«Креативный деятель» на штраф не обиделся

Оценить
Общественная палата взялась за транспортные проблемы Саратова: дело будет!

Александр Соломонович удостоился комплимента от Олега Васильевича. Глава Саратова назвал руководителя общественной палаты области «креативным деятелем». В минувший четверг по инициативе Александра Ландо в жизни палаты – да что там, всего региона – состоялось выдающееся событие: «расширенное заседание совета Общественной палаты «Проблемы транспортной логистической инфраструктуры Саратовской области».

Ландо удалось привлечь к обсуждению проблемы начальника ГУВД области Сергея Аренина, областных и городских депутатов, чиновников администрации Саратова. И, разумеется, Олега Грищенко.

Ликвидировать пробки без денег

Поскольку столь представительная аудитория не вмещалась в скромных владениях общественной палаты, в «безвозмездное пользование» больше чем на час расширенному совету с мудрёным названием было предоставлено внушительное помещение в ГУ МВД России по Саратовской области. Говоря простым языком, собравшиеся обсуждали транспортные пробки в Саратове и методы борьбы с ними. Эту проблему пытались решать много раз на разных уровнях. Пока безрезультатно. Но уж теперь, когда в дело вмешалась общественная палата, что-то, несомненно, сдвинется с места.

Началось действо с предостережения Ландо об уверенном продвижении города «к транспортному коллапсу», но стратегии решения проблемы нет ни у областного комитета транспорта, ни у городского.

Олег Грищенко не согласился с обвинением в бездействии, назвав это «обывательской точкой зрения». Дорожный комитет совместно с ГИБДД работают. Но всё упирается в деньги (хотя глава палаты призвал к поиску малозатратного способа ликвидации пробок). Грищенко перечислил известные ему методы. Самый фантастический – строительство метро. Обустройство паркингов, строительство подземных переходов, выделение свободных зон под скоростной трамвай. Да вот только муниципальный Саратовгорэлектротранс того и гляди прикажет долго жить, ведь дотации из областного бюджета на компенсацию проезда льготников поступают в урезанных объемах. Возмущенный Грищенко завершил спич словами: «Думайте, что говорите!»

Ежедневно на штрафстоянки увозят 120–130 машин

Александра Соломоновича обидеть трудно. Нацеленный на продуктивную дискуссию, он сидел в президиуме в белой рубашке, как именинник. Ландо предложил: «Давайте двигаться!» И предоставил слово начальнику управления ГИБДД области Павлу Рогову.

Рогов сообщил, что в области зарегистрировано 987 тысяч транспортных средств. Насыщенность близка к критической: 300 автомобилей на тысячу населения. Рост автопарка продолжается. Естественно, возрастает аварийность, и нарушения ПДД фиксируются чаще. За 2013 год выписано 650 тысяч постановлений о взыскании штрафов на 271 млн рублей. Но в бюджет поступило только 109 миллионов.

Каждый, кто получал «письма счастья», должен гордиться, что внес свою лепту в пополнение тощей областной казны. Еще больший повод для гордости у тех, чьи машины были доставлены на штрафстоянки за нарушение правил парковки. Их вклад в бюджет весомее, чем за банальное превышение скорости. Ежедневно в Саратове, по словам Рогова, эвакуируется 120–130 автомобилей.

Александр Соломонович одновременно предавался воспоминаниям и грезил: некогда, работая пионервожатым, он в Хвалынск ездил на «Метеоре». Где они сейчас, «Метеоры» с «Ракетами» на подводных крыльях, речные трамвайчики, наконец? И почему бы не наладить переправу из Саратова в Энгельс? Вот и новая набережная стоит пустая. А можно там установить пристань...

Олег Грищенко как мог возвращал главу палаты к реальности: мол, у города есть договор с фирмой, которая занимается перевозками на речных трамвайчиках. Но рентабельны лишь некоторые направления, бизнес в убыток работать не будет.

Главный полицейский, как образец человеколюбия

Сергей Аренин тоже проявил заинтересованность в ликвидации пробок. Но, «усиливая репрессии, мы пожнем недовольство людей», к тому же массовое. Увеличением числа эвакуаторов проблему не решишь, уверен Аренин. Ведь стоянок в центральной части города как не было, так и нет. А там, глядишь, и штрафстоянок на всех не хватит.

