«Планируется ли реализация? – А как же!»

Оценить
Саратовские младопарламентарии смело «финансируют» свои проекты из областного бюджета

Юные парламентарии пятого созыва молодежного парламента Саратовской области собрались в минувшую пятницу на свое третье пленарное заседание. Проходило оно, как положено, в стенах областной думы. Своим присутствием мероприятие почтили несколько старших коллег, довольно активно включившихся в работу младшеньких.

Новый созыв молодежного парламента при региональном законодательном собрании заработал год назад. За это время его члены доросли до собственных законодательных инициатив (кстати, не только областных, но и федеральных), заручились поддержкой различных молодежных организаций и стали весьма щедры на деньги областного бюджета.

Работать за баллы

Пятничное мероприятие было анонсировано довольно пафосно. В плане оно значилось так: «Пленарное заседание молодежного парламента пятого созыва при Саратовской областной думе, посвященное 20-летию Конституции РФ». На деле оказалось, что главному закону страны, отмечающему на днях юбилей, был посвящен первый вопрос повестки. И значился он простенько: «Информация о 20-летии Конституции».

Председатель молодежного парламента Маргарита Розенштейн зачитала красивые слова о том, что принятие в 1993 году новой Конституции стало поворотным шагом, определяющим демократические ценности в стране. «Конституция – это не только основной закон страны, но и фундамент, определяющий ее развитие в будущем. Каждая статья, каждая буквы и каждая запятая имеют огромное значение, так как от них зависит судьба следующих поколений», – заявила глава молодежного парламента. И призвала коллег «начать с малого» – найти время и перечитать основной закон страны.

Остальные члены парламента добавлять ничего не стали. И информацию о 20-летии Конституции приняли к сведению. В итоге на рассмотрение первого пункта повестки, который так громко анонсировали, ушло две минуты.

Далее младопарламентарии занялись своими внутренними делами. Начали с того, что изменили структуру организации, ввели новую единицу – куратора, который должен осуществлять взаимодействие между комиссиями парламента и комитетами областной думы. Так как комиссий у молодежи пять, социальный, жилищный, экономический, культурно-физкультурный, аграрный, всё как у взрослых товарищей, то и кураторов должно быть столько же.

Закончили блок внутренних вопросов внесением изменений в регламент. Парламентарии ввели в документ понятие активистов, которые будут закреплены за организационным, юридическим и информационным отделами. Председатель комиссии по социальной политике и здравоохранению Андрей Маковский пояснил: «Это не члены парламента, но люди, которые оказывают ощутимую помощь в организации мероприятий».

Еще в регламент ввели механизм отвода главы председателей комиссий. Помимо того что руководитель может уйти сам, его могут отстранить от должности из-за систематического нарушения рабочего процесса или низкого бального рейтинга. Кстати, введение рейтинговой системы – еще одно новшество регламента. Выставление баллов и их подсчет станет главной функцией организационного отдела аппарата парламента. Собравшимся пояснили, что введение статистики направлено на оценку эффективности работы комиссий и их аппаратов, а не отдельных членов молодежного парламента.

Квоты для молодежи – попытка номер три

На рассмотрение старших коллег младопраламентарии представили два законопроекта. Первый касался внесения изменений в действующий федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Докладчик – председатель молодежного парламента при собрании депутатов Ершовского района Марина Пантелеева – для начала вспомнила президента Владимира Путина, который во время инаугурации обещал добиться того, чтобы уровень удовлетворенности граждан качеством государственных и муниципальных услуг достиг 90 процентов.

«День за днем власти стараются добиться показателей, о которых говорил президент», – вдохновенно сообщила Пантелеева. И поведала, что мешают чиновникам недочеты и внутренние противоречия, имеющиеся в законе. Докладчица пояснила: «Поправки призваны защитить органы государственной власти и местного самоуправления, а также многофункциональные центры. Чтобы иметь возможность урегулировать спор в досудебном порядке между заявителем и исполнителем, чтобы не пришла прокуратура и не наложила штраф, нужно устранить внутренние противоречия». Вскоре истоки вдохновенной защиты сотрудников определенных ведомств прояснились – девушка сама трудится где-то там.

В итоге с законопроектом вышел казус. Некоторые совсем юные члены парламента так и не поняли, в чем заключаются противоречия и что именно нужно изменить. Другие, более опытные и имевшие дело с данным документом, заметили, что поправки не нужны. Так, одна из коллег заметила, что никаких недочетов в законе нет, все необходимые нормы в нем прописаны. Еще один коллега напомнил, что государственные и муниципальные услуги регулируются не только рассматриваемым законом, но и другими нормативными актами, например постановлением правительства РФ № 840 от 16 августа 2012 года, которое регламентирует порядок подачи и рассмотрения жалоб на действие или, наоборот, бездействие чиновников.

Списывать федеральный законопроект со счетов не стали, для пристального изучения договорились создать рабочую группу.

Областным законопроектом младопарламентарии решили помочь в трудоустройстве молодежи. Разработчики документа о квотировании рабочих мест преисполнены грандиозными планами. «Принятие законопроекта станет значительным шагом на пути совершенствования трудовых отношений и реализации политики в сфере занятости, будет способствовать улучшению социального климата в области», – амбициозно заявил докладчик, член комиссии по социальной политике и здравоохранению Кирилл Кротов.

