«Жизнь моя – кинематограф»

Оценить
Вопрос о том, где посмотреть хорошее кино, с каждым днем становится менее актуальным, киноклубы возрождаются, в том числе и в новом качестве

Российское кино принято хаять. Не смотреть и хаять. Впрочем, сейчас ситуация меняется: интеллигенты (а вместе с ними и хипстеры) могут насладиться фильмом «Географ глобус пропил», ветераны войны – неоднозначно принятым «Сталинградом», оппозиционеры – «За Маркса...». Даже спорт ныне не обходится без пристального внимания кинематографа: много обсуждался фильм «Легенда № 17», кажется, не меньшая критика будет ждать ленту «Они играли за Родину» о Льве Яшине.

Всё это свидетельствует о том, что отечественное кино становится более разнообразным. Если ранее отдушиной для киноманов Саратова был практически исключительно Дом кино, то теперь и в других кинотеатрах можно встретить не только голливудские блокбастеры, но и интересное, хорошее русское кино, на которое люди ходят. А что же делать, когда фильм появился лет десять назад? Смотреть в Интернете? Но многим хочется ощутить атмосферу кинозала, в конце концов, обсудить увиденное. А если домочадцы не разделяют твои вкусы? И вот тогда на помощь приходят киноклубы. Притом они вовсе не обязаны располагаться в кинотеатре или, скажем, во дворце культуры. Что представляет из себя современный киноклуб?

Куратор кинопоказов в «Appcafe» Андрей Шалаев уверен, что киноклубное движение в нашем городе начало возрождаться примерно год-полтора назад и с тех пор не сбавляет темпы. Словно в подтверждение его слов менее месяца назад в «Honky Tonk Club» стараниями наших коллег – Антона Морвана и Егора Харитонова – появилась новая точка сбора любителей кино. Имеются свои киноклубы и в байкер-баре «Oldschool», дневном кафе «Дружба», антикафе «Тёмная сторона». Как видим, в местах, напрямую с кино не связанных. Мы решили пройтись по некоторым маршрутам саратовского киномана.

Политика и высокое

Вход в «Appcafe» условно бесплатный. Или платный – депозит составляет 100 рублей. Платишь на входе и заказываешь себе что-нибудь из еды. Другое дело, что фруктовый фреш стоит эти же самые 100 рублей. Потому становится понятно, что просмотр кино обойдется в большую сумму. Традиционно показ начинается позже: надо настроить аппаратуру, да и зритель, как всегда, подтягивается медленно. Это черта всех кафешных киноклубов. Да, если вы думаете, что кураторы что-то получают за свою работу, то можете удивляться: киноклубы существуют исключительно на энтузиазме их руководителей, заведение просто предоставляет площадку и техническую базу. Впрочем, чем выгодно отличается киноклуб в «Appcafe» – тем, что там можно не только посмотреть фильм, но и выиграть билет на показываемые в «Синема Парке» киноспектакли. Скажем, последний раз победительнице досталось два билета на «Макбет».

В киноклуб «Appcafe» ходит всегда примерно человек двадцать, может, чуть меньше. Тем не менее из всех кафешных киноклубов, кажется, он более всего соответствует данному статусу. Во-первых, потому что сумбура здесь не увидишь: краткое предисловие Шалаева, затем сам показ, потом послесловие с разбором каких-то деталей, в конце обсуждение и вопросы. Этот порядок не нарушается, а дискуссии не перерастают в ожесточенные споры. Во-вторых, несмотря на относительную молодость киноклуба (он появился в июле) у него успела сформироваться своя аудитория, многих людей можно увидеть практически на каждом кинопоказе. Наконец, Шалаев не понаслышке знаком с киноклубным делом, много лет он возглавлял киноклуб СГУ.

Другая примечательная черта киноклуба в «Appcafe» – это концептуальность. Андрей старается подбирать фильмы так, чтобы они составляли определенный цикл: предпоследний фильм «Анна Каренина» Джо Райта, вызвавший шквал критики в России, завершал киноцикл «Женщины». Последний на сегодняшний день показанный фильм «Манхэттен» Вуди Аллена открыл цикл «Время». Наконец, Шалаев не допускает совпадения программ: когда ему однажды предложили показать «Как Гарри встретил Салли», он заметил, что за три недели до этого ленту показывали в киноклубе «Другое кино» в Институте филологии и журналистики.

