На радость жителям Октябрьского ущелья
Постоянную комиссию по промышленности, транспорту, торговле и связи Саратовской городской думы можно смело переименовывать в транспортную, дорожно-транспортную или улично-дорожно-транспортную. Уже давно на заседаниях этой комиссии большая часть вопросов так или иначе связана с дорожно-транспортной сферой жизни города. И обсуждение любого другого вопроса практически всегда сводится к ней же.
Опять виноват снег. То есть его отсутствие
Вопросы, которые было предложено рассмотреть депутатам в минувший четверг, касались детского травматизма в дорожно-транспортных происшествиях, работы городского центра размещения рекламы, программы по ремонту дорог и автобусных остановок.
О детском травматизме в ДТП нынешнего года докладывал заместитель начальника городской ГИБДД Юрий Носов, самый частый из приглашённых участник заседаний этой комиссии. Настолько частый, что уже сами депутаты говорят, что Носова пора включать в её состав. Он рассказал, что за 10 месяцев текущего года в Саратове произошло 76 автомобильных аварий с участием несовершеннолетних. Травмы различной степени тяжести в них получили 77 детей, и один ребёнок погиб. При этом, по словам Носова, 46 аварий произошло по вине водителей, 30 – по вине самих детей.
Чтобы предупредить такие происшествия в будущем, ГИБДД проводит профилактическую работу с несовершеннолетними, пытаясь повысить их знания в области правил дорожного (и пешеходного) движения и культуру поведения в той же сфере. Проводятся специальные занятия в школах, крутятся специальные видео– и аудиоролики на ТВ и радио, информация профилактического содержания размещается в Интернете.
Депутаты этой работой по пропаганде соблюдения ПДД среди подрастающего поколения в целом довольны. На слова благодарности после доклада Носова они не скупились. Но кое-кто не может спать спокойно никогда. Депутата Александра Ванцова, по обыкновению, интересовали конкретные имена конкретных чиновников, повинных в растущем количестве ДТП с участием детей. Ему редко удаётся получить имена конкретных людей, но виноватых во всем депутат Ванцов ищет именно во властной среде.
Носов Ванцову в ответ рассказал о причинах роста числа аварий – не только с детьми, а вообще. По словам представителя инспекции, проблема лежит сразу в нескольких плоскостях – это и рост количества транспортных средств (около 400 тысяч авто на дорогах Саратова ежедневно), и ухудшение погодных условий («осенью в сумерках тёмные фигуры пешеходов плохо различимы на фоне тёмного асфальта, но когда ложится снег, количество ДТП снижается»), и низкий уровень подготовленности водительского состава (большинство нынешних владельцев авто неопытны и не знают тех тонкостей поведения на дороге, что известны водителям со стажем), и состояние здоровья водителей, и нарушение правил дорожного движения детьми-пешеходами и т. д.
Мимо денег не пройти
От себя депутаты добавили к перечню причин ДТП ещё и постоянные пробки на дорогах и бардак с дорожными знаками и разметкой на некоторых улицах города. Депутат Денис Шумихин, например, обратил внимание Юрия Носова на участок дороги возле школы № 93 (на ул. Ароновой). Там, мол, нет запрещающего знака с одной стороны, и вероятность того, что здесь произойдёт ДТП с участием ребёнка, очень высока. Представитель ГИБДД пообещал вопрос уладить. Депутат Андрей Иващенко вспомнил о стихийной парковке (вторым рядом) возле татарской гимназии по улице Радищева. Дороги, мол, расширили, а проблема никуда не делась.
Вопрос депутата Виктора Маркова оказался самым острым. Он заговорил о работе эвакуаторщиков. По словам Виктора Константиновича, инструмент, который Госавтоинспекция должна была использовать для борьбы с заторами, на самом деле стал одной из главных причин их возникновения. Депутат пояснил, что по пути на заседание комиссии застрял в пробке на улице Вольской, и как выяснил позже, движение оказалось затруднено, из-за того что на этой улице работал эвакуатор. Юрий Носов депутату, конечно, возражал. Говорил, что пробка на Вольской случилась из-за ремонтных работ на соседней улице. И что эвакуаторы, у которых на погрузку автомобиля уходит от полутора до трёх минут, не могут быть причиной затора. Но Марков не соглашался. У него к эвакуаторам, эвакуаторщикам и Госавтоинспекции с её инспекторами было много вопросов. Виктор Марков намекнул на некоторую заинтересованность этого круга лиц в том, чтобы просто сгрузить на штрафные стоянки побольше машин, «учитывая, какие деньги крутятся в этой сфере». И им не до ликвидации пробок. А иначе, мол, почему не эвакуируется «второй ряд» припаркованных машин на улице Московской или на других проблемных участках в городе?
