Скорая помощь внешнему виду
«По одежке встречают...» Оторванная пуговица, разошедшаяся молния или чересчур длинные джинсы это первое впечатление могут испортить запросто. Но на наше счастье в Саратове есть множество ателье по ремонту одежды. Посетить одно из них меня заставила необходимость срочно укоротить джинсы.
Все мы баскетболисты
Судя по тому, что предлагают своим посетителям многочисленные магазины одежды, в России сплошь и рядом одни баскетболисты и баскетболистки. Покупка джинсов, спортивных штанов, брюк это доказывает как нельзя лучше. Мало кому удавалось приобрести эти предметы гардероба и не относить их потом в ателье, чтобы подрезать.
Продавец-консультант магазина, в котором я выбирал джинсы, объяснила: «Сейчас нет какой-то одной фабрики, которая занимается пошивом джинсов. Есть множество частных фирм, отсюда и несоответствие в размерах».
В ателье – в Елшанку!
Естественно, как я ни старался найти джинсы по росту, ничего не получилось. Деваться некуда – купил те, что больше понравились, не обращая внимания на длину. И прямиком из магазина направился в ателье по ремонту одежды, которое располагается в Елшанке. Не центр города, но в том районе я когда-то жил и по мере необходимости становился клиентом именно этого ателье (других на тот момент поблизости просто не было).
Несмотря на воскресенье мастер и, как оказалось, по совместительству индивидуальный предприниматель Наталия Николаевна была вся в работе. Я даже было занервничал, что сейчас мне скажут: «Оставляйте джинсы и приходите дня через три».
Но мастер попросила меня немного подождать, и буквально через пять минут я надел джинсы, а Наталия Николаевна за считанные секунды сделала на моей покупке все необходимые отметки.
Откуда такая цена?
Подрезка джинсов обошлась мне в 200 рублей (обрезать их пришлось сантиметров на 15). Я спросил, когда будет готово, и, не дожидаясь ответа, попросил сделать по возможности быстрее, так как второе путешествие в Елшанку в мои планы не входило. При этом я подумал, что к 200 рублям за работу добавится еще сколько-то за срочность. Но Наталия Николаевна меня обрадовала: «Мы обычно не берем денег за срочность. А вот в ателье, которые в центре, за срочность придется доплатить 30 процентов от заказа». Она предложила мне подождать минут 15, пока приведет джинсы в подобающий вид.
Как оказалось, при определении цены на услугу по ремонту одежды учитываются следующие факторы: аренда площади, которое занимает ателье, налоги, фурнитура (расходный материал – нитки, молнии, пуговицы и так далее) и амортизация оборудования (швейные машинки, оверлог и другие). Ежегодно стоимость работ должна вырастать минимум на 20 процентов. Стоимость коммунальных услуг выросла на 15 процентов. Это отразилось на арендной плате – возросла на 20 процентов. Но самой затратной строкой являются налоги.
«В 2013 году налоги выросли практически в 2,5 раза. Понятно, что резко сократилось число индивидуальных предпринимателей. Не могут же люди работать только для того, чтобы делать налоговые отчисления. Раньше в пенсионный фонд мы платили ежегодно по 17500, а с этого года стали платить 36 тысяч. Чувствуется разница? Плюс к этому постоянно растущая аренда. У нас здесь не центр, поэтому и аренда не такая высокая, но и на нее надо наработать. К отчислениям в пенсионный фонд прибавляется еще и единый налог на вмененный доход. А если индивидуальный предприниматель нанимает работников, то налоги еще возрастают», – рассказала мне Наталия Николаевна, продолжая трудиться над джинсами.
Работник обычно получает какую-то долю (примерно 30 процентов) от стоимости выполненной работы. Но далеко не всегда индивидуальному предпринимателю удается найти мастера по ремонту одежды.
«Я даже не знаю, выпускает ли какое-нибудь саратовское училище или какие-нибудь учебные центры таких работников. Если и выпускает, то не идут молодые девушки работать в ателье. И вовсе не из-за низкой зарплаты, просто не хотят работать руками. Хотят работать в офисе, сидя перед компьютером. Так и получается, что эта профессия вымирающая. А ведь нужная!» – пожаловалась моя собеседница.
«Некоторые клиенты недовольны тем, что цены слишком высокие. Всё потому, что не вдавались в подробности, откуда эта цена берется, – продолжила Наталия Николаевна. – У нас в Елшанке три ателье по ремонту одежды. Мы поддерживаем дружественные отношения, периодически встречаемся и обсуждаем цены на наши услуги. Стараемся, чтобы цены сильно не отличались. Бездумное понижение или повышение цен ни к чему хорошему не приведет. Да и клиенты у всех уже свои. Кому-то нравится, как я одежду ремонтирую, кто-то привык в соседнее ателье ходить».
От школьной формы до медвежьей шкуры
Как оказалось, подрезка джинсов – самая востребованная услуга. На втором месте по популярности у саратовских модников замена молний. На почетном третьем месте – ликвидация разрывов (изделия из кожи), потертостей (в основном те же джинсы) и тому подобное. Бывают также клиенты, которые просят просто пришить пуговицу. А бывают и «звездные» заказы. Например, сделать костюмы для индийских танцев или студенческой весны. Такие заказы – результат сарафанного радио, самой лучшей рекламы в нашей стране. Обратился в ателье один раз, понравилось, посоветовал своим друзьям, родным, знакомым – и завертелся снежный ком. Наталия Николаевна вспомнила, что за время работы ей приходилось шить чехлы для телефонов, сумки для ноутбуков и даже работать с настоящей медвежьей шкурой.
В этом году работы у работников ателье резко прибавилось в конце августа – начале сентября. В саратовских школах ввели школьную форму. По словам Наталии Николаевны, в последние дни августа стали часто обращаться родители школьников: «Кому-то просто подшить, ушить надо было, а кому-то чуть ли не заново шить».
За рассказом о буднях индивидуальных предпринимателей и работников ателье незаметно прошло время. Расплатившись, я получил в руки укороченные джинсы. Работой я остался доволен. Мог бы ждать гораздо больше 15 минут, если бы потребовалась.
Ателье класса «люкс»
На следующий день я оказался недалеко от Центрального дома быта, в котором количество ателье на квадратный метр выбирай – не хочу. Я решил убедиться в том, что сделал всё правильно, навестив в воскресенье Елшанку.
В двух ателье с меня за подрезку джинсов хотели взять 250 рублей (благо что подрезать было нечего уже). За срочность я должен был разориться еще на 50 рублей. А ателье с титулом «Люкс» меня и вовсе и порадовало. Согласно прейскуранту, укоротить джинсы там стоит «от 300 рублей». А «Люкс», наверное, означает, что, пока мастер будет подрезать джинсы, я буду ждать их на мягком диванчике, а не на табуретке, как в Елшанке.