Следующая остановка – «Honky Tonk Club» (НТС). Если «Appcafe» – заведение «цивильное», то HTC является по сути одним из саратовских рок-клубов. Логично, что и киноклуб у него тоже будет несколько неформатным. Формальные кураторы Егор Харитонов и Антон Морван (Антон просит не называть его так, поскольку «у нас равенство, и каждый – участник») говорят, что киноклуб не зациклен исключительно на политически окрашенных фильмах.

Однако программа пока свидетельствует об обратном: были показаны два фильма Сергея Лобана – «Пыль» и «Случай с пацаном», оба в разной манере клеймят безволие и ограниченность типичного россиянина, не задумывающегося о будущем. Если в «Пыли» это аморфный парень, который живет с бабушкой и не в состоянии даже выбрать себе одежду, то в «Случае с пацаном» это белорус Юра, который не хочет идти работать и проводит всё время, попивая пиво да периодически что-то воруя.

В минувшую субботу первоначально должен был быть показан неполитический фильм «Граффити», однако его передвинули на неделю и показали вместо него документальную ленту «Иван. В память о нашем друге» об антифашисте Иване Хуторском, убитом в 2009 году.

Киноклуб в HTC пока только становится на ноги, однако уже прослеживаются определенные векторы – присутствие многих политокрашенных лент, обсуждение будущих показов и внимательность к предложениям, а кроме того, интерес именно к отечественному кино.

Третья остановка – антикафе «Темная сторона». Вот здесь возникают серьезные вопросы: а киноклуб ли это? Придя туда на фильм Кустурицы «Чёрная кошка, белый кот», который, к слову, в конце августа показывался в «Appcafe», я с удивлением обнаружил, что фильм смотрит всего один человек. Выяснилось, что из-за не самого удобного времени большинство зрителей ушло раньше, чтобы успеть добраться домой.

Куратор Катя Телятова сама, впрочем, соглашается, что киноклуб в «Темной стороне», строго говоря, киноклубом не является: «Скорее, по привычке пишется, что это киноклуб. На самом деле это просто элемент, который забивает расписание. Я стараюсь показывать фильмы, которые мне близки и интересны, но в последнее время я даже редко принимаю участие в выборе картины, хотя со мной советуются. Сейчас я больше модератор».

В «Темную сторону» на показы ходит немного народа – максимум тридцать человек, но обычно и того меньше. Это объясняется и финансовыми причинами: в антикафе человек платит не за заказы, а за время пребывания. Первый час – 120 рублей, затем по тарифу 1 рубль в минуту. То есть за просмотр, скажем, двухчасового кино человек заплатит 180 рублей, а это практически эквивалентно походу в кинотеатр на недорогой сеанс. Многих это отпугивает. Впрочем, замечает Телятова, один дождавшийся окончания фильма зритель – это все-таки исключение.

Совсем иное дело с курируемым ей же киноклубом «Другое кино», располагающимся в стенах Института филологии и журналистики СГУ. Если киноклуб в «Тёмной стороне» не имеет даже четкого графика показов, то в ИФиЖ всё строго: «Другое кино» рассчитано на младшие курсы филологов и журналистов. Телятова объясняет, что это делается специально – чтобы прививать недавним школьникам эстетический вкус и учить анализировать. Поэтому и кино подбирается не только и не столько развлекательного плана, сколько элитарное – Бергман, фон Триер. К слову, на последнем показе – триеровского «Догвилля» – Катя дала задание: написать эссе с впечатлениями от фильма. Как видно, у нас не один клуб, который ставит перед собой просветительские задачи.

Идём компанией!

К альтернативным формам киноклубного движения можно отнести создание киномарафонов в общежитиях, когда соседи скидываются на пиво, все вместе выбирают фильм и смотрят, засыпая вдесятером на одной кровати.

Александру Катышеву и Алексею Дедюхину нечего было делать. И они решили сходить в Дом кино. Позвали друзей. Со временем начали ходить постоянно и большой компанией. С друзьями друзей, с не знакомыми никому друзьями и вообще людьми, попавшими случайно в компанию.

«Начали звонить своим знакомым и говорить: пойдем в кино! – рассказывает Алексей. – Меня спрашивают: а какое кино? Мы идем в Дом кино! Мало кто туда ходит, но в принципе кино годное, не на один раз. Так скажем – не для развлечения, а для осмысления.

