Зеленее ли трава у соседей?

Оценить
Прежде чем ехать в какую-нибудь незнакомую вам страну, близкую или далекую, почитайте, что пишут о ней в Интернете. Пригодится!

Иногда рассказы о жизни в другом городе, другой стране приводят в уныние. Но иногда эффект бывает прямо противоположный. «Неужели так можно жить?» – проносится в голове. Истории и наблюдения путешественников из самых разных уголков земного шара, с одной стороны, обнадеживают, что у нас, оказывается, не так всё плохо.

А с другой, может быть, хоть чуть-чуть заставляют менять жизнь к лучшему.

Нам и не снилось

Для начала заметка от блогера puerrtto. Чтобы порадоваться тому, что имеем.

Перед поездкой в Бангладеш автор поспрашивал знающих людей о впечатлениях от страны. То, что услышал, его насторожило, но не испугало. «Бангладешскую столицу охарактеризовали мне так: «Их ужасно много, они все бегают туда-сюда, писаются по углам, дышать нечем от загазованности, и еще криминал. Ну, своеобразно там, удачи вам».

Сам автор по приезде оттуда написал следующее: «Вы живете в большом городе, скажем, в Москве? Вас утомляют толпы в метро в час пик? Теперь представьте, что людей еще больше, чем в вашем городе, – около 30 миллионов жителей. И метро нет как класса. При этом дороги в пять раз уже и в десять раз хуже, грязи в сто раз больше. И никакой, даже самой минимальной инфраструктуры, без которой не может жить большой город. Добавьте едкий смрад от выхлопа миллионов старых колымаг. Там реально нечем дышать, к вечеру начинает болеть голова, а из носа высмаркиваются хлопья грязи. И если перечисленного вам всё еще мало, то «до кучи» накиньте жару в 40 градусов и абсолютную влажность».

Дискомфорт в Дакке – столице страны – начинается, по словам блогера, с отелей. Даже минимальный комфорт – кровать, кондиционер, душ – стоит недешево, не менее 50–60 долларов в сутки. Что весьма странно для одной из беднейших стран мира, где месячный доход среднего жителя не превышает 50–70 долларов. «Полагаю, что тотальная коррупция и бардак не дают развиваться частному бизнесу. Предполагается, что турист – человек богатый, пусть платит. А если вы бедный – спите в ночлежке. Есть и ночлежки, да, всего за треть доллара в день, причем в самом центре города. Но они чудовищны, и в них, уверяю вас, даже самый небрезгливый автостопщик жить не станет: закусают блохи и комары, вещи украдут, ну и помыться негде. После таких ночлежек первым делом надо посетить кожника, от греха подальше». Кстати, по словам автора, многие жители Дакки чешутся. Еще там принято вычесывать друг у друга вшей и давить их ногтями.

Еда – отдельная песня. Если не хотите отравиться, посещать заведения общепита, кафе и редкие рестораны в Дакке блогер не советует. «Мы не пользовались услугами общепита. А шли в лавку и покупали там мешок риса и пару консервных банок тунца. Иногда докупали консервную банку кукурузы. Не забывайте проверять срок годности консервов, в половине случаев будет просрочено. Так вот, всё это в течение полутора-двух часов готовили на медленном огне. Получалось простенько, но съедобно. И главное – абсолютно безопасно. Кроме того, периодически варили себе геркулесовую кашу». Ели всё это туристы одноразовыми вилками, захваченными из самолета.

Несмотря на поголовную бедность город, по словам блогера, стонет от пробок, которые создают мототакси и старенькие автобусы. Причем пробки там такие, что многим россиянам даже не снились. «Затрудняюсь в подборе слов для описания бардака на дорогах. Это безнадежно. Отчаявшиеся люди тысячами бредут по обочинам дорог, потеряв надежду добраться до дома на транспорте. Наш отель и центр Дакки разделяло всего семь километров, но ни разу нам не удавалось проехать это расстояние менее чем за полтора часа. Можно идти пешком. Но там же нет тротуаров, вы будете идти по обочине, уворачиваясь от тук-туков и раздолбанных автобусов. Плюс грязь, какие-то ямы, открытые люки. Не самая удачная идея, одним словом».

Дополняет картину «счастливой жизни» криминал. Главная опасность Дакки – карманники. На улицах толпы народу, все пихаются и толкаются, потому воришки не дремлют. Оставлять деньги в сейфе в отеле тоже не лучшая идея, по словам блогера. «Оттуда их могут стырить сами же работники отеля. Помните, что вы – белый человек, а это как красная тряпка для воришки, они знают, что вы обязательно имеете при себе что-то ценное».

