Как меня разочаровали
Возвращение пропагандистского кино на телеканал с давно запомнившимся набором букв. Фильм является прямым наследником славной «Анатомии протеста». Автор и ведущий, правда, поприличнее. Военный корреспондент Сергей Холошевский. Хотя и у него на все «почему» находятся всегда утвердительные и односложные «потому что».
«Историю одного разочарования» показывают уже во второй раз – для тех, кто не понял (премьера состоялась 25 октября). Похоже на знаменитые «по просьбам трудящихся». Я внял этим просьбам и посмотрел, но без особого любопытства. Цели и задачи этого фильма были видны уже в анонсе. Было интереснее посмотреть за непосредственно исполнением замыслов: новые методы манипуляции, подбор героев, операторская работа, монтаж, саундтреки.
Автор смело называет Саакашвили «политическим мертвецом», а его правление «горьким разочарованием». Новый виток развития Грузии начинался, по мнению Холошевского, с предательства. Всё шло по четкому сценарию развала страны. Сергей берет комментарии у влиятельных в прошлом представителей коррупционных кланов. Все они повторяют примерно одни и те же формулировки: «Нельзя поощрять этих ребят. Они на все способны» и тому подобное. А что еще говорить бывалым коммунистическим деятелям Грузии, которые приватизировали всю страну?
Ведущий ищет причины, следствия и последствия предательской политики президента Саакашвили. Холошевский совершает хождения в народ. Только в народ преимущественно зрелого возраста. Все герои с восторгом вспоминают советское прошлое. Просятся назад, в социализм. С бывшим ректором дипломатической академии и политологом Сосо Цинцадзе беседовали очень долго. Автор с гордостью называет его «истинным грузином». Подробно говорили о реформе полиции. Цинцадзе с ностальгией вспоминает те времена, когда...
– «Ну, Сосо, два лари в фонд милиции», – и никуда не денешься. Вдруг мы получаем полицию по-западному, в которой не берут.
Богато накрытый стол, радушный прием и разочарованные полицией глаза бывшего ректора дипломатической академии и политолога.
Острые приступы русофобии вперемешку с неописуемым благоговением к северному соседу. Такого четкого дуализма, как у грузин, я еще не видел. Если всё действительно так, то гражданская война и впоследствии новые территориальные деления просто необратимы. Кстати, про войну в 2008 году в документальном кино почти ничего не сказано. Фильм настолько хорош, что может оправдать любое оккупационное поведение нашей страны на территории другого суверенного государства.
С молодыми гражданами Грузии в фильме всё в порядке. Их просто нет. Ни одна молодая девушка или парень не поделятся своим мнением. Для автора оно не интересно. Такое ощущение, что это дряхлеющая страна стариков, которые ждут, чтобы Россия помогла им дойти до колодца с водой. Несмотря на это у молодежи немного другое представление о родной стране. Мне удавалось пообщаться по Интернету с ребятами из Грузии. Они говорят, но уже на неуверенном русском языке, о другой стране. Не жалеют об отсутствии коррупции и самом безопасном государстве в Европе. Не жалеют, что по степени открытости экономики страна занимает одно из первых мест в мире. Гордятся открытостью своих департаментов, образованием и государственной независимостью. Но Россия – слишком великая страна, чтобы завидовать успешным реформам южного соседа.
Документальное кино подводит свои итоги: русские и грузины всегда будут рядом, куда бы ни повели их новые власти.