Не просто шаг назад, а очень опасная идея
Путинский законопроект о возвращении МВД и Следственному комитету право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без участия в этом процессе налоговых органов вот уже месяц будоражит российскую предпринимательскую общественность. Силовики обещают, что без участия налоговой в уголовном процессе поступлений в бюджет будет только больше. Остальные сомневаются. Сначала проект раскритиковали правительственные чиновники, затем возразить решились и предприниматели.
Третий лишний
В середине октября в Государственную думу был внесён законопроект Владимира Путина, согласно которому налоговые органы лишаются исключительного права влиять на возбуждение дел по налоговым преступлениям. Напомним, что с 7 декабря 2011 года уголовные дела по налоговым нарушениям можно было возбуждать только на основании материалов, представленных налоговиками. Теперь этот порядок предлагается поменять и вернуться к прежней схеме, когда правоохранительные органы самостоятельно принимали решение о наличии или отсутствии состава преступления по налоговым делам. Это объясняют тем, что якобы появление в уголовном процессе Федеральной налоговой службы РФ «заметно снизило эффективность раскрытия налоговых преступлений и значительно затруднило использование результатов оперативно-розыскных мероприятий, проводимых органами внутренних дел РФ в рамках борьбы с налоговой преступностью». То есть ФНС стала мешать Следственному комитету и причинять неудобства.
Президентский законопроект появился именно как реакция на желание СКР вернуть утраченные два года назад полномочия самостоятельно возбуждать уголовные налоговые дела. В Следственном комитете, собственно, проект этого закона и разработали. Причём следователи не только требуют возвращения старого порядка по открытию уголовных налоговых дел, но и хотели бы ужесточения борьбы со схемами уклонения от налогов.
В доказательство необходимости возвращения к прежнему порядку СКР предлагает сравнить статистику по открытию налоговых дел. Якобы она демонстрирует, что в период «до» дел о налоговых преступлениях было больше, чем в период «после». Например, в 2009–2010 годах в России регистрировалось по 13–14 тысяч налоговых дел, а в 2012-м – чуть более двух тысяч. И до суда, мол, эти дела сейчас доходят не все.
В Саратовской области в 2009 году было возбуждено 366 налоговых дел, в 2010-м – 188. Найти точные цифры за 2012 год оказалось непросто. Обрывочные данные прокуратуры области и регионального СУ СКР противоречивы. Так, например, есть информация, что за 4 месяца 2012 года в Саратовском регионе было выявлено 130 налоговых преступлений. Однако по информации за 9 месяцев того же года, было возбуждено и раскрыто только 10 уголовных дел по налогам.
В следственном управлении СКР по Саратовской области президентский законопроект не комментируют, но поясняют, что длительность проверок налоговой службы зачастую мешает заведению уголовного дела. Даже если налоговая, мол, и подтвердит факт наличия преступления, сроки давности по возбуждению уголовного дела могут истечь за время проведения этой проверки. И такое якобы не раз уже случалось.
Региональное управление ФНС России от комментариев по законопроекту тоже отказалось, заявив, что они, как исполнительный орган власти, не вправе давать оценки законодательным инициативам. «Будет закон – мы будем его исполнять», – ответили нам в налоговой службе.
Следователи снова желают «кошмарить бизнес»
Идея СКР о возвращении к старой схеме вызвала много споров в самых разных кругах. В российском правительстве, например, Следственный комитет получил поддержку министерства финансов. Прежний порядок выгоден минфину, так как увеличит налоговые поступления в бюджет. Против высказалось минэкономразвития РФ. Здесь заявляют, что вероятность роста налоговых поступлений при смене порядка ничтожно мала и не стоит того удара, который будет нанесен по малому и среднему бизнесу.
С критикой идеи Следственного комитета, оформленной в президентский законопроект, выступил даже глава российского правительства Дмитрий Медведев. И это понятно, поскольку поправки в УПК, действующие с 2011 года и ограничивающие права СК, принадлежат именно ему.
Медведев публично заявил, что он не доволен ревизией своих президентских инициатив. «Я свою позицию формулировал ещё в тот период, когда вносил соответствующий законопроект, в результате которого общее количество уголовных дел (по делам о налоговых преступлениях) существенно снизилось. Общее количество уголовных дел не может быть показателем эффективности деятельности правоохранительной системы: навозбуждать-то можно всё что угодно, особенно по заказу и за деньги, что очень часто, к сожалению, происходило, когда одна структура с другой борется».
С позицией премьер-министра Медведева солидарны экс-министр финансов Алексей Кудрин, бизнесмен и политик Михаил Прохоров, вице-президент РСПП Игорь Юргенс, президент «Опоры России» Александр Бречалов и многие другие. Все они считают, что возвращение правоохранительным органам права возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без представления налоговых органов – не просто шаг назад, а очень опасная идея. Ради поступлений в бюджет они, мол, будут попросту давить на бизнес. До медведевской реформы к уголовной ответственности могли привлекаться налогоплательщики, к которым у ФНС не было претензий, вспоминают эксперты.
