Увидеть свет в конце созыва?

Оценить
Саратовская областная дума становится совсем странным органом

Конечно, представительные функции за ней остаются. И даже, с некоторой натяжкой, можно считать облдуму законодательным собранием. Но... Правда, очередное, семнадцатое заседание думы было интересным. И не потому что депутаты активничали, задавали вопросы, обсуждали рассматриваемые законопроекты. А потому что вопросы, которые народные избранники безропотно «голосовали», были важными, актуальными и злободневными.

Безусловно, законопроекты обсуждались на заседаниях комитетов. А до этого на рабочих группах. Но это совсем не повод для того, чтобы превращать думу в безропотную машину для голосования. Хотя... Есть еще партийная дисциплина.

Кстати, о партиях. На семнадцатом заседании «засветились» оба неединоросса. Сначала коммунист Сергей Афанасьев высказался по поводу принятия бюджета на следующие три года. Затем член «Справедливой России» Зинаида Самсонова довела свои предложения по поводу изменений в выборное федеральное законодательство (ведение графы «против всех»). Но оба выступления ушли «в свисток».

И еще. Практически весь кабинет министров в ходе думского заседания был погружен в свои планшетники. Наверняка, не теряя времени, министры работали.

Вспомнили

Но началось думское мероприятие необычно. Председатель законодательного собрания сообщил, что 17-е заседание – нетипичное. И что депутаты намерены провести «Час Конституции». Потому что исполняется 20 лет со дня ее принятия. По этому поводу прозвучал гимн страны. Но только музыкальная ее составляющая. Слов – ни в записи, ни в исполнении депутатов – не прозвучало. А ведь некоторые депутаты Государственной думы от Саратовской области гимн в подобных случаях поют.

Удивительно, но в повестку дня думского заседания было внесено только четыре дополнительных вопроса. Три из них касались вице-губернатора Дениса Фадеева. Точнее, должности вице-губернатора. Сначала в уставе области и всех остальных основополагающих законах разделили должности вице-губернатора и руководителя аппарата губернатора. А потом на должность «вице-» согласовали кандидатуру Дениса Фадеева, который еще накануне вполне себе успешно совмещал вице-губернаторскую работу и деятельность руководителя аппарата губернатора. Но, видимо, руководство Фадеева сочло, что Денис Владиславович должен в большей степени сосредоточиться на национальных, межнациональных вопросах и проблемах внутренней политики. Депутаты вопросов Фадееву не задавали, из зала был слышан голос «мы его знаем», за Фадеева проголосовали, и ему похлопали. Коллеги по правительству радостно поздравили новоназначенного старого вице-губернатора с высокой должностью.

Солисты

Дольше всех на трибуне в ходе заседания задерживались министр образования Марина Епифанова и председатель думского комитета по бюджету Николай Семенец.

Марина Анатольевна докладывала восемь вопросов, Николай Яковлевич – десять.

Но если министр образования равномерно распределила свое время на все вопросы, то депутат подробно остановился на проекте бюджета на грядущие три года, а по остальным пунктам повестки дня прошелся пунктиром. Потому как все они, бюджетные вопросы, так или иначе были связаны с основным финансовым документом трех последующих лет.

Все законопроекты, которые докладывала Епифанова, касались нового областного закона об образовании и последующими за этим изменениями в многочисленные законодательные акты. Например, в связи с тем что с 2014 года платить тысячу рублей за классное руководство будет областной бюджет, в несколько документов необходимо было внести «изменения в порядок определения нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности в части увеличения фонда оплаты труда». И еще для реализации 35-го федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» решено увеличить норматив на учебные расходы с 385 до 510 рублей для обучающихся первой ступени, до 730 – второй ступени, до 700 рублей – для третьей ступени. Как в эти деньги можно уложиться, покупая учебники, не очень понятно. Но норматив есть норматив.