В первый раз пошло человек пятнадцать. Мы посмотрели кино. Все были под впечатлением, стали обсуждать фильм прямо там, у здания. Минут двадцать, наверно, говорили. Идея коллективного просмотра и обсуждения осталась. Уже потом возникла мысль проводить такие вещи регулярно. Решили создать группу во «ВКонтакте». Так было бы удобнее приглашать людей, обсуждать фильмы, решать, на что идем, собирать народ».

Около года содружество «Пойдем в кино» выбиралось в Дом кино – по понедельникам, на дешевые сеансы, которые все могли себе позволить. «С нами начали ходили всякие школьники, у которых никогда нет денег... Ну и ничего, пускай просвещаются! Особой проблемы с деньгами не возникало», – в шутку говорит Дедюхин.

Со временем группе надоело тратить деньги каждую неделю. В начале учебного года ребята создали свой киноклуб в СГУ. На каждый показ стабильно приходят новые зрители. Любопытно, что ребята имеют возможность не согласовывать фильмы с университетом. Их выбирают они и сами зрители. Любой человек может предложить свой фильм. Ребята смеются: «Порево показывать никто не будет!» В шутку они называют себя администрацией. Но кино обсуждают наравне со всеми. Стараются лишний раз не модерировать дискуссию. Несмотря на это перед каждым кинопоказом «администраторы» готовят вступительное слово, рассказывают интересные факты о фильме, шутят.

У «Пойдем в кино» есть четкое расписание фильмов, которые они хотят показать в этом месяце. Но сам подбор фильмов не диктуется массовостью или актуальностью. Это просто качественное кино. Например, в этот вторник киноклуб смотрит и обсуждает «Джонни взял ружье». Ожидаются большие споры на тему концепции войны ради мира.

Не орден меченосцев и не закрытая секта

Мы спросили кураторов киноклубов и людей, связанных непосредственно с клубами:

1. Как вы считаете, сейчас в Саратове развивается киноклубное движение? Если да, то каковы причины?

2. Какое кино сейчас интересует саратовскую публику и, в частности, публику вашего киноклуба?

3. Каким образом можно привлечь потенциального зрителя в киноклуб?

4. Что такое киноклуб для кафе? Какую роль он выполняет и можно ли сказать, что эта роль значительна?

Антон МорванАнтон Морван, участник «Саратовского альтернативного киноклуба», журналист:

ФИЛЬМЫ, КОТОРЫЕ КРУТЯТ В КИНОТЕАТРАХ И ПО ТВ, НЕ ОТВЕЧАЮТ СОЦИАЛЬНОМУ ЗАКАЗУ НАСЕЛЕНИЯ

1. За последние год-полтора киноклубное движение в Саратове стало развиваться. Причин тут несколько.

Во-первых, как в Европе в бушующие 1960-е чуть ли не каждая группа друзей-студентов объявляла себя марксистско-ленинской партией, так и в России после сонных нулевых и поствыборной взбучки 2011–2012 годов население активизировалось в части выстраивания горизонтальных связей в противовес вертикали олигархо-бюрократической власти. Это и всевозможные волонтёрские инициативы, и кружки по обучению нормам и правилам в системе ЖКХ, и в том числе киноклубы.

Во-вторых, потребность в киноклубах возникает ещё и из-за того, что те фильмы (в том числе и новинки), которые крутят в кинотеатрах и по телевидению, не отвечают социальному заказу и интеллектуальным запросам определённой части населения. В пику напичканным спецэффектами патриотическим блокбастерам хочется смотреть и обсуждать другое кино, являющееся отражением тех социальных процессов, которые истеблишментом не приветствуются и замалчиваются.

2. Участников нашего киноклуба, а мы не орден меченосцев и не закрытая секта, интересует разное кино. Грубо говоря, от киноклассики новой волны (Фассбиндер, Пазолини, Годар) до современных отечественных и зарубежных картин, отвечающих социальному заказу не жующей попкорн аудитории, но думающей и рефлексирующей («За Маркса...» Светланы Басковой, фильмы Сергея Лобана, Петра Луцика, Аки Каурисмяки, документальные ленты про социальные движения, антифашизм, демократические инициативы и так далее).

