Майская ночь за пару дней до зимы
Премьера «Майской ночи» состоялась 28-го и 29 ноября на малой сцене драматического театра. Исходя из названия дипломного спектакля театрального института Саратовской государственной консерватории имени Собинова, можно сделать вывод, что подопечные Аредакова взялись за одну из самых известных повестей Гоголя. Это не так, вернее, не совсем так.
В программке указано, что спектакль поставлен по «Сорочинской ярмарке», «Ночи перед Рождеством», «Майской ночи, или Утопленнице» и «Старосветским помещикам». Режиссер-постановщик – заслуженная артистка России Эльвира Данилина.
Шумел камыш...
«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!» Так начинается вторая глава гоголевской «Майской ночи» и так же начинается спектакль. Однако на том и заканчивается дословное следование Николаю Васильевичу, потому что на сцене не один рассказчик, а много, и у каждого из них будет свое мнение. «Божественная ночь!» – «Нет, очаровательная!» – «Нет, божественная!» – спорят друг с другом парубки и дивчины.
Сразу возникает несколько вопросов, на которые надо будет ответить. Перво-наперво: как надо было поступить с подобными авторскими описаниями и отступлениями? Данилина вышла из положения самым оригинальным образом – не убрав описания и не доверив их пересказ какому-то одному актеру. Майскую ночь сыграли все сразу, и, пожалуй, это самый удивительный и приятный момент спектакля, когда ребята воспроизводят всё то, что в ту ночь может произойти: вот кошка промяукала, вот собака, услышав шорох, зарычала, где-то вдалеке стадо идет и слышно каждую скотину, будь то овца или корова. Но самое замечательное в исполнении всех студентов – это гроза с дождем: потихоньку-потихоньку начинает накрапывать, где-то прогремели первые раскаты грома, и вот уже стук капель усиливается и начинает разгоняться сильнее и сильнее – ливень. Проходит совсем немного времени, и он затихает. Зал смотрит, затаив дыхание: такого он явно не ожидал. Думаете, хорошая звуковая подкладка? А вот и нет, всего-навсего от ребят потребовался голос да умение пользоваться подручными средствами.
Настоящий мистический
Второй вопрос, который нас интересует: а будет ли здесь знаменитая гоголевская мистика с ведьмами, утопленницами да вечным гостем Николая Васильевича – чертом? С последним, к сожалению или к счастью, не заладилось – его в спектакле нет. Впрочем, ведьма и утопленницы восполняют дух мистики с лихвой, и как исполняют: насколько бойка Хивря, Вероника Виноградова, настолько же скромна и застенчива панночка Елены Земсковой. Более того, и это обязательно стоит отметить, у Данилиной замечательно соблюден баланс трех непременных составляющих творчества Гоголя: увлекательность сюжетной линии – авторские размышления – мистика. Стоп-стоп, скажете вы, а как же знаменитый казацкий дух, как же сами парубки и дивчины? И правда, про молодецкий дух мы чуть не забыли.
Задор нов
Когда идешь на дипломный спектакль, то в первую очередь тебе, пожалуй, интересно смотреть не то, что ставят, а как играют. Надо отдать должное, «Майская ночь» идеально подходит для дипломного спектакля – здесь почти все герои молоды и удалы, особенно Левко (Александр Гайдаржи), дерущийся, не разобрав в темноте, с отцом – головой (Роман Рощин), спасающий панночку, а потом, с ее помощью, женящийся на очаровательной Ганне (Яна Капцова). Хороши и второстепенные персонажи.
По всей видимости, звуковых экспериментов в начале спектакля его было мало создателям, и они решили разнообразить «Майскую ночь» весьма конкретной музыкой. Правда, и здесь не обошлось без юношеского задора и озорства: в спектакле прозвучат и «Smells Like Teen Spirit» Nirvana, и «In the Army Now» Status Quo, и даже музыка из советских кинофильмов «Берегись автомобиля» и «В бой идут одни старики». Думаете, с оригинальной лирикой? А вот и нет, слова будут те, которые и должны быть в этом спектакле. И ладно, бог с ними, с саундтреками. Но ведь ребята ломают окончательно все рамки, когда начинают читать рэп, танцевать брейк-данс (парубки, напомню!) и заканчивать свой номер (а по сути чем не номер?) словами «Эй, голова, давай, до свидания!». Это озорство? Безусловно! Хулиганство? Едва ли.
Наконец, и это самый главный вопрос, что показал и дал нам спектакль, можем ли мы открыть для себя потенциальных актеров, которые будут радовать нас своей игрой? И вот здесь, пожалуй, следует быть осторожным: как уже понятно, «Майская ночь» очень хорошо показала способность ребят работать в коллективе. Мы поняли, что их учили вокалу и пластике – и учили хорошо. Однако нельзя не отметить и то, что пока по этому спектаклю сложно сделать выводы, кто на что способен: «Майская ночь» берет своим озорством и хорошей работой в коллективе, но даже главные роли пока еще мало говорят об этих ребятах. Значит, нам следует ждать следующего дипломного спектакля, уже по пьесе Эдварда Олби «Все в саду».