Двухэтажный, купейный! По какой цене?
Любители путешествовать по железной дороге скоро смогут забыть о верхних боковушках возле туалета, вечном запахе несвежих носков и таком понятии, как плацкартный вагон. Руководство Российских железных дорог объявило о серьёзном намерении отказаться от них в самое ближайшее время. На смену вагонам, предоставляющим пассажирам почти спартанские условия, придут двухэтажные купейные.
Не бывает купе по цене плацкарты
Наверное, любой человек, путешествующий по железной дороге, предпочёл бы ехать в купе, а в не в плацкартном вагоне, будь у него такая возможность. Но вот именно «возможность» здесь ключевое слово. Напуганные сообщением РЖД россияне уже готовятся к тому, что всеобщий отказ от плацкартных вагонов поставит для многих из них крест на передвижениях по стране. Особенно тема актуальна для жителей отдалённых регионов и для людей со скромным средним достатком. И пусть сколько угодно президент РЖД Владимир Якунин объясняет своё решение убрать плацкартные вагоны из обращения тем, что «такой анахронизм» нигде больше, кроме как в России, не используется, а люди требуют более комфортных условий. Плацкарта является самым экономичным видом перемещения на дальние расстояния, и точка.
Взять, например, самое популярное для саратовцев железнодорожное направление, на Москву, и самый «дешёвый» поезд – № 137. Билет в плацкартный вагон в нём стоит около 1200 рублей, в купейный – две тысячи с лишним. В «фирменных» поездах (№ 9 и 17) цены выше, но пропорции те же. Плацкарта – 1800 рублей, купе – три тысячи с хвостиком.
И даже если, как обещают, плацкартные вагоны будут замещать купейными двухэтажными, то о дешёвых железнодорожных билетах можно будет забыть. Потому что очень сложно представить, что такое ноу-хау, как двухэтажный купейный вагон, вмещающий 64 пассажира вместо 36 в сегодняшних купейных вагонах и 54 в плацкартных, может стоить дёшево. Бесплатный Wi-Fi, специальные купе для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями, три туалетные комнаты, системы кондиционирования, отопление и очистка воздуха, по две розетки в каждом обычном купе, индивидуальные магнитные ключ-карты для доступа в купе не могут продаваться по цене плацкарты.
На том единственном направлении в России, где сейчас применяются двухэтажные вагоны (Москва – Адлер), место стоит три тысячи рублей. Двухэтажные вагоны на маршруте Москва – Адлер, по словам Якунина, позволили на 30 процентов снизить стоимость билета в купе, но нам-то что за дело до этого? Три тысячи у нас стоит купе в саратовском фирменном поезде до Москвы. И если оно будет стоить 2700 рублей, это все равно будет вдвое дороже, чем плацкарта.
И пусть никого не вводит в заблуждение преобладание купейных вагонов над плацкартными в составе поездов Саратов – Москва. Билеты в плацкартные вагоны разлетаются быстрей, чем в купейные. Две своих последних поездки в Москву мне пришлось планировать минимум за две недели, и то выбирать места оставалось из верхних боковушек в начале и в конце вагона.
Сидеть дома и скучать
Население в большинстве своём встретило новость о скором отказе от плацкартных вагонов без восторга. Интернет-сообщество кинулось бурно обсуждать эту тему. И судя по высказываниям людей, многие начинают готовиться к тому, что от железнодорожных поездок в будущем придётся отказаться совсем.
«Что же останется делать простым людям с весьма средним заработком? Сидеть дома и не высовываться, скучая по родным и близким, проживающим в других уголках России, или начинать осваивать автостоп?» – спрашивает участник интерактивного обсуждения Кирилл. А участница форума Лариса с Дальнего Востока ситуацию восприняла и вовсе как трагедию: «Мне скоро предстоит поездка в купейном вагоне, стоимость проезда около 14500 рублей. Полёт на самолёте в тот же город всего 11 тысяч. Но я панически боюсь летать, поэтому буду неделю «телепаться» поездом, – говорит она. – Раньше спасал плацкарт – цена наполовину меньше, чем в купейном. Что будет дальше, если от плацкарта откажутся, страшно представить! Дальний Восток и так «отрезан от цивилизации», а теперь он вообще станет невыездным для огромной части населения. И не надо заводить речь о наших гигантских зарплатах, они большие только у малой части дальневосточников...»
В кулуарах власти заявление Владимира Якунина тоже обсуждается. На рассмотрение комитета Госдумы по транспорту этот вопрос пока не выносился, но мнения депутатов уже разделились. Одни поддерживают позицию президента РЖД и говорят о необходимости идти в ногу со временем и избавляться от неудобств, придуманных в прошлом, другие, опасаясь повышения стоимости проезда, считают, что с идеей отказа от плацкартных вагонов нужно повременить.
Будут деньги – будет счастье
Некоторую ясность в сумбурность плацкартного вопроса внёс пресс-секретарь президента РЖД Александр Пирков. Он сообщил, что планы отказаться от плацкартных вагонов – пока лишь планы. Цель эта – стратегическая, и реализация её зависит от экономической ситуации в России и от желания государства. Вопрос решится не за два года, хотя и на 15 лет затягивать его решение РЖД не собирается.
«Реально всё зависит от наличия средств. Будут деньги – будет счастье. Надо помнить, что 80 процентов рынка перевозок производится плацкартными вагонами. Значит, грубо говоря, нам надо произвести 16 тысяч новых вагонов. А вот, например, Тверской вагоностроительный завод может производить максимум 1300 вагонов в год. Вот и считайте, – предлагает быть реалистами Пирков. По его словам, рано говорить и о том, как изменятся цены на билеты в случае отмены плацкарта. К тому же этот вопрос будет зависеть от решения властей. – Цены регулирует государство. Сколько оно нам скажет, столько денег мы и берём».