Показал деревню без прикрас

Оценить
И не его вина, что власть не бросилась немедленно устранять недостатки

Владимир Борисович Островский (1924–1990 гг.) – заслуженный деятель науки, доктор исторических наук, награжденный орденами «Дружбы народов» и «Знак почета» и медалью «За доблестный труд», более сорока лет жил и работал в Саратове.

Родился он на Тамбовщине в семье сельских учителей. В школьные годы увлекался физикой. С началом Великой Отечественной войны школу пришлось бросить. Надо было заменять ушедших на фронт мужчин. Владимир работал трактористом до самого призыва – до зачисления курсантом в учебно-стрелковый полк. В 1944 году его, как толкового и хорошо учившегося курсанта, направили во 2-е Ульяновское танковое училище. Там Островского избрали комсоргом батальона, а после вступления в партию назначили секретарем политического отдела училища. Перед ним открывалась заманчивая перспектива успешной карьеры армейского политработника. Но Владимир Борисович стремился наверстать упущенное в годы войны.

Ежедневно, придя с армейской службы, Островский занимался по 7–8 часов и смог в течение полутора лет получить свидетельство об окончании средней школы, поступить на заочное отделение исторического факультета Ульяновского педагогического института и сдать экзамены за четыре курса. Причем учиться ему приходилось тайно от армейского начальства.

«Идешь в институт и боишься, как бы не поймал патруль за то, что учусь, хочу быть человеком», – писал он в дневнике.

Природа с завидной щедростью одарила этого человека и редкой трудоспособностью, и многими талантами. Владимир Борисович ухитрялся еще находить время для уроков танца в балетной школе. Он хорошо рисовал, сочинял стихи, самостоятельно вы­учился игре на фортепиано.

В марте 1947 года Островский демобилизовался. Его кандидатская диссертация была посвящена роли комсомола в коллективизации сельских хозяйств. Конечно, Владимир Борисович не мог отступить от господствовавшей тогда идеологии (чего, впрочем, не может позволить себе ни один историк, ни в одном времени), но и сегодня, читая автореферат его диссертации, можно отметить два важных момента: во-первых, стремление показать огромные трудности и острую борьбу в ходе коллективизации; во-вторых, хороший литературный язык, яркую публицистичность исследования.

Через три года после успешной защиты диссертации 32-летний Островский возглавил кафедру истории КПСС. Он стал одним из самых молодых заведующих кафедрой не только в саратовском университете, но и среди других кафедр общественных наук вузов страны. Владимир Борисович в течение почти 30 лет участвовал во всех республиканских и всесоюзных совещаниях обществоведов и не раз выступал на них. Его выступления всегда отличались яркостью, точностью, новизной содержания. Свыше 20 лет Островский возглавлял всю координаторскую работу научных исследований обществоведов Среднего и Нижнего Поволжья. Высокие организаторские способности Островского не раз являлись поводом для предложений перейти на партийную работу. Но он неизменно их отклонял, считая главным для себя научную и преподавательскую деятельность.

Его лекции, «насыщенные фактическим материалом, отличавшиеся логикой и убедительностью, прочитанные эмоционально и артистически», производили впечатление и надолго запоминались не только студентам гуманитарных факультетов, но и «на физическом факультете, где традиционно скептически относятся к гуманитарным наукам».

Один из тех, кому повезло учиться у Островского, вспоминал: «Учеников у него было много, еще больше тех, кто обращался за помощью и советом. Некоторые защитили докторские диссертации, стали заведовать кафедрами, приобрели среди обществоведов известность. И всё же никто не дотянулся пока до тех высот, какие занимал Владимир Борисович. Его возможности, казалось, были безграничны».

В 1966 году руководимая Островским экспедиция обследовала несколько районов Правобережья нашей области, провела анкетирование сельских хозяйств, собрала множество старых фотографий и сделала новые снимки, записала рассказы старожилов. Таким образом был получен материал, дававший подробную картину экономического, социального и культурного состояния обследованных районов. Дополненный сведениями из дореволюционных документов, этот материал лег в основу книги «По старым саратовским трактам», имевшей широкий резонанс. Опыт работы саратовских исследователей стали рекомендовать как образец центральные газеты «Правда» и «Известия». В книге и в отчете экспедиции не только отмечались положительные моменты жизни села (строительство ферм, домов, клубов, прудов), но приводились и гневные высказывания механизаторов – о нехватке запасных частей, приводящей к простоям, строителей – о низком качестве поставляемых стройматериалов, крестьян – о дефиците товаров в сельских магазинах.

Островский неоднократно высказывал мысль, что проблемы села не могут быть решены без решения социальных вопросов и что необходимо соединить разработку фундаментальных проблем с реальным выходом на практику. В феврале 1980 года президиум Академии наук СССР принял решение о создании в Саратове Института социально-экономических проблем аграрно-промышленного комплекса (ИСЭП АПК), доныне действующего. Это был первый академический институт в нашем городе. Директором и создателем его стал Владимир Борисович Островский, поставивший перед коллективом задачу – определить реальное положение дел в сельском хозяйстве и пути выхода из кризиса. Однако искреннее стремление Островского вошло в противоречие с формализмом и идеологической регламентированностью начала 80-х годов, о которые разбились неординарность и новизна его суждений.

Один из единомышленников Владимира Борисовича справедливо отметил: «Главной заслугой Островского и его школы считаю изучение и показ изменений в современной деревне без прикрас и призыв к устранению негативных явлений в ней. Не вина, а беда саратовских аграрников в том, что власть не бросилась немедленно на устранение».