Доклады Семенца, понятно, были связаны с бюджетом. Николай Яковлевич прочитал пространный доклад, который изобиловал не столько цифрами, сколько умеренно оптимистичными заявлениями типа того, что, «скорее всего, депутаты этого созыва увидят свет в конце тоннеля». Речь шла о туманных перспективах сделать областной бюджет сбалансированным. То есть бездефицитным. При обсуждении закона о бюджете в прошлом году депутаты отчего-то были уверены, что распрощаться с дефицитным бюджетом им удастся в 2016 году. Но «жизнь вносит свои коррективы». И теперь депутаты рассчитывают, что в 2016 году дефицит сократится с 7,4 миллиарда (2014 год) до 3,5 миллиардов.

А пока Николай Семенец говорил о сложной экономической ситуации и слаженной работе согласительной комиссии, которая за месяц урегулировала все цифры. Причем урегулировала настолько, что на заседании думы бюджет был принят сразу в двух чтениях.

Однако при этом «согласительная комиссия рекомендовала осуществить ряд мероприятий по улучшению финансовой ситуации», «правительством наработана хорошая практика работы с промышленными предприятиями. Но недоимка велика, потому работу надо усилить...»

Среди законопроектов, касающихся областного бюджета, был и такой, который доходы не увеличивал, а, наоборот, предоставлял льготы. Николай Семенец рассказал, что решено предоставить льготы по транспортному налогу 27 приемным семьям. Именно столько семей, из 112 взявших на попечение троих и более детей, имеют автомобили.

Тут ситуацию по льготе решила пояснить вице-спикер облдумы Татьяна Ерохина, которая сообщила, что предоставление льготы – это выполненное поручение президента Путина, которое тот дал по итогам первой конференции «Общероссийского народного фронта» по строительству социальной справедливости в обществе.

Татьяна Ерохина не могла знать, что депутаты пре­дыдущего созыва приняли массу законов, способствующих созданию социальной справедливости. А вот коммунист Сергей Афанасьев о них не забыл.

Напоминая о себе

Сергей Николаевич был единственным депутатом, который высказал свое мнение по поводу бюджета 2014–2016 годов. Как всегда, выступление Афанасьева было предельно невнятным и неструктурированным. Сначала он высказался в том смысле, что «не смогли изыскать средства на те законы, которые приняли, но так и не начали действовать». Потом похвалил согласительную комиссию, «которая высказала часть критических замечаний в адрес правительства. И это правильно». А далее сообщил, что «большой долг не позволяет мне голосовать за принятие бюджета».

Немного расшифровал выступление коммуниста Николай Семенец, который пояснил, что в прошлые годы дума приняла 19 законов, которые предоставляют те или иные льготы. Сегодня цена этих льгот – 970 миллионов. Которых, понятно, в бюджет нет. Потому согласительная комиссия пришла к выводу, что вводить в действие законы, предоставляющие льготы тем или иным категориям граждан, пока не будут.

На том и порешили. За бюджет – 2014–2016 проголосовали все депутаты, за исключением, естественно, коммуниста Афанасьева. Кстати, на думском заседании присутствовало 32 депутата из 45.

Помимо коммуниста, напомнила о себе и Зинаида Самсонова. Как уже говорилось выше, Зинаида Михайловна взяла слово в ходе обсуждения федерального избирательного законодательства. Документ называется «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов».

Судя по всему, Зинаида Михайловна тщательно изучила законопроект. Суть ее выступления свелась к тому, что, вводя графу «против всех», федеральный законодатель отдает на откуп регионам возможность вводить или не вводить эту графу в законодательство региональное. То есть один регион может вставить в свои бюллетени «против всех», а второй – воздержаться. А это нарушает равенство граждан, уверена Самсонова. Дабы такого неравенства не допустить, Зинаида Михайловна предложила, чтобы Саратовская областная дума вышла инициативой об обязательном наличии графы «против всех» во всех избирательных бюллетенях.

Бизнесмену Самсоновой оппонировала юрист Галина Комкова, которая вообще не поняла, где «она [Самсонова] всё это взяла». Параллельно Комкова объяснила, что депутаты могут поддержать или не поддержать законопроект, а поправки в него вносить не имеют права. Понятно, депутаты законопроект поддержали, а Комкова в перерыве тихонько извинилась перед Самсоновой, потому как тоже обнаружила те новеллы, которыми была недовольна Зинаида Михайловна. Но было уже поздно.