А в остальном, прекрасная губерния, всё хорошо...

Оценить
По собственным налоговым и неналоговым доходам мы в ПФО, как Чечня в России

Говорить об экономическом положении области можно по-разному. Если, как министр Владимир Пожаров, интеллигентно, то получится, что с августа уже в региональном правительстве анализируются признаки негативного сценария развития экономики. Если рубануть, прямо как сторонний наблюдатель Александр Степанов, то впору задуматься, чем вообще занимается экономический блок правительства Радаева. По собственным налоговым и неналоговым доходам мы последние в Приволжском федеральном округе и предпоследние в России. Но все эти намеки на самом деле не имели никакого отношения к теме коллегии министерства экономики, которая состоялась в минувшую среду.

Потому что там итожили по большому счету усилия министерства. И министр Пожаров сказал прямым текстом, что он благодарен своим подчиненным за добросовестный и эффективный труд. И дал понять, что совсем не их вина в том, что экономический организм региона лихорадит.

Три процента овощей скоро будут чистенькими

Промышленное производство в Саратовской области с начала года замедляется. Сельское хозяйство в целом демонстрирует только 95 процентов объемов от итогов 9 месяцев прошлого года. Наблюдается снижение производства мяса, молока. Но говорить об упадке сельского хозяйства рано, потому что у нашей области самый высокий вес сельского хозяйства среди регионов ПФО в общем объеме региональной экономики. А значит, мы должны сделать основной задачей развитие переработки производимой на территории области сельхозпродукции. Министерство видит выход в создании межотраслевой кооперации. Владимир Пожаров сказал на заседании коллегии, что будет создана межведомственная группа, которая наметит, разработает, предложит порядок действий на этом перспективном направлении.

На коллегии еще раз подтвердили, что впервые в регионе для предприятий и фермеров, занятых выращиванием овощей и картофеля, будет создан центр коллективного использования с оборудованием для очистки и фасовки мощностью 21 тысяча тонн в сезон. О том, что овощей произведено в этом году по отчетам 360 тысяч тонн, картофеля 366 тысяч тонн, а это значит, что 21 тысяча тонн – это менее трех процентов от общего объема, на коллегии министерства экономразвития не говорили. Подразумевалось, наверное, что лиха беда начало. И что когда-нибудь кооперация принесет-таки области счастье.

Вторая задача министерства Владимира Пожарова – создавать шум вокруг местных брендов. Потребительский патриотизм начали формировать с акции «Выбирай саратовское!». Дальше обещают проводить бизнес-миссии с охватом стран Евросоюза.

Инвестиции, похоже, заканчиваются

Юлия Винокурова
Первый заместитель министра
экономического развития Юлия
Винокурова сыпала цифрами про
торговлю. Хвасталась победами
в разных соревнованиях по разным
номинациям. Пообещала,
что до конца года откроются еще
3 гипермаркета и 6 супермаркетов.
Объяснила, что доля местных
товаров в разных группах
продуктов питания разная.
Чем больше срок хранения,
тем больше чужих. В среднем
же достигает 60 процентов.

За инвестиции в основной капитал министерству вроде не стыдно отчитываться. Рост к прошлому году есть. По итогам года ожидают просто резкий скачок вложений – до 126 миллиардов рублей. Но засада состоит в том, что хорошую динамику давали проекты «Северсталь – сортовой завод Балаково» и «Балаково – Центролит».

Но именно «Северсталь – сортовой завод Балаково» и «Балаково – Центролит», а также Саратовский молочный комбинат, аткарский комбинат по производству подсолнечного масла и другие завершили свои вложения в строительство и реконструкцию. И уже даже таможенники фиксируют спад импорта технологических изделий, связанный именно с завершением работ по развитию вышеназванных производств. Сопоставимо больших строек на будущий год не просматривается. Так что показатель инвестиций, связанный с капитальным строительством и улучшением технологий, на самом деле в следующем году не очень хорошо виден. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Инвесторам-2014 власть обещает работу через одно окно, расширение льгот по налогу на прибыль и имущество организаций, причем не только для новичков, но и для укоренившихся доморощенных. До конца года должен быть подготовлен комплекс мер по стимулированию муниципалитетов на привлечение инвестиций. Пожаров утверждает, что примерно 45 процентов закрепленных за муниципалитетами полномочий оказывают влияние на осуществление предпринимательской деятельности.

Главные вопросы – предоставление земельных участков, определение режимов их использования, согласование технических условий для возводимых на них инженерных объектах, выдача разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию. И в муниципалитетах должны понимать, что в 2014 году экономическое развитие области будет во многом определяться привлеченными инвесторами и деньгами, которые они рискнут вкладывать в регион. С этой целью утверждены планы развития инфраструктуры, внесены изменения в состав совета по инвестициям при губернаторе, создан двуязычный инвестиционный интернет-портал Саратовской области и на постоянной основе ведется его наполнение.

