Кому что сверху виднее?

Оценить
Точка зрения специалистов на отечественную авиационную отрасль не совпадает с воззрениями депутатов Госдумы

Авиакатастрофа в Казани вызвала волну разговоров о техническом и профессиональном состоянии отечественной авиации. Что нужно предпринять для того, чтобы подобные аварии больше не повторялись? Депутаты Госдумы предложили запретить с 2017 года эксплуатацию самолётов возрастом старше 20 лет.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев высказал идею о запрете закупки лайнеров «преклонных лет». Еще среди его предложений необходимость повышения квалификации пилотов, борьба с контрафактными запчастями, прямая ответственность за безопасность полетов владельцев авиакомпаний. Были упомянуты Гутеневым и созданные российским правительством условия, согласно которым зарубежные машины – конкуренты нового отечественного самолёта «Суперджет Сухой» – продаются «по демпинговой цене». Владимир Гутенев неоднократно подчеркнул в своих публичных выступлениях, что это не только его личное мнение.

Известный в Саратове промышленник, имеющий отношение к компании «Саравиа», Аркадий Евстафьев для характеристики предложений депутата Гутенева цензурных слов не нашёл. И посоветовал почитать письмо лётчиков-испытателей, Героев России, к президенту страны.

В письме, появившемся в Сети на минувшей неделе, Герои России и СССР доводят до сведения главы государства, что гарантированное Конституцией российским гражданам право на жизнь уже много лет «очевидным образом игнорируется высокопоставленными государственными служащими, чья прямая обязанность – обеспечение российских авиакомпаний надёжными новыми самолётами отечественного производства». Далее приводятся конкретные примеры, в которых упоминается и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК).

«К сожалению, ОАК, руководимая Погосяном М. А., не только не наладила производство гражданских авиалайнеров. Его усилиями было преступно сорвано производство ближне-среднемагистрального самолёта Ту-334, получившего ещё в 2005 году все необходимые документы на его эксплуатацию. Им было проигнорировано распоряжение правительства и лично Ваше на начало серийного производства», – говорится в письме.

Далее поясняется, что вместо всего этого десятки миллиардов рублей были потрачены на проектирование и производство самолёта «Сухой Суперджет 100», который «так и не нашёл себе места в российском небе в силу известных специалистам недостатков». Как сообщают авторы, благодаря усилиям Погосяна российским авиакомпаниям остаётся недоступным и среднемагистральный самолёт Ту-204 СМ, только что получивший все сертификаты лётной годности. «Руководимая им (Погосяном. – Прим. ред.) ОАК накручивает 30-процентную наценку, – добавляют подписавшиеся, – чего не скажешь о самолётах иностранного производства, в том числе лётном хламе, каким был потерпевший катастрофу в Казани «Боинг-737».

Была упомянута в письме и другая структура – ЗАО «Ильюшин Финанс»: «В начале текущего года руководство «Ильюшин Финанс» принудили заключить в Канаде контракт на покупку и эксплуатацию в России 32 канадских самолётов «Бомбардье» CS300, хотя они не проходили даже лётных испытаний. Сделка прошла в присутствии министра промышленности и торговли Д. Мантурова». По мнению авторов, программа развития гражданского авиастроения, которую Погосяну и Мантурову удалось подписать у премьер-министра Медведева, «не учитывает ничего, что могло бы ещё спасти и отрасль, и тысячи человеческих жизней».

Как поясняется в письме, произошедших в Казани и Перми авиакатастроф могло и не быть – достаточно было ещё 10 лет назад запустить в серийное производство новые отечественные лайнеры. Однако этого так и не произошло. «В российском небе сегодня летает до 750 бывших в употреблении самолётов иностранного производства, и число их продолжает расти. При этом известно, что прямо с американских и европейских конвейеров к нам не доходит почти ничего. То же самое касается и запасных частей. Часто это восстановленные детали, – объясняют авторы. – О масштабах говорит такой факт. Для поддержания лётной годности этих самолётов российские авиакомпании тратят в месяц около 200 миллионов долларов. Поэтому и цена на авиабилеты в России самая высокая в мире».

Лётчики-испытатели призывают президента назначить руководителем ОАК профессионального специалиста. «В противном случае Вас и дальше будут обманывать профессиональные «напёрсточники от авиапрома», чья цель – «освоить бюджет», обогатиться, а все неудачи списать на мировой кризис, – заключают они. – Но в мировом авиастроении кризиса не было, нет и не будет! К мировым производителям выстроилась огромная очередь покупателей самолётов на годы вперёд».

Спор специалистов с государственниками на минувшей неделе всё набирал и набирал обороты. Инициативу депутатов об ограничении сроков использования пассажирских самолётов поддержал глава Росавиации Александр Нерадько. Депутат Владимир Гутенев счел нужным уточнить, что применять подобные меры только к иностранным авиамашинам нелогично. Межгосударственный авиационный комитет выступил со специальным заявлением о том, что возраст самолета не влияет на безопасность полетов. «Стандартов ИКАО по так называемым старым и новым самолетам не существует. Главное для безопасности – лётная годность самолета, а не его возраст. Прямой зависимости между катастрофами воздушных судов и их возрастом нет», – говорится в сообщении. Там же просьба – воздержаться от пиара и популизма на фоне трагедии.

«Газета недели» будет следить за дальнейшим развитием событий.