3. Зрителей привлекаем с помощью социальных сетей, приглашаем знакомых, планируем из вузов народ приглашать.

4. Если говорить утилитарно, то киноклуб для кафе – это как минимум дополнительная возможность обзаводиться новыми посетителями. А ещё это придаёт заведению некий ореол интеллектуальности. То есть население имеет возможность не просто прийти и поесть-попить, но и получить некий интеллектальный заряд или дать его другим.

Катя ТелятоваКатя Телятова, куратор киноклубов в антикафе «Тёмная сторона» и «Другое кино» в ИФиЖ СГУ:

ОЧЕНЬ БЛИЗКО ПО ЗНАЧЕНИЮ, НО НЕ СОВСЕМ ТО

– Мне кажется, то, что многие открывают киноклубы и стараются привлечь внимание к совместным просмотрам фильмов, нельзя назвать киноклубным движением. Возможно, это очень близко по значению, но не совсем то.

У меня есть предположение, что это особенность нашего времени и поколения: сейчас намного выгоднее продавать время и общение, чем еду и шмотки. Ты заходишь в кафе не перекусить, а побыть там. Принять участие в мастер-классе, почитать, поработать за лэптопом, пообщаться. Так почему же не посмотреть здесь хороший фильм и не подискутировать после?

Завлекать людей на просмотры становится адским трудом: конкуренция, лень, финансы, Интернет... Конечно, круто было бы приглашать кого-то хотя бы из критиков или наших отечественных режиссёров и сценаристов. И ведь есть такая возможность, приглашаешь, и они вроде как согласны, но только им надо предоставить жильё и оплатить дорогу... Этого я пока потянуть не могу.

Андрей ШалаевАндрей Шалаев, куратор кинопоказов в «Appcafe», председатель университетского киноклуба, режиссер-любитель, преподаватель юридического факультета СГУ, руководитель «4-й студии»:

КИНОКЛУБ В КАФЕ НОВОГО ВЕКА – ЭТО НЕКИЙ «МАСТ-ХЭВ»

1. Год назад я бы ответил «нет» и был бы неправ. Конечно, развивается. Может, немного экстенсивно, но всё же. Это мода, которая приходит к нам после столиц. Мне кажется, что сейчас в городе достаточно киноклубов, где любят и понимают кино, а не просто его показывают. Сейчас можно найти книги о кино и площадку, где можно задавать вопросы и легко найти сами фильмы.

2. Публику сейчас интересует кино сложное и неизвестное. Люди устали жить в рафинированном мире, где всё хорошо. Что попроще, можно посмотреть дома или в кинотеатре.

3. Для начала киноклуб надо просто сделать. Конечно, от ведущего, формата и грамотного или просто широкого пиара зависит многое, но настоящий и постоянный зритель всё равно придет или с кем-то, или случайно. Сегодня много пишут о том, как правильно делать киноклуб... Правда заключается в том, что главное в этом процессе – атмосфера в зале и зрители. Только это правильно.

4. Киноклуб в кафе, завязанном на принципах нового века, – некий «маст-хэв» (в переводе с английского – «должен иметь»). Хороший киноклуб – это плюс к репутации заведения, такой же, как хорошая музыка или обслуживание. Любое культурное мероприятие раздвигает рамки и приводит в кафе новых гостей. Наивно полагать, что киноклуб может делать хорошую кассу, но в знакомые места люди вернутся вновь.

Волшебный диалог

Как смотрели и обсуждали фильмы в эпоху без «заграницы», Интернета и 128 телевизионных каналов

История киноклубного движения шла параллельно истории развития кинематографа. В середине 20-х годов существовало общество любителей советского кино с отделением в Саратове. Оно было закрыто в годы репрессий. Были киноклубы в 50-х, 60-х годах, которые прерывали и снова возобновляли свою деятельность. Подъем киноклубного движения произошел в середине 80-х годов.

Всё началось с «Десятой музы»

«Самый первый киноклуб, в котором я участвовал, был в кинотеатре «Красный Октябрь». В 1970-м году мы, тогда еще студенты-филологи, организовали там «Десятую музу». Мы собирали в маленьком зальчике посетителей из многочисленных близлежащих студенческих общежитий», – рассказывает саратовский кинокритик Владимир Семенюк.

