Из кладбищенской тени

Оценить
Антимонопольная служба пытается реформировать похоронное обслуживание

Федеральная антимонопольная служба озаботилась работой кладбищ и оказанием ритуальных услуг. Ведомство попыталось навести порядок в рамках действующего законодательства, но после проверки 2500 муниципальных образований пришло к выводу: штрафовать и сажать поздно, нужно менять закон. 11 ноября состоялось первое заседание экспертного совета по обсуждению новой редакции закона «О погребении и похоронном деле».

Организация похорон – специфичный бизнес, который всегда пользуется спросом. Ежегодно в мир иной в России уходит около двух миллионов человек. Эксперты оценивают рынок ритуальных услуг в 35 миллиардов рублей. Но это без учета теневого оборота, который, по оценке экспертов, достигает 200 миллиардов рублей. Есть вероятность, что главная задача ФАС – перенаправить эти средства в легальное русло.

В Саратовской области каждый год умирает более 36 тыс. человек. Если составить пропорцию, то объем теневого рынка ритуальных услуг, приходящегося на нашу губернию, никак не меньше 3,5 млрд рублей.

Навязывать услуги запретят

И в недрах антимонопольной службы началось законотворчество. Одна из целей – введение запрета на незаконный обмен информацией между должностными лицами, которым в силу профессиональной деятельности становится известно о факте смерти. Кто может сообщить о случившемся ритуальной конторе? Это персонал больницы, где скончался больной, работники скорой помощи, полиции и МЧС.

Как сообщают СМИ, своевременное сообщение о смерти оценивается мастерами организации похорон в 3–4 тыс. рублей в провинциальных регионах. Деньги, понятно, налогообложению «не подлежат», и следовало бы пресечь этот мутный ручеек. Поэтому в законе должно появиться положение, что такие лица не вправе навязывать и даже просто предлагать родственникам покойного какие-либо услуги по погребению.

Ясно, что родственники умершего, находясь в подавленном эмоциональном состоянии, соглашаются с первым поступившим предложением, не думая о цене. И лишаются, таким образом, права выбора. Чем и пользуются недобросовестные мастера ритуальных дел и их пособники.

В планах антимонопольщиков – закрепление принципа прозрачности цен на ритуальные услуги. А посему информацию о них следует обязательно размещать в открытом доступе – на сайтах местных администрации и кладбищ, а также на зданиях администраций кладбищ.

Бедным – на муниципальное, богатым – на частное?

Озабоченность ФАС вызывает доминирование государственных и муниципальных предприятий в похоронной сфере, что способствует злоупотреблениям.

По мнению авторов законопроекта, «к числу проблем относятся также неконтролируемый рост цен, наличие криминальных структур, особенно на кладбищах крупных городов, возможность у сотрудников ГУПов и МУПов «Ритуал» перепродавать земельные участки, занятые захоронениями», сообщило агентство «Прайм» (http://1prime.ru/state_regulation/20131106/769799446.html). В качестве примера приводится увольнение директора филиала ГУП «Ритуал» в Москве после случая с продажей могилы аферистами за 2,5 миллиона рублей на Кунцевском кладбище столицы.

Что касается нашего города, то злые языки утверждают, что при организации похорон приходится передавать могильщикам наличные деньги под разными предлогами. И вроде телефон сотрудника кладбища родственникам покойного передается представителем ритуальной службы. По неофициальной информации, за подзахоронение в родственную могилу на Елшанском кладбище нужно заплатить 15 тыс. рублей. Примерно столько же надо отдать, чтобы могила усопшего на Сторожевском кладбище была в приличном месте, а не в дальнем углу.

А еще муниципальные предприятия могут мешать частникам работать – не пускать катафалки, не согласовывать участки для похорон.

Истребить эти злоупотребления предлагается созданием конкурентной среды. То есть в России должен появиться механизм создания частных кладбищ (в этом случае земля предоставляется в аренду на 49 лет без права передачи и изменения целевого назначения). Именно частные кладбища должны стать последним прибежищем наиболее платежеспособных граждан.

И тогда рядовым нашим соотечественникам, по мнению авторов законопроекта, легче будет обрести себе приличное место на муниципальных погостах.

Возможно ли в Саратове создание частных кладбищ? Директор МУСПП «Ритуал» Дмитрий Исаев сослался на действующее законодательство, согласно которому существует два вида кладбищ – государственные и муниципальные. «Кроме того, при создании частных кладбищ подвергнется риску реализация права граждан на предоставление бесплатно участка земли для погребения».

Для совсем уж богатых людей, в распоряжении которых находятся поместья (просторы с прудами, парками, барскими домами и хозяйственными постройками), проблема может быть решена еще проще: есть вариант организовать семейное кладбище на своей территории. С таким предложением выступил известный предприниматель Герман Стерлигов. И у государства на организацию семейного склепа разрешения спрашивать не нужно.

Только не надо пытаться устроить нечто подобное на своих шести (или четырех) сотках. Вряд ли это понравится соседям по даче.

«Хронический дефицит земельных ресурсов»

По информации газеты «Коммерсант», предоставленной изданию участниками закрытого совещания 11 ноября у первого вице-премьера Игоря Шувалова, ФАС предложила создать общероссийскую саморегулируемую организацию в сфере похоронного дела (ОСРО). Только члены ОСРО смогут оказывать ритуальные услуги. Стать членом ОСРО могут некоммерческие организации и партнерства, имеющие разных учредителей. У организации должен быть компенсационный фонд. Понятно, что такой оборот не вызвал поддержки в предпринимательском сообществе.

