Не медали, а значки какие-то
Медали российской агропромышленной выставки «Золотая осень» имеют ценность только в глазах их получателей. Это такой бизнес, оказывается, а не какие-то особые заслуги и победы. Когда я поняла это, стало как-то противно от того, с какой помпой подавался в наших СМИ шикарный саратовский результат – 113 медалей.
Всё началось с того, что я начала искать информацию о том, сколько всего медалей раздали на выставке «Золотая осень – 2013», которая состоялась в Москве месяц назад. А ее и нет нигде, этой информации. Даже на сайте самой выставки условия получения золотых, серебряных и бронзовых медалей невозможно открыть. Надо понимать, из-за того что речь в каждом подразделе ведется о том, сколько какая из медалей стоит.
Ценность медалей падала и в ходе дальнейшего интернет-розыска. Практически в каждом регионе местная пресса писала о невиданном доселе результате. В Омской области «продукция нашего региона завоевала 5 золотых и 2 серебряных медали, что стало лучшим результатом на выставке». Предприятия и предприниматели Белгородской области привезли из столицы 23 золотые медали, 16 серебряных и четыре бронзовые. Курская область завоевала 58 медалей, из них 21 золотую. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности Чеченской республики были отмечены тремя золотыми медалями, двумя серебряными и двумя бронзовыми. Как сообщают волгоградские СМИ, именно их регион стал абсолютным победителем в большинстве номинаций, получив 33 медали, в том числе 20 золотых, а также главную награду – Гран-при форума. Про Гран-при говорили, кстати, и в Белгороде, и в других регионах. Но только чеченские СМИ написали про Гран-при наиболее правдиво: «Самой приятной наградой для чеченской делегации стало вручение Гран-при «за вклад в развитие агропромышленной выставки «Золотая осень».
Что же это такое получается? Все участники выставки «Золотая осень» платят за то, чтобы она существовала, – это раз. Часть участников платит за то, чтобы получить медали и прикрепить их потом, как своеобразный знак качества на свою продукцию. Только саратовские «Дубки», если верить информации, размещенной на сайте «Общественного мнения», семь раз получили золото за колбасы сырокопченые «Юбилейная премиум», «Столичная премиум», «Элитная премиум», варено-копченую « Московская премиум», сервелаты «Коньячный» и «Карельский», сосиски «Хот-дог» под торговой маркой «Русские колбасы». Не менее «достойно представил Саратовскую область» саратовский молочный комбинат с продукцией «Белая долина».
«Дубки» и молочники получили основное золото в номинации «За производство высококачественной продукции», и это не противоречит истине, потому как товар востребован не только в нашем регионе. Номинаций, кстати, на выставке множество. А вот общего списка победителей на сайте выставке нет. И на сайте нашего саратовского регионального министерства сельского хозяйства его нет тоже. Вводишь запрос и получаешь ответ, что, «к сожалению, ничего не найдено». Даже фотография заместителя председателя правительства Александра Соловьева с руками, полными наград для участников, не вылезает по запросу о выставке, хотя в новостях она есть. Информации о том, в какие деньги выставка обошлась министерству, нет само собой. Хотя где-то в кулуарах говорили минимум о 5 миллионах только бюджетных рублей.
Честно говоря, я абсолютно не против, чтобы колбасы и сыры саратовских производителей украшались оттисками медалей этой известной в стране выставки: маркетологи предприятий сами знают, за какие деньги и каким образом продвигать свою продукцию. Но вот открываю сайт саратовского аграрного университета и насчитываю аж 10 выданных этому учебному заведению дипломов. А за этими дипломами 10 медалей выставки (2 золотые, 1 серебряная и 7 бронзовых). Наверное, дипломы стоят дешевле медалей, а может, их стоимость входит в сумму, перечисленную этим университетом организаторам выставки за участие, но что-то мне подсказывает, что это были напрасные траты бюджетных денег в любом случае. Потому что ни на одну из этих университетских разработок пока не нашлось покупателя. Если бы нашлись, об этом точно раструбили бы на всех перекрестках.
Переговоры с потенциальными инвесторами на выставке «Золотая осень – 2013» тоже проходили. И о договоренностях, у кого они состоялись, сообщалось как о серьезном прорыве. Хотя в большинстве своем это были предварительные декларации о намерениях. Каждый волен относиться к ним по-своему, но Белгородская область, например, вообще отказалась от демонстрации гор продуктов питания, а на своих площадях разместила переговорные павильоны с плазменными панелями, повествующими о «вчера», «сегодня», «завтра» региона. Завтрашнее «будущее» было представлено желаемыми направлениями инвестиций – био– и энерготехнология, микробиология, аквакультура, тепличное хозяйство.
«В белгородский павильон представители различных фирм принесли огромное количество своих предложений – технологии, препараты, оборудование. Сотрудники департамента АПК собрали, обобщили, систематизировали весь поступивший материал, а теперь наиболее эффективные предложения будут внедряться в нашей области. Правда, если таковые обнаружатся в этом ворохе рекламных проспектов», – говорил для СМИ по итогам участия в мероприятии начальник управления информационного обеспечения АПК и социального развития села департамента агропромышленного комплекса области Евгений Пархомов. Он же, кстати, оговорился в своем интервью о том, что аренда площадей в выставочном центре была очень дорогой. И Белгородская область поэтому арендовала всего 120 кв. метров.
Саратовская область арендовала неизвестное число метров, но Гран-при получила за оформление экспозиции, размещенной на них. У нас там был корабль, доверху наполненный зерном, и кают-компания, где угощали-наливали и показывали свою хлебосольность. «По результатам дегустации продукция пищевой перерабатывающей промышленности региона завоевала 80 медалей, из них 51 золотую, 21 серебряную и 8 бронзовых».
Но, видно, кормили не всех. Потому что председатель правительства Волгоградской области, например, вернувшись, почему-то очень скептически отозвался о саратовских успехах на выставке «Золотая осень – 2013». Якобы у нас, у саратовцев, нет вообще не то что ни одной медали, а даже и дипломами нас не пожаловали. Ну и кому прикажете теперь верить? Наш Александр Соловьев говорит: «Сто тринадцать медалей «Золотой осени» – это один из лучших результатов участия в выставке среди регионов России», а волгоградский председатель правительства утверждает для членов своего волгоградского правительства, что их 34 медали – самый лучший результат в стране.
Журналистский конкурс на главном аграрном событии года, как его представляли СМИ, тоже состоялся. Назывался «Аграрный пульс страны». И от нашей области даже был на этом всероссийском конкурсе победитель. Цыпляева Ольга – корреспондент газеты «Петровские вести». Она заняла первое место в номинации «Масложировой комплекс – перекресток АПК». Какой в Петровске масложировой комплекс, не очень понятно, о ссылках на статьи Ольги министерство не позаботилось, но надо понимать, что она талантливо и регулярно писала о посевах рыжика и подсолнечника и о проблемах их переработки.