Вторым его детищем стал «Диалог», который работал в зеленом зале кинотеатра «Победа». Его основала Наталья Каган, киновед и сценарист Нижневолжской студии кинохроники. С 75-го по 80-й год «Диалог» был единственным в городе киноклубом.

В начале 80-х началось бурное развитие. Владимир Кузьмич вспоминает: «К нам приходили, просили подсказать, поделиться секретами организации киноклубов. Директор кинотеатра «Ударник» попросила меня организовать при «Ударнике» киноклуб. Клуб получил название «Восхождение» (по названию фильма Ларисы Шепитько). Через два года посетителей стало намного больше, чем мест в зале, 400, и у киноклуба появился сателлит – «Контакт».

В Саратове в те времена работало одиннадцать киноклубов. Больше было только в Москве и Ленинграде!

В госуниверситете существовало два киноклуба: один из них тяготел к физикам-математикам, а другой – к историкам и филологам. Свой киноклуб имелся и у политеха. Был клуб для людей за сорок – «Икар», клуб для актеров – по субботам они ходили в «Победу». Делились и по территории: жители Ленинского района ходили в дом культуры «Тантал» на 2-й Дачной, а заводчане собирались в нынешнем центре национальных культур. Появились даже национальные киноклубы – для немцев Поволжья, для евреев.

Постепенно начинает организовываться всесоюзное киноклубное движение: кинолюбители начинают общаться между собой на съездах, делиться опытом.

В начале 90-х произошло резкое падение производства отечественного кино. Если раньше выходило на экраны до трехсот фильмов в год, отечественных и зарубежных, то в 90-е – от силы 50–60. Но при этом закупается большое количество иностранных фильмов не самого высокого качества. А еще со второй половины 80-х годов появляются видеомагнитофоны. Да и телевидение становится серьезным конкурентом для кинотеатров и клубов. Естественно, произошел массовый отток кинолюбителей из клубов.

Долгожителем саратовского киноклубного движения стал «Волшебный фонарь» – 14 ноября нынешнего года он отметил 32-летие. Пережив непростые времена, киноклуб по-прежнему собирает единомышленников раз в неделю в Доме кино. На этой неделе в четверг в 19:00 будут показаны кадры саратовской кинохроники 60-х годов.

Собирать полные залы было проще

Большинство киноклубов работало при кинотеатрах, с которыми заключались договоры. «Очень хорошо, когда директор кинотеатра понимает, что нужно зрителю. Такой говорил: если вы будете организовывать постоянную публику, то мы по вашей просьбе будем показывать те фильмы, которые вы просите», – объясняет Владимир Семенюк. Некоторые кинотеатры выставляли не очень приемлемые финансовые условия, но их удавалось обойти. Ведь народ был заинтересован, и при относительной массовости для киноклубной аудитории (около 800 человек) удавалось решить эти проблемы.

Ходили обычно по абонементам. Скажем, в «Диалоге» брали абонемент на полгода, с посещением два раза в неделю. Билеты к концу 70-х годов были достаточно дешевы – по 50 копеек.

Организаторы никаких преждевременных анонсов не делали, потому как сами не знали, какой фильм будет показан через одну-две недели. Зато уже перед началом просмотра тщательно продумывали вступительное слово – рассказ об истории, режиссере, актерах фильма. «Вступительное слово было важным, я к своему готовился всегда очень тщательно, – вспоминает Владимир Семенюк. – Мы читали все доступные газеты, журналы и книги про кино».

После просмотра – обсуждение, ведь киноклубы были дискуссионными. Хотя не все фильмы вызывали дискуссию.

«Тогда удавалось собирать полные залы значительно проще, чем сейчас, – рассказывает один из основателей киноклуба «Волшебный фонарь» генеральный директор Нижневолжской студии кинохроники Андрей Наймушин. – Другое отличие: сейчас у нас есть возможность показывать в неделю пару новых артхаусных картин. В то время дай бог если хоть одна картина раз в две недели появлялась в саратовских запасниках – мы были страшно этим довольны!»

В 80-х, хотя время было «нестрогое», изредка мог досаждать чиновник средней руки. «Но нам ничего не стоило ретироваться в другой район города. Один раз даже пришлось поменять название, чтобы не было скандалов. «Волшебный фонарь» стал «Кадром-24» (в честь Юткевича, который назвал свою лучшую книгу «Кино – это правда 24 кадра в секунду)», – вспоминает Андрей Наймушин.