Реклама как спасение для развалюх

Для саратовцев парковка на тротуаре считается проблемой. Мешающие ходьбе автомобили нас всё еще возмущают. А вот в Киеве это дело не просто привычное, но даже одобренное «наверху». О неприглядной стороне украинской столицы пишет блогер zyalt.

«Киев очень напоминает Москву конца 90-х с кучей рекламы, самостроя, беспорядочной торговли и совершенно наплевательским отношением к городу как со стороны властей, так и со стороны жителей», – пишет автор. И начинает перечислять проблемы. «Парковка на тротуарах. Киевляне гордятся тем, что у них это официально разрешено. Только в Киеве тебя могут задавить на тротуаре, и водитель еще окажется прав. Широкие тротуары тут что-то вроде дублеров дорог, по ним объезжают пробки, на них паркуются».

Второй сюрприз, который ждет туриста в Киеве, – подземные переходы, которые здесь повсюду. Невозможно пройтись по городу, не спускаясь под землю. Основной вред подземных переходов в том, что они провоцируют людей нарушать правила и перебегать дорогу. Добровольно спускаться под землю никто не хочет. Поэтому в дополнение к переходам в Киеве еще заборов понастроили. Нигде в мире нет столько подземных переходов, как в странах бывшего совка. В Киеве это наследие приобрело совсем отвратительную форму. Переход должен быть обязательно украшен рекламой. И самое главное – в каждом подземном переходе должен быть торговый центр. Это просто обязательно, важнее освещения, нормальной лестницы урн или плиточки.

Еще, по словам блогера, наши соседи очень любят торговые центры и рекламу. Реклама в Киеве везде – не только на фасадах зданий, но также на лавочках и клумбах. «Всё свободное место отдано под рекламу. Раньше так в Москве было. Здание начинают якобы «реконструировать» и на годы завешивают рекламными баннерами. В метро тоже всё завешано рекламой. Когда места не хватает, рекламу проецируют на потолок. «Если на доме нельзя повесить рекламу или открыть в нем магазин, то зачем нужен такой дом городу?» – любят говорить местные. В итоге домам, которые находятся в непроходных местах и не интересуют инвесторов торговых центров и рекламных агентов, не везет. Такие дома разрушаются».

О том, как изменился в последнее время небольшой городок Манчжурия, пишет автор agata-g. Она живет неподалеку, в России, но частенько наведывается к китайцам в гости. «Манчжурия в последние годы разрослась, обзавелась подсветкой каждого здания, расцветилась огнями. Редко где можно увидеть старые покосившиеся одноэтажные хибары, которыми еще 20 лет назад была застроена Манчжурия».

Еще пять лет назад самым высоким зданием в городе была одна-единственная гостиница «Интурист», теперь 25–30-этажными зданиями здесь, по словам автора, никого не удивишь. «Вообще, нормальной практикой является построить что-нибудь, лет пять-семь поэксплуатировать, а потом снести под корень и построить на этом месте что-нибудь новое. Ощущение, что за последние 10 лет вся Манчжурия уже построена чуть ли не два раза, ну, по крайней мере половина точно. Строят так, что больше этого срока дома всё равно нормально не стоят. Почему-то в Манчжурии китайцы вообще не строят ничего в своем китайском стиле. Строят что-то готическое, что-то русское, слепили копию стеклянных пирамид из Лувра, построили площадь матрешек. Матрешек там штук сто, не меньше, включая огромную матрешку размером с пятиэтажный дом, но нет ни одной пагоды».

О японском быте и нравах пишет в своем блоге mi3ch. «Токио – невероятно тихий для столицы город. Даже в тихом метро практически все молчат. Там же висит табличка, запрещающая говорить по телефону, чтобы не мешать окружающим. Кстати, в Токио пять разных метрополитенов. Три из них частные».

Есть множество вещей, которым не стыдно поучиться у японцев. Первая, по мнению автора, – пунктуальность. Допустимым считается опоздание на 30 секунд. Никакие пробки в расчет не берутся – нужно было выходить раньше.

«В отличие от русских японцы могут очень долго принимать решение, но зато это практически гарантирует, что они его не изменят: изменить принятое решение – значит потерять лицо. В Японии очень много построено на системе сдержек и противовесов. Здесь очень ценится умение держать слово. Например, премьер-министр Наото Кан ушел в отставку потому, что не смог выполнить своих предвыборных обещаний».

