Афанасия из рода саратовских дворян Огонь-Догановских

Оценить
След ее работы остался в музее политической истории России в Санкт-Петербурге

Судьба скульптора Афанасии Леонидовны Шмидт (1877–1942 гг.) впитала удивительные и в то же время жесткие изломы истории нашей страны в XX веке. О некоторых подробностях своей биографии Афанасия Шмидт вынуждена была молчать, а соответствующие документы уничтожить. Например, о том, что по линии матери она принадлежала к роду саратовских дворян Огонь-Догановских.

Представители этого рода, будучи офицерами русской армии, воевали в гражданскую войну на стороне белых. И те, кто уцелел в сражениях, бежали за границу, став там активистами антисоветской деятельности.

Посвятившая много лет восстановлению родословной Шмидтов кандидат исторических наук Маргарита Шмидт-Конова так и не смогла установить место рождения своей двоюродной бабушки Афанасии. Известно только, что глава семьи Шмидтов, ветеринарный фельдшер Леонид Юльевич Шмидт, погиб в результате несчастного случая.

Будущему скульптору рано пришлось испытать нужду. Еще ребенком Афанасия мастерила фигурки из мела и глины, которые иногда удавалось продать. В 1895 году Афанасия поступила в рисовальную школу Саратовского общества любителей изящных искусств «бесплатной ученицей». Сообщая об этом, газета «Саратовский листок» отмечала: «Она принадлежит к интеллигентному семейству, находящемуся в крайней бедности. Несмотря на свои 17 лет, госпожа Шмидт составляет главную опору семьи и поддерживает ее существование кропотливым и упорным трудом... все заказчики в восторге от ее произведений».

Скульптуры Афанасии Шмидт имели огромный успех на выставках, устроенных обществом любителей изящных искусств в 1895-м и 1896 годах. Губернатор Борис Мещерский и городской голова Николай Фролов оказали юному дарованию материальную помощь из личных средств. В 1898 году совет старейшин общества отметил молодой талант благодарственной грамотой за «благосклонное участие на художественной выставке», проходившей в том году.

В 1901 году Афанасия уехала в Петербург и поступила вольнослушательницей в центральное училище технического рисования барона Штиглица. Стипендия ей не была положена. Но она получала бесплатный билет на проезд и марки на бесплатные завтраки и обеды в столовой училища. Ученье шло успешно: две скульптуры Афанасии в числе лучших работ учеников были приобретены для музея училища. Параллельно с учебой девушка работала в Городском мясном патологическом музее при бойне Петербурга. Она лепила муляжи туш животных, птиц и продуктов из них. Но тут в судьбу Афанасии, как и многих ее сверстников, ворвались ветры надвигавшейся первой русской революции.

Уезжая на каникулы в Саратов, она везла с собой нелегальную литературу. Позже ей приходилось перевозить оружие и взрывчатые вещества. Учеба отошла в сторону. В июне 1904 года Афанасию Шмидт исключили из училища «за неаккуратное посещение занятий» и «непредставление обязательных работ». Афанасия с головой ушла в нелегальную деятельность, став членом Боевой технической группы, которой руководил Леонид Борисович Красин – известный впоследствии как народный комиссар путей сообщения и внешней торговли. Одной из задач этой группы была добыча денежных средств для партии социал-демократов. При этом одобрялись любые методы.

Летом 1907 года под руководством Симона Тер-Петросяна (партийная кличка – Камо) удалось ограбить Тифлисский банк. Изъятая сумма в 250000 рублей по большей части состояла из пятисотрублевых купюр. Чтобы не дать преступникам разменять добычу, руководство банка опубликовало в российских и зарубежных газетах номера похищенных купюр. Выходом из ситуации стала перебивка номеров. Эту глубоко засекреченную, тонкую работу, вооружившись микроскопом, выполнила Афанасия Шмидт. Только одна, первая, купюра получилась неудачной и потому не была разменяна на более мелкие, и ее не смогли использовать на дело революции. Ныне она хранится в музее политической истории России в Санкт-Петербурге.

В годы послереволюционного затишья Афанасия Шмидт вернулась к скульптуре. На Международной гигиенической выставке в Берлине (1911 год), тематикой которой «являлись человек, тело, здоровье, окружающая среда, пища, культура», ее работы удостоились почетного диплома. В следующем году на аналогичной Всероссийской выставке она получила золотую медаль.

Уже при советской власти Шмидт после кончины Ленина наряду с другими скульп­торами была привлечена к созданию образа вождя пролетариата. Ее скульптуры отмечались как лучшие и имели спрос, чему, возможно, способствовала деятельность брата Владимира, работавшего агентом по распространению бюстов Ленина. Однако страна вступила в период репрессий. Арестовали брата, а затем и Афанасию Леонидовну. Последовала ссылка в Казахстан. Потребовалось еще полвека, чтобы ложные обвинения были сняты и появилась возможность собирать сведения и говорить о судьбе этой женщины.