Ни норм, ни нормативов, один дисбаланс
«Мы не враги в этом вопросе, а союзники», – заявила в минувшую пятницу председатель комитета по регулированию тарифов Саратовской области Лариса Новикова, обращаясь к членам общественного совета, заседавшего при комитете. Речь шла о навязанных федеральной властью социальных нормах на потребление коммунальных услуг и, в частности, электричества. Соцнормы на электроэнергию должны начать применять в России повсеместно с 1 июля 2014 года. Определиться с размерами «нормы» каждый регион обязан до 1 марта.
Мы этого не хотим и не понимаем, для чего это делается
О том, что соцнормы на коммунальные услуги не радуют её саму, Лариса Новикова говорила давно. Вот и в самом начале заседания общественного совета глава комитета по тарифам ещё раз напомнила, что ни она, ни её коллеги по комитету, ни в целом региональное правительство не согласны с теми условиями, что предлагает федеральная власть.
«Мы были против введения этих норм и отказались от такого эксперимента у нас в регионе. Мы не хотим этого, потому что не видим конечной цели и не понимаем, для чего это делается», – уверенно заявила Лариса Николаевна. И по её словам, пока никаких конкретных решений никто не принимает. Ни в Саратовской области, ни, собственно, в федеральном центре.
«Социальные нормы не будут приняты, пока не закончатся пилотные эксперименты в других регионах», – пояснила чиновница. А дойдёт ли дело до принятия окончательных решений, ещё не известно. Есть, мол, большие сомнения на этот счёт, потому что в тех регионах, где эксперимент уже начался, идут массовые протесты против соцнорм, а в тех, где только готовятся к установлению «социального коридора», и население, и власти выражают негативное отношение ко всей этой затее. Одним из вариантов реакции населения на введение соцнорм в Саратовском регионе Новикова считает намеренное занижение потребителями показаний счетчиков.
К тому же первые результаты эксперимента не принесли желаемого эффекта. Как рассказала Лариса Новикова, от социальных норм пока не выигрывает никто – ни жители, ни ресурсоснабжающие организации, ни управляющие организации.
«Введение соцнормы не увеличивает выручку энергетиков. Они будут получать фиксированную сумму, всё остальное уйдет на оптовый рынок. Я могу доказать это документально», – сообщила Лариса Николаевна. И успокаивала представителей общественности, принимавших участие в заседании совета при комитете по тарифам, тем, что до того момента, как нужно будет принимать нормативные акты, есть ещё четыре месяца. «Мы пока можем обсудить проблему и дальнейшие перспективы, собрать мнения и отправить в вышестоящие инстанции наши вопросы, предложения и рекомендации», – отметила она.
Лариса Новикова фактически встала у руля протестного движения против разорительных для населения тарифов на коммунальные услуги. Хотя сама она не любит слово «борьба» и к протестным настроениям и ярко выраженным их проявлениям относится осторожно. Лариса Николаевна предпочитает другие формулировки: «объяснять», «отстаивать», «обосновывать» и «доказывать» свою точку зрения. Но только не «бороться». Потому что ей, региональной чиновнице, бороться с федеральной властью как-то не с руки. «Мы смогли отстоять нормативы на общедомовые нужды и не допустили негативных социальных последствий, – приводит пример успешной работы на благо населения Лариса Николаевна. – И сегодня размер соцнормы мы не утвердим, пока все не будут с ним согласны».
Добровольное «невхождение»
Напомним, что социальная норма на потребление коммунальных ресурсов – это некая часть объёма коммунального ресурса, которой достаточно для удовлетворения минимальной потребности человека в этом ресурсе в течение месяца. Объём ресурса, потраченный в пределах соцнормы, доступен по цене всем и каждому. Всё, что сверх социальной нормы, значительно дороже. И в этом весь смысл. Таким способом федеральное правительство задумало приучить население к экономии, энергосберегающим технологиям и установке счётчиков. Кроме того, государство надеется с помощью соцнорм сократить объёмы перекрёстного субсидирования в электроэнергетике, когда часть тарифа населения оплачивают крупные промышленные потребители.
Эксперимент по введению социальных норм электроэнергии начался в сентябре 2013 года в нескольких пилотных регионах. Решение участвовать или не участвовать в эксперименте было добровольным. Поначалу желающих было много – целых 15 субъектов РФ. К 1 сентября их осталось только семь – Самарская, Ростовская, Орловская области, Красноярский край, Забайкалье, Владимир и Нижний Новгород. А сейчас выясняется, что и из этих семи реально в эксперимент вступили не все.
Например, Самарская область так и не решилась на применение двухсоставного тарифа на электроэнергию. Кстати, в Самаре социальная норма была определена на уровне 150 киловатт-часов в месяц на одного человека, прописанного в жилом помещении. На второго было добавлено 50 киловатт, на третьего и каждого последующего – по 20.
В Ростовской области, откуда чаще всего доходят сведения о проходящих митингах и акциях протеста, социальная норма меньше – 96 кВт*ч на одного человека. Стоимость киловатта в пределах соцнормы определена в размере 3,5 руб. Всё, что нагорит свыше, оплачивается по 3,89 руб. за кВт*ч.
Маловато будет ответов
В Саратовской области на обсуждение общественности в минувшую пятницу были вынесены свои, саратовские нормы. На одного прописанного в квартире – 190 кВт*ч. На второго – плюс 50 кВт*ч, на третьего и каждого последующего – по 20 кВт*ч. В пределах этого объёма тариф на электроэнергию составит около 2,8 рубля за киловатт. Все последующие киловатт-часы должны оплачиваться по повышенному тарифу – порядка 3,6 рубля за кВт*ч.