Но один локомотив для инвестиций у нас в регионе точно уже имеется. Это торговля. Рост торговых площадей за девять месяцев составил почти 10 тысяч квадратных метров. А до конца года в плюс запишут еще 6 тысяч. И по итогам года можно будет отчитаться о двух тысячах новых рабочих мест, созданных в торговле и сфере обслуживания.

Маленькие станут удаленькими

На долю малого и среднего предпринимательства приходится четвертая часть валового регионального продукта. Каждый восьмой занятый в экономике работает именно на небольших предприятиях, а если считать вместе с индивидуальными предприятиями, то каждый шестой. Еще Владимир Пожаров сказал, что три из пяти компаний, которые работают на территории Саратовской области – малые. Как-то сами собой без особой поддержки они остаются на ногах на скользком льду российского рынка. Но в 2014 году их ждет подарок.

По новому федеральному закону минимум 15 процентов средств от всех бюджетных торгов должны разыгрываться среди предприятий малого бизнеса. В настоящее время существует перечень услуг и продукции, по которым малый бизнес мог надеяться победить на торгах, где размещались бюджетные средства. Владимир Пожаров назвал эти нормы нового закона «одним из самых эффективных инструментов поддержки малого бизнеса». В Саратовской области, кстати, участие малого бизнеса в госзакупках за 9 месяцев министр Пожаров оценил в 1,5 млрд рублей. Это на 20 процентов выше уровня 2012 года.

Денежка пойдет к денежке непросто, но гарантированно

Юлия Швакова
Первый заместитель министра
экономического развития
Юлия Швакова рассказала,
что в каждом регионе в разных
формах и разными темпами
идет внедрение подхода программно-целевого планирования
бюджетных расходов.
По мнению федерального минфина,
успехов уже добились Москва,
Якутия, Коми, Брянская,
Вологодская области.
В Саратовской области процесс
формирования государственных
программ был болезненным.
Некорректно прописывались
прогнозы, проблемы, неудачно
подбирались показатели,
министерства затягивали процесс
согласования, отстаивали
финансовое обеспечение вразрез
контрольным параметрам.

Министерство экономического развития отвечает за налоговую базу, от которой пляшет доходная часть бюджета. В 2013 году министерство сосредоточилось на имущественных налогах. Напомним, что налог на имущество физических лиц полностью идет в муниципальные бюджеты, а налог на имущество юридических лиц забирает себе в распоряжение областной уровень власти. Так вот за 9 месяцев года, по отчету Владимира Пожарова, 29 тысяч земельных участков дополнительно вовлечены в налоговый оборот и 23 тысячи строений, помещений и сооружений. Но надо понимать, что имущественные налоги собираются в следующем после отчетного году. И в 2013 году эта работа министерства видна не будет. А вот уже в 2014-м сборы вполне могут составить гораздо больше, чем сегодняшние 2,3 млрд рублей от имущественных доходов. Следующим шагом для министерства станет выявление собственников, сдающих свои квартиры внаем и уклоняющихся от налогообложения этих доходов.

Чтобы бумажка отозвалась делом, чиновники готовы ходить с людьми в хоровод

А еще у нас в области чиновники скоро начнут работать по стандартам, разработанным на всё и всякие случаи жизни. Отвечать за успешный переход от хамства к стандартам будут кураторы районов. Нам светит досудебное решение проблемы по жалобам на органы власти в сроки от 5 до 15 рабочих дней. Незаконные действия чиновника оцениваются в штрафы до 30 тысяч рублей. Министерство экономического развития оценит воздействие регламентов на предпринимательскую активность. «Формальная сторона отработана, реальность пока еще пробуксовывает», – сказал заместитель председателя правительства Павел Большеданов. Но чтобы всё быстрее заработало, федеральный центр рекомендует брать предпринимателей за руку, водить их по инстанциям и добиваться исполнения стандартов. А если они не работают, то выяснять, почему.

Звоните, пишите, формулируйте

Максим Фатеев выступал на коллегии, как уполномоченный по защите прав предпринимателей. Он сказал, что всего поступило 30 жалоб от малого и среднего бизнеса. Чаще всего жаловались на муниципалитеты по земельному законодательству. Еще сказал, что качество и скорость рассмотрения жалоб зависят от качества жалоб. Нужно прилагать доказательства нарушений и четко прописывать, кем и какие права нарушены. Потому как иначе на аппарат уполномоченного ложится много работы. А он трудится на общественных началах. Как и сам уполномоченный. И они решили пока не просить от областного бюджета финансирования, хотя в некоторых регионах денежное вознаграждение для работников этой новой структуры региональными законами предусмотрено.