Полицейский начальник считает необходимым устанавливать на дорогах больше камер видеофиксации. Это «некоррупционный метод». А еще у Сергея Петровича есть мечта. Чтобы в Саратове было, как в Новосибирске. Там граждане сами активно фиксируют на фото нарушения правил парковки. Увидел, что сосед, чья машина круче твоей, поставил свою тачку на тротуар, щелкни телефоном и отнеси заявление в полицию. Жаль, что Аренин не упомянул, что это можно сделать на портале госуслуг, не выходя из дома. Сегодня ты соседа «сдал», завтра – он тебя. И полиции радость (лишнее раскрытое правонарушение), и бюджету прибыль. Каждый мечтает о своем. Не о метро же в Саратове мечтать Аренину.

Стрелка – вопрос политический

Депутат облдумы Леонид Писной напомнил о жуткой и постоянной пробке на Стрелке при выезде из Ленинского района. Есть проект транспортной развязки, которому мешает заправка Лукойла. Бороться с монополистом никто не решается – «вопрос политический», считает Писной. Неважная ситуация с параллельной проспекту 50 лет Октября дорогой вдоль бывшего химучилища в районе Стрелки. Жители домов обещают Писному лечь костьми, но не допустить движения транспорта через «свою» территорию.

Еще депутат-строитель озабочен законодательным вакуумом в деле оформления собственности на подземные объекты. Может, поэтому подземные паркинги и строятся так неохотно. И стоят подземные места в Саратове столько же, как и центре Москвы: за 700 тысяч рублей можно приобрести одно машино-место.

Зато эксперимент по строительству карманов для парковки за счет сужения тротуаров себя полностью оправдал, доволен Леонид Писной.

Запрет на строительство в центре, трамвай и платный въезд

Наиболее разумные предложения, на субъективный взгляд автора, были у общественников, двух Александров – Джашитова и Степанова.

Председатель Ассоциации самоуправляемых территорий Джашитов так видит «три стратегических вопроса» развития Саратова: запретить высотное строительство в центре; разумно организовывать схемы движения при строительстве на окраинах; освобождать центр от частного транспорта. «Там нужны рельсы, трамваи».

Выступление Степанова перекликалось с джашитовским: город нужно приспосабливать для людей, а не для машин. Посему необходимо закрывать центр для частников, развивать электротранспорт.

Парад предложений

Были и другие неординарные выступления. Член палаты Михаил Волков, например, считает, что двух мостов через Волгу (один есть, второй в мечтах) Саратову мало. Надо бы четыре.

Депутат облдумы, руководитель потребительского общества «Покровское» Олег Подборонов готов найти инвестора для организации переправы из Энгельса в Саратов на судах на воздушной подушке.

А у областного депутата, директора автобусного парка Андрея Беликова и так всё хорошо, ведь количество пассажирского транспорта в Саратове – достаточное (это он об автобусах. – Прим. авт.).

Члены палаты Юрий Виткин предложил сделать парковку в центре платной, эвакуировать только те машины, которые реально мешают движению. И дать добро бизнесу на видеофиксацию нарушений правил парковки. Обещает 700–800 млн дополнительных рублей в бюджет.

Искрометное сравнение, свидетельствующее о тщательной подготовке к мероприятию, прозвучало от сенатора Михаила Исаева: чтобы разместить 600 тыс. саратовских машин, потребуется парковка площадью в 1250 стадионов «Локомотив» (более 5 млн кв. метров). Нужно достаточное финансирование и законопослушность граждан. Вот только где их взять?

Общественница Валентина Боброва выступила за создание рабочей группы по написанию программы развития «логистической инфраструктуры».

Ландо остался доволен и с удовлетворением отметил, что он один из немногих председателей общественных палат, кому удалось наладить столь конструктивное сотрудничество с начальниками ГУ МВД. В других регионах такой гармонии не наблюдается. И штраф, выписанный Арениным водителю главы палаты за превышение скорости, этому сотрудничеству только на пользу.