Предложения ФАС участники совещания не поддержали, но в секретариате Игоря Шувалова «Коммерсанту» уточнили, что по итогам встречи было принято решение дать возможность Москве и Московской области реализовать пилотный проект по оказанию ритуальных услуг. В проекте предполагается ввести требование аттестации участников рынка, дабы отсеять представителей теневых структур.

По словам министра потребительского рынка и услуг Московской области Екатерины Семеновой, в крупных городах наблюдается «хронический дефицит земельных ресурсов под захоронение». Особенно это характерно для столицы и Московской области, поэтому эти субъекты и выбраны для пилотного проекта.

Позаботься о себе сам

Наиболее сознательные и небедные граждане задумываются о месте своего упокоения заранее. В мире существует практика выкупа мест на кладбищах, можно и памятник себе любимому заказать на свой вкус.

Чтобы приобрести участок на очень престижном кладбище на Масличной горе в Иерусалиме, придется раскошелиться на 100 тыс. долларов. По преданию, именно сюда явится Мессия, и те, кто тут захоронен, первыми воскреснут их мертвых. Израильские экскурсоводы говорят, что именно здесь прикупила себе местечко Алла Пугачева. Хоронят здесь исключительно евреев; видимо, у нашей звезды есть еврейские корни.

В Саратове, как следует из ответа МУСПП «Ритуал» на запрос «Газеты недели», не предусмотрено «возможности предоставления места захоронения на возмездной основе» (постановление администрации Саратова от 22.10.2010 № 2533).

В других городах России заранее участки тоже не продают. Вероятно, огороженный участок неподалеку от часовни на Елшанском кладбище, на части которого нашли вечный покой члены одной известной саратовской семьи, не более чем мираж. Хотя увидеть это место может любой посетитель кладбища.

«Повторное использование мест захоронения»

Так называлась статья 4.2 проекта федерального закона, который был опубликован на интернет-портале «Российской газеты» 13 февраля 2012 года.

Хоронить повторно предлагалось на государственных и муниципальных кладбищах. С момента захоронения должно пройти не менее 25 лет. Органы местного самоуправления должны были бы проводить инвентаризацию кладбищ раз в пять лет. При обнаружении могилы, за которой не ведется уход, «предположительно в течение одного года», надлежало «проводить мероприятия по выявлению владельцев». Процедура не страшная – установить табличку на могиле и три года подождать, не объявятся ли родственники усопшего. Если они не горят желанием навести порядок на могиле, то можно получить от них письменное согласие об отказе от участка. После этого проводится эксгумация (как требует санэпиднадзор), и органы местной власти вольны распоряжаться освободившимся местом. Специально оговорено, что «повторное использование мест захоронения на мемориальных, военных мемориальных и воинских кладбищах не допускается».

Вроде бы всё логично и разумно, но сейчас, в ходе обсуждения нового законопроекта, уже говорится о запрете на повторное использование земли в целях захоронения.

 


[кстати сказать]

Олег КомаровОлег Комаров, депутат Саратовской городской думы:

ЧАСТНЫЙ ПОГОСТ БУДЕТ НЕ КАЖДОМУ ПО КАРМАНУ

Идею организации семейных кладбищ на собственных землях я поддерживаю. К тому же это лишний повод привязать бизнесменов к своей стране, повысить их заинтересованность в ведении дел на территории России. Не зря же Пушкин назвал «любовь к отеческим гробам» чувством, близким любому из нас.

Что касается организации частных кладбищ на территориях поселений, то я не сторонник этой меры. Умершему всё равно, где его похоронят. Но поскольку оплатить услуги частного погоста не каждому по карману, это будет лишний раз подчеркивать расслоение в обществе. К тому же состоятельному человеку вряд ли захочется платить деньги за погребение усопшего где-нибудь за Сторожевкой. Встает вопрос выделения участков в городской черте на длительный срок. Учитывая, что в крупных городах земля является дефицитом, думаю, что ни один муниципалитет на это не пойдет.

Мне кажется, что необходимо поднимать вопрос о повторных захоронениях. Если бы все могилы, за которыми нет ухода (родственники умерли, уехали из страны, просто не считают нужным это делать), использовались снова, то не стоял бы вопрос о выделении под кладбища всё новых земель. И кладбище в Елшанке было бы до сих пор действующим, и порядка было бы больше. Нужен только легальный прозрачный механизм.

Александр СтепановАлександр Степанов, член Общественной палаты Саратовской области:

ПОРА СТРОИТЬ КРЕМАТОРИИ

Идея создания частных кладбищ актуальна только для крупных городов. Какая конкуренция может быть в том же Алгае?

Впрочем, жизнь покажет, насколько жизнеспособно это нововведение, если оно всё же состоится. Важно только, чтобы простых людей не хоронили рядом «с помойкой», а богатых – на «Поклонной горе». То есть территориальное размещение должно быть достойным как для муниципальных (государственных) кладбищ, так и для частных. Без перекосов. А вот стоимость услуг может быть разной, в зависимости от достатка. Надо смотреть. Думаю, что если на частных кладбищах будет более высокий уровень сервиса, то и муниципальные подтянутся.

Еще считаю, что пора строить крематории. И с повторным захоронением согласен. Конечно, если надгробие монументальное и представляет собой художественную ценность, его можно сохранить. Но вот заросшие крапивой могилы никому не нужны. Наверное, надо вводить плату. Символическую. Если ее кто-то вносит, то это говорит о том, что родственники живы.

Бремя содержания могил известных людей должно брать на себя государство. Взять того же Вавилова на Воскресенском кладбище. Откуда у него родственники в Саратове? В общем, тут нужен индивидуальный подход.