Сейчас силовые органы, которые во время президентства Медведева были серьезно отодвинуты от экономики, хотят взять реванш. И это может заметно ухудшить инвестиционный климат, полагает экспертное сообщество. Потому что основные претензии инвесторов лежат не в области экономической политики России, а в области работы правоохранительных органов и иного вмешательства государства в экономику, поясняют они.
Единым мнением против
Саратовское экспертное сообщество пока решило воздержаться от публичного обсуждения президентского законопроекта. Говорят, что тема эта «слишком скользкая». От имени деловых кругов Саратовского региона выступил только бизнес-омбудсмен Максим Фатеев. Он отметил, что все общественные объединения предпринимателей – Российский союз промышленников и предпринимателей, «Деловая Россия», «Опора России», торгово-промышленная палата – и уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов выступают с единым мнением о необходимости убрать риск возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям без участия налоговых органов.
«На сегодняшний день, по данным соцопросов, две трети предпринимателей доверяют Федеральной налоговой службе, – говорит Фатеев. – Например, в 2009 году было возбуждено больше 13 тысяч налоговых дел в целом по России. При этом почти 80 процентов из них рассыпались в суде или до суда. В 2012 году таких дел в Российской Федерации было только 1170, и почти половина из них были вполне обоснованы. Что в итоге получается? Силовая угроза ушла, а поступления в бюджет не снизились. Уверен, что правоохранительным органам необходимо повышать эффективность межведомственного взаимодействия. Упрощение привлечения предпринимателей к уголовной ответственности по налоговым преступлениям в данном случае малоэффективно как для усиления законности, увеличения налоговых поступлений в бюджет, так и для развития бизнеса в целом».
Президентское «Ша!»
Резкая критика выдвинутой им инициативы, кажется, всерьёз разозлила президента. На минувшей неделе Владимир Путин недвусмысленно намекнул несогласным, что лучше бы им попридержать языки. А заявление президента о том, что чиновникам следует придерживаться установленного порядка обсуждения сложных тем (делать это нужно в правительстве или в Кремле, а не в СМИ), и реплику про то, что несогласные могут последовать примеру Кудрина, «перейти из правительства в экспертное сообщество», общественность расценила как прямую угрозу в адрес Медведева.
Некоторые политологи негативную реакцию президента на критику объясняют «двусоставной причиной». Одна составляющая – аппаратная, вторая – имиджево-популистская. Первая, по мнению аналитиков, связана с тем, что либеральная часть элиты недовольна укреплением позиций силовой части элиты в лице Следственного комитета и ряда влиятельных структур и персон. Последние, мол, получают дополнительные рычаги давления на своих либеральных и умеренно-либеральных оппонентов во власти, и у них появляются дополнительные шансы по перехвату бизнес-ресурсов и скрытому рейдерству.
«С другой стороны, Путин действует в неком популистском ключе, потому что, как показывает опрос общественного мнения, население ждёт от него неких решительных действий по борьбе с коррупционерами, – говорит Александр Шатилов, декан факультета «социология и политология» финансового университета при правительстве РФ. – В этом контексте такого рода законопроект можно вполне удачно распиарить. Дескать, Путин открывает огонь по штабам, никого не жалеет, потому что закручивает гайки в отношении элиты. То есть здесь, я думаю, присутствует и имиджевая составляющая».
Чтоб и овцы были целы, и волки сыты
В начале ноября руководители основных бизнес-организаций – РСПП, «Деловой России», «Опоры России», ТПП – вместе с бизнес-омбудсменом Борисом Титовым обратились к президенту с просьбой провести дополнительные консультации по законопроекту. Они уверены, что возможен компромисс: силовики могут получить право на доследственные действия до завершения налоговой проверки.
В середине ноября Михаил Прохоров, лидер партии «Гражданская платформа», объявил о начале сбора подписей против президентского законопроекта. Он надеется собрать более 100 тысяч подписей и затем направить обращение президенту Владимиру Путину.
А буквально на минувшей неделе правительство РФ во главе с Дмитрием Медведевым направило в Кремль поправки к президентскому законопроекту. Пресс-служба президента Путина подтвердила, что документ получен, он обсуждается, но решение о том, принимать поправки или нет, пока не принято. Суть предложенных поправок в том, чтобы Следственный комитет, получив оперативные данные о налоговом преступлении, вместо немедленного возбуждения дела направлял эти данные в ФНС. Налоговики обязаны будут в течение месяца провести выездную проверку предпринимателя, а уж по результатам проверки будет видно, нужно ли возбуждать дело. Такая схема действий позволит минимизировать их риски, сохранив при этом общую концепцию президентского законопроекта. Однако в налоговой службе и этот предлагаемый новый порядок считают неэффективным, потому что за месяц полноценную налоговую проверку на крупном предприятии провести просто невозможно. Кроме того, налоговики опасаются, что за время проведения проверки подозреваемый может уничтожить доказательства, пользуясь тем, что у следствия не будет возможности сразу изъять все улики.