Лариса Новикова отметила, что 30-процентный разрыв цен на электроэнергию, который предлагает федеральная служба по тарифам для расчетов «внутри» и «снаружи» соцнормы, Саратовскую область тоже не устраивает. «Мы считаем, что разница должна быть не более 5–10 %, – говорит чиновница. Такого мнения придерживаются и другие субъекты Федерации. В итоге ФСТ разрешила регионам самим определиться со сверхнормативными тарифами и прислала методику расчёта этого тарифа. Но по этой методике разрыв всё равно получается 30 %, хотя считаем мы теперь сами».
Соцнорма будет дифференцироваться в зависимости не только от количества прописанных в квартире людей. Значение будет иметь наличие электроплит и электрообогревателей, а также местность, где расположено жилое помещение (сельская или городская). В квартирах, где установлены электроплиты, соцнорма определена на уровне 280–750 киловатт (на одного человека и для 5 и более лиц). Для помещений, оборудованных электрообогревателями, соцнорма максимально может доходить от 290 до 800 киловатт. В случае если в квартире не прописан ни один человек, нормы не применяются.
Членам общественного совета минимальная величина – 190 киловатт на человека – показалась недостаточной. Мол, потребление у большей части жителей области эти цифры явно превышает. Общественники предложили провести собственный анализ в противовес исследованиям энергетиков, на основании которых делались расчёты. Возникли и другие вопросы. Например, правозащитника Александра Журбина (член правления общественного совета при Саратовской областной думе, председатель комиссии по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики в этом совете) заинтересовало, как будет регулироваться ситуация, когда человек прописан в одной квартире, а проживает в другой. И выяснилось, что ответа на этот вопрос, как и многие другие, в постановлении федерального правительства нет.
Лариса Новикова предложила всем участникам совета сформулировать вопросы, подготовить предложения и направить их в комитет по регулированию тарифов, который обязательно доведет их до сведения федеральных органов власти.
Горячая вода по свободной цене
Второй вопрос, который обсудили на том же заседании общественного совета, касался неразберихи с начислением платы за потребление горячей воды.
Депутат областной думы Леонид Писной отметил, что ему поступает огромное количество жалоб граждан на увеличение стоимости кубометра горячей воды в разы. «Доходит до 400 рублей за куб», – отметил Писной.
Председатель комитета по государственному регулированию тарифов Лариса Новикова существование проблемы подтвердила. И по её словам, вопрос определения стоимости кубометра горячей воды остро стоит для всех регионов России.
Дело в том, что тариф на горячую воду состоит из двух компонентов – тарифа на холодную воду и тарифа на тепловую энергию, которая тратится для подогрева воды. Но если с тарифом на холодную воду всё понятно (он устанавливается государством и не вызывает двояких трактовок), то с тарифом на подогрев не так всё просто. Нет чётко определённого норматива расхода тепловой энергии, требующегося для подогрева одного кубометра холодной воды. Потому что расход этот может варьироваться в зависимости от разных причин, а в частности от схемы теплоснабжения (открытая, закрытая, бойлерная и т. п.).
Государство позаботилось только о порядке расчётов при закрытой системе теплоснабжения (то есть когда вода для ГВС берётся не из теплосети, а из горячего водопровода и отдельно подогревается). Здесь есть и конкретный тариф на горячую воду и формула начисления оплаты.
С открытой системой теплоснабжения, когда горячая вода одновременно используется и для отопления помещений, и для водоснабжения, всё сложнее и запутаннее. Ввиду того что конкретного норматива расходов на подогрев воды нет и, как отметила Лариса Новикова, никто не собирается его устанавливать, коммунальные структуры высчитывают его «как хотят».
По словам Леонида Писного, есть два способа определиться с нормативом «подогрева» – исходя из нормы постановления правительства РФ №306, где сказано, что на подогрев одного куба холодной воды требуется 0,05596 Гкал, или исходя из норм приказа минрегиона РФ № 47, где на подогрев кубометра воды отводится от 0,06 до 0,064 Гкал. То есть каждая методика расчёта даст свой результат, отличный от другого. К тому же в обоих случаях возможно применение специальных коэффициентов, которые тоже существенно влияют на конечный результат вычислений. Другими словами, неоднозначность в способе определения норматива расходов на подогрев позволяет коммунальным организациям манипулировать со стоимостью горячей воды.
Лариса Новикова заявила, что над ситуацией необходимо установить контроль, так как «дисбаланс никому не нужен». С конкретным предложением по контролю выступил Леонид Писной. Депутат считает, что необходимо обратиться федеральное правительство с просьбой установить и закрепить законодательно «дифференцированную методику расчёта норматива потребления тепловой энергии для подогрева одного кубометра воды», закрепив при этом максимальный (нормативный) объём тепловой энергии для подогрева кубометра воды при расчёте платы за ГВС, а также порядок расчёта оплаты горячего водоснабжения.
А вот председатель общественного совета Анатолий Соколов полагает, что проблему можно решить, установив счётчики, которые работают только в том случае, если температура воды выше 40 градусов, иначе они её не учитывают. «В таком случае ресурсоснабжающие организации будут вынуждены подавать воду соответствующего качества», отметил он и добавил, что пока такие счетчики запрещены для использования на территории области.
Ещё одно предложение сделал Александр Журбин – попросить у федерального центра денег на перевод открытых систем теплоснабжения в Саратовской области в закрытые и сделать законодательной нормой организацию перевода одной системы в другую на территории всей страны.
Все поступившие варианты решения проблемы Лариса Новикова обещала донести до вышестоящих федеральных структур.