производители лекарств, ученые, фармацевты и врачи со всей страны. Участвовали и саратовские руководители больниц и поликлиник. В уютном зале гостиницы «Богемия» пришлось ставить дополнительные стулья.

В соответствии с национальной стратегией

Конечно, у Марии Денисовой, работающей в компании, которая специализируется на проведении маркетинговых исследований на фармацевтических рынках России и стран СНГ, могут быть свои источники информации. Во всяком случае никто ее не поправил, в том числе и начальник отдела мониторинга и контроля обращения лекарственных средств Росздравнадзора по Саратовской области Людмила Тюменцева. На сайте ведомства помещен мониторинг ассортимента и цен на лекарственные средства в октябре 2013 года. Там написано, что «величина розничной торговой надбавки в октябре 2013 года в среднем по Саратовской области составила 25,45%. В России средняя розничная надбавка – 24,66%, в ПФО – 23,75%». Приятнее верить саратовскому источнику...

Людмила Тюменцева рассказала, как Росздравнадзор следит за порядком на лекарственном рынке области. От качества лекарственных препаратов зависит здоровье граждан, которым следует обеспечить безопасность в соответствии с национальной стратегией. Росздравнадзор старается это делать в рамках 294-го федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Посему число проверок снижается.

В большинстве своем проверки плановые. То есть организации знают о них заранее и имеют возможность подготовиться. Несмотря на это фиксируются нарушения. Лекарства анализируют на соответствие заявленным характеристикам методом выборочного контроля. В 2012 году из 115 образцов обнаружено два недоброкачественных, в 2013 году тоже два – но из 168 образцов. Трижды в Саратовской области в этом году побывала передвижная лаборатория, в которой лекарства проверяются неразрушающим методом. Из 139 отобранных образцов все оказались годными.

По словам Тюменцевой, есть нарушения правил хранения, из-за чего лекарства становятся недоброкачественными. Выявляются лекарства с истекшим сроком хранения. В этом году аптек с такими нарушениями оказалось 11.

В организациях не всегда представлен подобающий ассортимент жизненно важных препаратов. Из-за стремления торговать лекарствами подороже «вымываются» необходимые дешевые препараты.

Есть претензии у Росздравнадзора и к лечебным учреждениям. Мало они сообщают о выявленных побочных явлениях при употреблении лекарственных препаратов, о негативном взаимодействии лекарств между собой. В 2011-м и 2012 годах в надзорное ведомство поступило по 75 таких сообщений, в 2013-м – 39. В среднем по России фиксируется 9,6 сообщения на 100 тысяч населения. Если рассчитывать исходя из этих средних цифр, у нас таких сообщений должно быть около 240 в год.

Тюменцеву поддержал генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев. При организации закупок часто слышно, что предлагаемые препараты имеют побочные эффекты, а в Росздравнадзор об этом никто не сообщил. Хотя врачи обязаны это делать, и за сокрытие фактов даже предусмотрена административная ответственность.

Рынок растет

Мария Денисова знает всё о рынке лекарств не только в российских регионах, но и в мире. По ее словам, оборот на рынке к 2017 году достигнет 1,2 триллиона долларов. Сейчас лидером аптечного рынка являются США – на них приходится 60% оборота.

Но основным двигателем этого процесса являются быстроразвивающиеся страны. Так, лекарственный рынок США замедлился – всего +1,4% в год. Виной всему, считает Денисова, реформы Барака Обамы, направленные на сокращение расходов в здравоохранении. В частности, явное стремление замены оригинальных препаратов более дешевыми дженериками.

В европейских странах и вовсе отрицательная динамика, исключение разве что Англия. Зато Китай демонстрирует завидный рост – 13–16% ежегодно. Правда, сейчас темпы роста снизились. Причина – усилившаяся в Поднебесной борьба с коррупцией, уверена Денисова. И все равно к 2017 году Китай выйдет на второе место в мире по размаху фармацевтического рынка.

Россия тоже не отстает. Ежегодный прирост – 8–11%. Что больше, чем в других развивающихся странах. В 2008 году мы были на 12-м месте, в 2013-м – на 11-м. К 2017 году Россия должна занять 8-ю строку по обороту фармрынка.

Иностранные компании стремятся вкладывать средства в рынки развивающихся стран

В структуре рынка, по сообщению Денисовой, две трети приходится на рецептурные препараты. Хотя большая часть из них и отпускается без рецептов. И по динамике роста потребления этих препаратов вперед выходит Россия, европейские страны и страны Северной Африки. Свыше 70% этого рынка приходится на импортные лекарства.

Государство держит под контролем цены на жизненно важные препараты. Больше половины из них приходится на розничный сегмент, остальное – бюджетные закупки, в их числе «госпитальные» и по программе дополнительного льготного обеспечения лекарствами.

Примечательно, что рынок растет не только за счет собственно роста потребления, но и за счет увеличения цен на лекарства. Каждый год на 5%. Еще 8% обеспечивается так называемым структурным сдвигом. Проще говоря, переключением на более дорогие препараты. Дешевый ассортимент вымывается, аптекам это выгодно.

И если раньше наиболее востребованной была настойка боярышника, то теперь на первый план выходят препараты, «улучшающие жизнь». То есть ориентированные на улучшение работы как отдельных частей человеческого организма, так и его деятельности в целом. Зачастую их употребляют в профилактических целях. К таковым, по словам Денисовой, относятся эссенциале, арбидол, кагоцел, кардиомагнил. Ну и виагра, куда ж без нее в современном мире.