Что смотрели?

Во-первых, фильмы классиков отечественного кино – Андрея Тарковского, Сергея Параджанова, Ларисы Шепитько, Марлена Хуциева.

Зарубежных фильмов поступало мало: Федерико Феллини, Микеланжело Антониони – в ограниченном количестве. Такие режиссеры, как Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо и другие классики «Новой волны», не доходили до советского проката.

Многие фильмы просто не брали в прокат кинотеатры, они выходили ограниченным количеством копий и сразу направлялись в глубинку.

Другое интересное направление – фильмы «с полки». Всего с 65-го по 85-й год на полку Госфильмофонде было отложено около трехсот документальных, мультипликационных, художественных фильмов. Например, «Агония» Элема Климова попала оттуда к саратовским кинолюбителям на пять лет раньше официального признания.

 


[кстати сказать]

Владимир Семенюк, кинокритик, ведущий телепередач «Киноафиша», «2-я Садовая» (1991–1997):

МОЛОДЕЖИ СЕЙЧАС НАДОЕЛО АМЕРИКАНСКОЕ КИНО

Что дает киноклуб? Фильм ««Зеркало» Андрея Тарковского невозможно смотреть с теми, кто его не понимает: люди выходят, хлопают дверями, плюются. А вот смотреть вместе с аудиторией, которая настроена на фильм, – другое дело.

Я рад, что в Саратове возрождается киноклубное движение, потому что прежде всего это общение единомышленников, людей, которым интересно новое, кто хочет говорить и слушать. Надо сказать, что интеллектуальное кино сегодня стремится завоевать зрителя. Появляются интересные фильмы, новые режиссеры, призеры фестивалей. Главное, как мне кажется, – это то, что молодежи сейчас надоело американское кино. Оно продолжает пользоваться успехом лишь у части девушек от 14 до 24 лет.

Андрей Наймушин, генеральный директор Нижневолжской студии кинохроники, организатор киноклуба «Волшебный фонарь»:

КИНО МНОГОГРАННО КАК ТОГДА, ТАК И СЕЙЧАС. ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – НАЙТИ ЗРИТЕЛЯ

Культурная ситуация начала 80-х годов кардинально отличается от современной по ряду причин. Скажем, открытость современной политической системы для межгосударственных связей значительно превосходит тогдашнюю. Также весьма изменилась технологическая ситуация: так как кино – технологическое искусство, то каналы его доставки, свобода его поступления к зрителю возросли многократно.

Этот комплекс факторов привел к тому, что, конечно, для продвинутой интеллигенции начала 80-х годов киноклубное движение представляло больший интерес, чем для нынешних любителей кино. Тогда кино было единственным источником информации о мировой культуре, об авангардных произведениях отечественной культуры, источником политической информации. Нельзя было пойти и купить диск, обратиться к Интернету, переключить 128-й канал в телевизоре, выехать в какую угодно страну и там поглазеть по сторонам. Подчас кино просто заменяло окно в мир – сейчас же в мир настежь распахнуты все двери (если не сказать, что разломаны все стены). Сегодня клубное артхаусное кино осталось уделом для людей, совсем «заболевших» кинематографом.

В 80-е годы их киноклуб, как десятки других, ставил перед собой задачу просто показывать то кино, которое нельзя было нигде увидеть.

Тематика фильмов, пожалуй, со временем не меняется. Кино многогранно как тогда, так и сейчас. Сегодняшнего зрителя надо сначала еще убедить, что кино посмотреть стоит. Главная задача – найти зрителя. Раньше это было проще. Хорошее кино мы всегда можем предложить. Сейчас явно обнаруживается несколько тенденций. Во-первых, это интерес к кино 20 века – как отечественного, так и зарубежного, в том числе немого. Во-вторых, зрители разделяются по отношению к современному российскому кино, многие его активно не принимают. Ну и в-третьих, особый интерес последнее десятилетие представляют современные фильмы Ближнего Востока, Южной Америки, стран Дальневосточной Азии.

Обсуждение фильмов в «Волшебном фонаре» проходит у нас в свободной форме, после просмотра и небольшого вступительного слова лектора зрители задают вопросы, высказывают свои соображения по кино. Такой старый классический киноклуб.