Носову намёки не понравились. Он заявил, что не понимает, о каких таких деньгах говорит депутат. Инспекторы, мол, за это денег не получают, а эвакуируют машины нарушителей добросовестно – до сотни автомобилей в день. Марков Носову не поверил. Да и кто, мол, поверит в денежную незаинтересованность, если для того, чтобы забрать автомобиль со штрафстоянки, владелец должен выложить четыре тысячи рублей? «100 машин в день – это 400 тысяч рублей в день получается. То есть 12 миллионов в месяц и 146 миллионов в год», – тут же посчитал депутат, как будто намекая, что мимо такого финансового потока некоторым категориям бюджетных служащих пройти сложно. Носов принялся оспаривать и это заявление. Сказав, что штрафстоянки надо делать муниципальными, дабы избежать таких кривотолков. Но депутат Кудинов, присутствовавший на заседании в качестве слушателя, шепнул представителю полицейского ведомства, что комментировать подобные заявления совершенно не обязательно, да и вообще не стоит.
Разметка несуразная, расстановка неразумная
Заместитель главы администрации по городскому хозяйству Дмитрий Федотов доложил депутатам о ходе реализации программы по ремонту дорог. И практически сразу огорошил всех своими подозрениями, что в следующем году денег на ремонт дорожного покрытия Саратов может не получить. На чём он эти предположения основывает, Федотов не сказал, но поспешил добавить, что в принципе всё ещё возможно, потому пока средства на ремонт дорог и дворов из областного фонда не распределялись.
В этом году, по словам заместителя главы городской администрации, в очередь на ремонт были поставлены 47 участков автомобильных дорог. Полностью отремонтированы 45 объектов на общую сумму 675 миллионов рублей. Два объекта из перечня вычеркнули и расторгли по ним договоры с ремонтными организациями. Выяснилось, что на этих улицах в следующем году собираются проводить ремонт подземных коммуникаций, поэтому ремонт дорожного полотна целесообразно было перенести на следующий год. Гарантия на все выполненные работы по ремонту дорог составляет три года. Контроль качества дорожных работ, кстати, тоже стоит денег. Проверки, оценки и анализ ведет специализированная организация. В 2013 году бюджету контроль обошелся в 3,5 млн рублей. Для сравнения: мероприятия по содержанию автомобильных дорог (очистка, уборка, ямочный ремонт, установка бортовых камней, знаков дорожного движения, нанесение дорожной разметки, установка светофоров и другое) стоили 353 миллиона. На паспортизацию автомобильных дорог города в этом году истратили 11 млн рублей.
Однако депутатов потраченные на ремонт деньги не очень интересовали. Их вопросы свелись к тому, как по отремонтированным дорогам ездить, если разметка там несуразная и расположение знаков неразумное. Дмитрий Федотов эти вопросы переадресовал заместителю начальника городской ГИБДД Юрию Носову. И еще сказал, что логичнее их задавать на транспортной комиссии, которая специально для решения таких проблем была создана и собираться должна по мере надобности, но почему-то, мол, давно не собиралась.
Но депутаты не удержались от обсуждения дорожно-транспортной темы, даже когда слушали доклад о работе муниципального предприятия «Городской центр размещения рекламы». Как оказалось, рекламные конструкции тоже создают немало проблем на городских дорогах. В частности, «большие телевизоры», установленные в районе сложных с точки зрения транспортного пересечения перекрёстков, отвлекают внимание водителей яркостью, то есть попросту слепят их.
Они нам про рекламу, мы им про дороги
Как факт приняли к сведению, что городу требуется заменить ещё порядка 600 остановочных павильонов на новые, современные (пока установлено 297). Депутат Ванцов расстроился, из-за того что вандалы периодически разбивают эти павильоны из калёного стекла. Посетовал на культуру поведения саратовцев, потому что получается, что до современных стеклянных конструкций на остановках наш город ещё, к сожалению, не дорос. Но всерьез говорить о возврате к бетонным конструкциям никто не стал. Более важным депутаты посчитали график движения общественного транспорта к санаторию в Октябрьском ущелье. Из обращений жителей города выяснилось, что маршрутка № 29 прекращает движение после семи часов вечера, и людям в ущелье уже не добраться.
Перевозчики заявили, что маршрут этот экономически не выгоден – пассажиров слишком мало, поэтому работа сворачивается рано. Представители администрации пояснили в свою очередь, что узость ведущей в ущелье дороги не позволяет пустить туда большие автобусы и продлить маршруты малых автобусов вплотную к санаторию. Но депутатов эти объяснения интересовали мало. Они были настроены решительно и настоятельно рекомендовали транспортному управлению наладить работу общественного транспорта по маршруту № 29 в соответствии с утверждённым графиком его работы (то есть и после семи вечера тоже), а также разработать предложения по продлению движения автобусных маршрутов № 45, 64 и 29 до санатория «Октябрьское ущелье».