Документ предполагает определенное квотирование рабочих мест для молодых граждан, которых работодатель будет обязан взять к себе на работу. Категорий, на которые распространяется действие законопроекта, прописано прилично. Среди них выпускники школ, техникумов и вузов, лица, уволенные в запас с военной службы, граждане, вышедшие из мест заключений, бывшие наркоманы и алкоголики, сироты, беженцы, дети с отклонениями в развитии, а также жертвы межнациональных конфликтов и стихийных бедствий. Что же касается самих квот, то младопарламентарии предлагают такие – три процента от списочной численности работников организации.

Под действие документа подпадают граждане в возрасте от 14 до 30 лет и организации, в которых трудятся не менее 35 сотрудников. Законопроект распространяется на государственные юридические лица или юридические лица с долей государственной собственности, муниципальные юридические лица или юридические лица с долей муниципальной собственности, а также на коммерческие юридические лица, в том числе иностранные, и на индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

Преимущества, которые получит работодатель, если будут заняты все выделенные им для трудоустройства молодежи места: налоговые льготы, предоставление средств на создание и сохранение рабочих мест для молодежи, преимущество при размещении муниципального заказа.

При подготовке законопроекта младопарламентарии использовали опыт Москвы, Таганрога, Воронежской, Амурской, Ростовской и Нижегородской областей, а также республики Саха и Забайкальского края.

После фантастической преамбулы посыпались вопросы к докладчику. Причем вопросы верные и адекватные. «В законопроекте имеется экономическая составляющая. Есть ли в бюджете области деньги? И много ли их потребуется?» – поинтересовался один из парламентариев. «Деньги есть, – заверил Кротов, – но мы планируем сделать ставку на налоговые льготы». Кто-то из коллег заметил, что свободных денег в региональном бюджете все-таки нет, а без экономического стимула работодатели на квотирование не пойдут. «Сложности, конечно, есть, но надо действовать», – с юношеским задором ответил докладчик. Однако тут ему напомнили, что квотированием инвалидов занимается федеральный закон, и поинтересовались, зачем областному документу дублировать чужие функции. «Правовая коллизия получится», – заметили коллеги. «Мы хотели защиту предоставить, поэтому коллизия, я думаю, тут не повредит», – нашелся Кротов. В итоге документ решили направить на рассмотрение в комитет областной думы по культуре, общественным отношениям, спорту, делам молодежи и информационной политике.

Стоит отметить, что подобные законопроекты о квотировании рабочих мест для молодежи уже дважды вносились в региональное законодательное собрание. Было это в 2006 году и 2009-м. Инициатором первого стал тогда депутат Олег Галкин, второго – депутаты Денис Фадеев и Евгений Ковалев. Кстати, последние предлагали ввести обязательные рабочие места для выпускников вузов, ссузов, граждан до 18 лет, родители которых потеряли работу, и срочников, вернувшихся со службы. Квоту предлагалось установить в размере трех процентов от числа работников, причем на предприятии должно было работать не менее 100 человек.

Резиновый бюджет

Большой блок вопросов касался проектов младопарламентариев. Одни проекты уже состоялись, другие только планируются. Так, недавно завершился третий поток бизнес-школы «Мое дело!» Участвовали в нем 30 человек. По словам члена комиссии по социальной политике и здравоохранению Асель Адиловой, для победителей будут созданы нескольких инвестиционных площадок, где «они смогут представить свой потенциал инвесторам».

«Проект «Кадровый потенциал» был проанонсирован так: направлен на выявление молодых людей с активной жизненной позицией, которые желают работать в органах власти. Отбор самых активных будет проходить на конкурсной основе в четыре этапа. Каждый участник должен будет представить проект и защитить его перед несколькими комиссиями.

Сфер, в которых можно будет попробовать свои силы, довольно много. Это здравоохранение, ветеринария, образование, демография, культура, спорт, правопорядок, ЖКХ, труд, сельское хозяйство, экономика, охрана окружающей среды и топливно-энергетический комплекс. «Победители будут рекомендованы на должности помощников депутатов областной думы и советников министров», – пообещал представлявший проект младопарламентарий Артем Петров.

«Планируется ли реализация этих проектов?» – поинтересовались из зала. Получив утвердительный ответ, собравшиеся решили уточнить, как именно это будет происходить – при помощи рекомендательных писем или все-таки финансирования? «Путем вложения денег в проект», – смело заявил Петров.

С такой же легкостью, как и многие другие, отнеслась к областному бюджету и член комиссии по социальной политике и здравоохранению Наталья Зудина, представлявшая проект «Здоровый студент». Среди задач проекта значатся такие: создание межвузовского медицинского центра по оказанию бесплатной медицинской помощи, вакцинация студентов, обеспечение льготников лекарствами, проведение противоэпидемических мероприятий. «Откуда будет осуществляться финансирование?» – спросили докладчицу. Она ответила: «Я так полагаю, из бюджета области».