Внимание к отечественному

Глава АРФП Виктор Дмитриев как организатор мероприятия выступал в роли ведущего. Он заявил, что изменяются условия на фармацевтическом рынке. Напомнил, что с нового года придется закупать лекарства для бюджетных учреждений в соответствии с 44-м федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Рассказал, что промышленность перейдет на международные стандарты JMP при выпуске лекарств. Сообщил, что пока лекарства находятся в «списке изъятия» на территории Таможенного союза, а после Нового года медикам предстоит столкнуться на рынке с массой новых лекарств, «которых мы не знаем».

Говорил он также и о главных критериях лекарственных препаратов – качестве, безопасности и эффективности. О сложности различить действительно стоящее лекарство, ведь грань между качеством и безопасностью трудно определить. О том, что лекарство – товар специфический, ведь его выбирает не пациент, а рекомендует врач. И эффекта сразу может и не быть.

Сетовал на то, что из 38% лекарств, считающихся «локальными», значительная часть приходится на импортные средства, которые упаковываются в России. То есть лекарства, вроде бы как произведенные у нас стране, на самом деле импортные и только упакованы в России. В этом случае развивается бумажная промышленность, а не фармацевтическая. И надо бы при госзакупках ориентироваться на отечественные лекарственные средства. Особенно в условиях снижения финансирования отрасли здравоохранения, на которую в будущем году направят 3,2% от ВВП.

Выступающие жонглировали медицинскими терминами и определениями: рациональность фармакотерапии, редкие нозологические формы, фармакоэкономика, фармакоэпидемиологический мониторинг, антиретровирусная терапия, сумма дополнительных затрат относительно плацебо и проч. Часть присутствующих покинула зал. Оставшиеся друг друга понимали.

В этом году форум в Саратове собрался в пятый раз. Вероятно, он продуктивен.

 


[кстати сказать]

«Купите нашу таблеточку!»

Вы начали «свой день с «компливита», потом помогали «печени утром, днем и вечером, с помощью «эссенциале», пытались стать «как прежде молодой» с помощью таблеток и крема «лора», к ночи вы старались «легко заснуть и радостно проснуться» посредством таблеток «формула сна»? Поздравляем, вы на правильном пути. И ваш стиль поведения вполне вписывается в концепцию развития фармацевтического рынка страны.

Продвигая лекарства в массы, производители фармацевтической продукции стремятся познакомить с ними как можно больше народа. И с экранов телевизоров льется поток рекламы, который коротко можно охарактеризовать как «купите нашу таблеточку».

И народ попадается на эту удочку...

Испокон веков мы лечились от простуды при помощи малинового варенья, парили ноги и дышали над картошкой. Чеснок считали естественным антибиотиком. Как следует из телевизионной рекламы, теперь так не лечат ни детей, ни взрослых, ведь чеснок и малина без арбидола ничто. Зато с арбидолом «этой зимой всё будет хорошо». Ведь это чудо-средство «подавляет вирус, предупреждает заражение, укрепляет иммунитет».

Попробуйте вызвать участкового врача, если вам нужен больничный лист. Вам обязательно выпишут противовирусный препарат. Для лечения банального ОРВИ пропишут столько лекарств, что обойтись двумя тысячами рублей не всегда получится. Причем больному не предлагается выбрать лечение, исходя из финансовых возможностей, а рекомендуются дорогостоящие препараты. А раньше вылечиться получалось даже без лекарств, просто можно было «отлежаться». Теперь все врачи говорят, что опасна не сама болезнь, а ее осложнения. И без противовирусного средства никуда.

Вспомнить бы доверчивым обывателям и участковым врачам, что экс-главу минздравсоцразвития РФ Татьяну Голикову называли «мадам арбидол». Будучи министром, Голикова усердно продвигала этот препарат. Он заполонил не только все аптеки и рекламные билборды, но и был щедро засыпан в закрома Родины – на склады Росрезерва.

«Сколько заработали на арбидоле поставщики и чиновники, остается только догадываться. А между тем, по оценке независимых экспертов, этот препарат обладает высокой токсичностью, а его эффективность не доказана. И все же доверчивая страна горстями пьет легендарный арбидол» (http://www.corrupcia.net/talks/talk-266.html).

По мнению Ларисы Мелешко, практикующего медика с высшим медицинским образованием, иммуномодуляторы, к которым относится арбидол, в таком количестве назначаться не должны. Они, утверждает Лариса, придуманы для укрепления иммунитета онкологических больных, чтобы им было легче перенести лечение. Например, химиотерапию. Эти сильнодействующие препараты должны назначаться после консилиума врачей, уверена Мелешко.

Массированная реклама медицинских препаратов воздействует на наших граждан. Многие начинают считать себя докторами и занимаются самолечением с самоназначением лекарств. Но это не всегда допустимо.

По словам невролога одной из саратовских поликлиник Татьяны Маляновой, примерно каждый пятый пациент, приходящий на прием, сам назначил себе лечение. «Если бы все было так просто, врачи были бы не нужны», – считает невролог Малянова. Сама она покупает себе лекарства только по тому медицинскому направлению, в котором является специалистом.

Как было сказано на медико-фармацевтическом форуме, на рынок рецептурных препаратов приходится более 67% оборота. Значительная часть лекарств из них покупается без рецепта врачей. В Европе такое невозможно. Наверное, есть о чем задуматься, прежде чем идти в аптеку за лекарством, о чудесных свойствах которого вы узнали из рекламы...

P. S. В среднем каждый житель области покупает себе лекарственных средств на 2000 рублей в год.