 


[кстати сказать]

Дискуссия, однако!

Три министра разных времен поспорили на заседании коллегии

Александр Степанов– Не хотелось сгущать краски. Но для самоуспокоения у нас в области никаких предпосылок нет. Для критики справки, которую раздали членам коллегии, слов не нахожу, –сказал Александр Степанов, министр экономики в правительстве времен Дмитрия Аяцкова. И привел несколько цифр, характеризующих настоящее положение вещей.

– Бюджетные доходы на одного жителя Саратовской области составили за 9 месяцев 22,6 тысячи рублей. Мы четырнадцатые по этому показателю в ПФО и 82-е в РФ. Кто не знает, напомню: 83 региона всего в Российской Федерации. Я не помню, чтобы у нас опускался так низко уровень. Это результат всей деятельности нашей, со всеми доходами и приходами. И это наш потенциал для решения вопросов. За девять месяцев мы зато первые в ПФО по получению безвозмездных поступлений из федерального центра. Надо говорить, что мы максимально используем этот ресурс. Но может быть, нас это и расслабляет?

Еще несколько цифр. Средняя цифра работающих на предприятиях малого бизнеса за полугодие, при достаточно стабильном росте по Федерации и ПФО, у нас снизилась со 170 до 155 тысяч. То есть на 15 тысяч сокращение произошло. Это наше отношение к малому бизнесу. Еще один немаловажный показатель – сельское хозяйство. Скот и птица на убой в живом весе – 87,4, молоко 85,7%. Грузооборот автомобильного транспорта – важнейший показатель активности предприятий и необходимости перевозок. Так вот, перевезено грузов – 72,9% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, грузооборот – 99%. По динамике реальных денежных доходов отстаем от России и ПФО. Коэффициенты рождаемости и смертности тоже плохие. Эти цифры не называются в выступлениях, а они ключевые и дают понимание состояния социально-экономического положения в области. Пока кардинальных мер по исправлению ситуации я не наблюдаю.

Сейчас в нашем государстве очень серьезный момент изменения управленческих технологий. В первую очередь имею в виду переход на программно-целевое планирование бюджетных расходов. Я бы констатировал, что мы минимум на год-полтора отстали. При этом прекрасно понимаю, что федеральный центр нас очень подвел. Сами они два раза отменяли переход на программный продукт, и у них было время на раскачку, и всё равно министр финансов Силуанов сказал месяц назад, что есть необходимость переработать программы перед входом в новый бюджетный цикл. Я понимаю, что за три месяца, которые нам дали на подготовку программ, физически было сделать невозможно всё, но, наверное, было бы легче, если бы мы раньше начали.

Владимир Пожаров– Я не знаю, может, вы сделали вывод о нашем успокоении из докладов, – предположил настоящий министр экономического развития Владимир Пожаров. – Наверное, нам надо было их поживее, похолеричнее выстроить. Но я могу сказать, что все цифры, которые вы называли, мы не скрываем. Просто можно посыпать голову пеплом и искать неординарные шаги, а можно спокойно работать и предлагать какие-то пути решения. Но, безусловно, в чем-то мы не дорабатываем.

Павел Большеданов– Если говорить о бюджетных доходах, то они в последние восемь лет такие низкие, – уменьшил глубину провала заместитель правительства области Павел Большеданов, который тоже успел поработать в правительстве Аяцкова. Причем министром финансов. – Мы были и 85-е. А выше, чем на 82-е место, никогда не поднимались. Это факт и это наш крест. И из-за этого все долги наши. Это вещи, напрямую связанные. С другой стороны, мы первые по эффективному использованию каждого рубля. Это бесспорно. Это признает минфин. У нас приближается к 99,9% соответствие расходной части Бюджетному кодексу. Ну а если говорить про скот, птицу и молоко, то мы просто пересчитали скотину и молоко. Поставили реальные цифры. Конечно, эти вещи надо высвечивать. Мы ни слова упрека не говорим в прошлое, но комментарии надо давать. Потому что публичная плоскость в анализе вещь важная. Тогда люди будут понимать.

Малый и средний бизнес несмотря на всё дает нам плюс. Хотя самый крупный монопольный бизнес дает нам четыре миллиарда минус по сравнению с прошлым годом. Но по платежам малого бизнеса мы видим рост. И выходим за счет этого на сопоставимый с прошлым годом уровень доходов бюджета. И понимаем уже, что это как раз тот бизнес, который не только на словах, а по цифрам несет доходы.