Дети в Японии учатся 12 лет. «После школы средний японский ребенок гораздо меньше знает об остальных странах, чем его ровесник из России. Зато в школе он изучает шесть разных предметов по Японии».

Нам остается только вежливо улыбаться

Впечатлениями о том, как живет глубинка самой бедной страны Юго-Восточной Азии, Камбоджи, и что можно увидеть, если свернуть с проторенной туристической тропы, делится блогер alexcheban.

«С 1953 года, когда страна получила независимость, а до этого Камбоджа считалась французской колонией, и начались здесь все проблемы: тоталитарный режим красных кхмеров, демографический и экономический кризис, военные конфликты с Вьетнамом и Таиландом. Только с начала двухтысячных годов в стране стало спокойно, и она открыла двери туристам. Путешествовать по Камбодже невероятно просто, дешево и очень аутентично».

Население страны абсолютно не мобильно, пишет автор. Причина кроется в деньгах. Для получения паспорта для выезда за границу нужно заплатить 250 долларов, что является абсолютно невероятной суммой для подавляющего большинства жителей. «В стране процветает коррупция, на улицах Пном-Пеня можно встретить черные «Лексусы» и тысячи мопедов и велосипедов, пропасть между горсткой высшей касты и всеми остальными невероятна. При этом камбоджийская народная партия на каждом перекрестке уверяет людей в непрекращаемом движении вперед и вверх».

Простая камбоджийская деревня – настоящий клондайк для фотографа. Люди здесь невероятно открыты и позитивны, уверяет блогер, который познакомился с живущими в деревне семьями и заглянул к ним в гости. В домах местных мебели нет, спят они в гамаках, сидят на полу. У некоторых имеются старенькие телевизоры, которые занимают единственный в доме стол. Едят камбоджийцы тоже на полу, готовят в неких топчанах. Внутренних стен в домах как таковых нет. Единственное украшение дома – фотографии в рамках. «Дома представляют собой конструкцию из дерева и фанеры на сваях, внизу находится хлев и курятник. Деревня не электрифицирована, жители периодически возят для подзарядки аккумуляторы в ближайший более-менее крупный городок. Пол в домах не цельный, внизу ходят утки и прочая живность. На улице выше 35 градусов, поэтому запах в помещении можно представить себе...»

В противовес этому настоящий шок испытал блогер greezley-boy от посещения деревни в одном французском захолустье, куда их в конце отпуска отвезла жительница Ниццы, квартиру у которой они снимали. «Деревенька древняя и вся сложена из маленьких камушков. Стены плющом обвиты, а проходики между аккуратными домиками такие узенькие, что и боком-то еле проходишь». Повосторгавшись видами и пейзажами, автор остановился на том, что его больше всего удивило. Первое – идеальная чистота улиц. «Привык я к стерео­типу, глядя на нашу деревню, что дороги должны быть только в виде колеи от колёс, домики – полуразвалившиеся, заборы кое-как сколочены из разных штакетин. Не знаю, может, и в России есть где-то подобные чистенькие деревни, но вот мне как-то не попадались».

Второе, что удивило, – закрытый в выходной день полицейский участок. «Просто закрыта дверь, а на ней висит обычный навесной замок! Всё! Ни дежурки, ни машин – никого!» У ратуши автора пора­зила колонна с двумя кранами, из которых лилась чистая вода. «Знаете, куда вода течет? В мини-бассейн, в котором плавают золотые рыбки! И никто их руками не ловит, в воду не плюёт, бычки и фантики туда не кидает».

«Добил» блогера уличный туалет, где всё смывается специальной жидкостью и прочищается автощетками. «Ни запаха, ни перекошенных досок, ни обгаженной дырки в полу. Туалет еще и автоматизирован!»

В общем, впечатления от маленькой прованской деревеньки остались у автора самые наилучшие. Потому он решил поинтересоваться у француженки, которая его туда привезла, не образцовая ли это деревня, предназначенная для туристов. «Ответила, что обыкновенная, как и все. Знаете, я был подавлен. Кстати, сама француженка мечтает приехать в Россию, взять напрокат машину в Москве и поездить по русской глубинке, чтобы посмотреть тургеневские деревеньки, музеи, дворянские имения, которые она видела в фильмах Михалкова. Я в ответ только вежливо улыбнулся...»