Не надо самолета в Турцию, покажите то, что рядом

Оценить
Студенты, обучающиеся туристическому бизнесу, не знают достопримечательностей области

Туристическим бизнесом Ольга Клочкова стала заниматься, потому что «муж забрал ее из газеты», поскольку там «много денег не заработаешь». И вообще у них «предпринимательская семья». В минувшую пятницу Ольга – директор ООО «Центр по туризму» в Вольске – и её коллеги-профессионалы участвовали в открытом уроке со студентами, избравших туризм своей профессией. Вёл урок начальник отдела развития туризма регионального министерства молодежной политики, спорта и туризма Алексей Голованов.

Туристическому бизнесу в Саратове обучают в трех вузах и двух техникумах. На открытый урок пришли самые заинтересованные из студентов, всего три десятка.

Студентам интересна прибыль, а не достопримечательности

Расшевелить слушателей пыталась менеджер компании «Континент-тур» Наталья Круковская. Она предложила аудитории деловую игру – по­участвовать в создании туристического продукта и продвинуть его на рынке. Сразу сказала, что «поднять самолет в Турцию» потенциальным руководителям турфирм не удастся. Этот бизнес освоен крупнейшими столичными туроператорами, и все вылеты из Саратова и других городов организуются именно ими. Да и дело это затратное и рискованное.

Что остается региональным операторам? Работа на внутреннем рынке России и работа по приему туристов на своей территории. Именно «прием» ориентирован на продвижение местных достопримечательностей и уникальных объектов родного края. Но на вопрос, какие достопримечательности им известны, будущие профессионалы турбизнеса ответили молчанием. То есть не обнаружили «глубокого интереса» и не способствовали «продуктивной дискуссии», к чему их призвала в начале открытого урока Анна Ерина, представлявшая кафедру «менеджмент туристического бизнеса» СГТУ.

Лишь спустя несколько минут, когда разговор пошел об организации школьных туров, кто-то сказал «о месте приземления Гагарина». Вероятно, потому, что книга «Феномен Гагарина» стояла на видном месте в хорошо отремонтированной аудитории института социального и производственного менеджмента СГТУ, расположившегося в здании одного из бывших общежитий политехнического института.

Узнав, что для начала нужно выбрать интересный объект, оценить его предложение на рынке, аудитория стала немного активней. Во всяком случае они предположили, что для продвижения школьных туров нужна реклама, ориентированная на личный контакт с преподавателями в школах. Не ошиблись.

Молодые люди оживились, когда начали пытаться прояснить финансовую сторону вопроса. Но на вопрос о выручке за прошедший туристический сезон Наталья Круковская не ответила, потому что в зале «конкуренты». А уж ответа на вопрос «где взять деньги на развитие турфирмы, чтобы не прогореть» в президиуме не знал никто. Нашлась Анна Ерина: «Ответьте мне на этот вопрос, и я сама открою турагентство». Впрочем, Круковская всё же посоветовала, что «поначалу неплохо подкрепить турбизнес другим бизнесом». Вероятно, более надежным и прибыльным.

Турагентств в десять раз больше, чем туроператоров

Вот и чиновник из министерства подтвердил, что многие фирмы, устанавливающие пластиковые окна, попутно стали заниматься и турагентской деятельностью.

Турагентств в области свыше 300, и конкуренция здесь огромная. Конечно, не обошлось без расхожей фразы, что зачастую турфирмы открывают состоятельные бизнесмены для своих дам. Чтобы им было не скучно. Поэтому и работа идет ни шатко ни валко. А наше родное министерство заинтересовано в том, чтобы в области множились не агентства, а туроператоры, ориентированные на въездной туризм. Их в области 24, и «Центр по туризму» в Вольске из их числа.

Процветать сложно, задача – выжить

Наступила очередь директора «Центра по туризму» поведать студентам свою историю: «Не обещаю, что вы будете процветать, попытаюсь научить вас выжить». С некоторой натяжкой можно считать, что Ольга Клочкова как раз из тех «дамочек, которым муж открыл турфирму». И предоставил для этого крохотную комнатенку в собственном коммерческом помещении. Туризм Клочкова выбрала потому, что на тот момент в Вольске эта ниша была относительно свободна. Впрочем, опыт работы в газете пригодился, за шесть лет там ее научили «слышать, слушать и никому не верить».

Зарегистрировав агентство и дав рекламу в трех местных газетах, Ольга просидела три месяца, пока дождалась своего первого клиента – «немолодую женщину с длинными фиолетовыми ногтями». Поначалу не хватало знаний, даже чтобы просто отвечать на звонки. Выбрала опытного партнера, заключила договор франчайзинга. Месяц днем и ночью обучалась. Через два года в коридоре пришлось установить стулья – для ожидающих в очереди.

Теперь Ольга уверена, что работник турфирмы должен рассказать клиенту о выбранной стране, будто он не просто там бывал (хотя это зачастую и не так), а любит именно этот край. Обратила внимание на необходимость совершенствовать свою речь, посоветовала не жалеть эпитетов. К примеру: в Испании «самые широкие пляжи с коричневым песком, синее тяжелое море». Или: на пастбищах Тироля в Австрии «рыжие счастливые коровы с колокольчиками». В общем, «не жалейте слов». Это для клиентов.

В то же время «не будьте болтливыми». То есть не нужно хвастаться своими клиентами. Это для конкурентов. Для Вольска с семьюдесятью тысячами населения весьма актуально.

Так что богатого мужа или родителей мало. Нужно уметь сохранить клиентов. «Иначе они уйдут к работягам».

Хочешь в туроператоры? Полюби свой город

Всякий турагент задумывается и о туроператорской деятельности. Настал и у Ольги такой момент. Для этого надо искренне любить свой город, интересоваться его историей, предлагать новые востребованные маршруты. Началось сотрудничество с музеями, были найдены экскурсоводы, когда-то водившие туристов с теплоходов (было, было!).

Сейчас в фирме работает четыре сотрудника, на договорной основе привлекаются экскурсоводы. Организуются фирмой и туры для школьников. Ольга призналась, что не спит ночами, когда отправляет автобус с детьми в поездку. Ведь аварии на трассах, увы, случаются.

Отвечая на вопрос «Газеты недели», введены ли в Вольске очистные сооружения, Клочкова ответила, что они «на заключительной стадии». А пока жители Вольска летом, чтобы искупаться, вынуждены переправляться на левый берег Волги.

Еще наше издание интересовало, будут ли приставать теплоходы к Саратову и, может быть, к Вольску и Хвалынску. По словам Алексея Голованова, по вопросу стоянки туристических судов в Саратове в министерстве «следят за ситуацией» и «сдвиги есть». Пришлось уточнить: «Так будут причаливать теплоходы в следующем году?» Ответили, что всё-таки будут.

В соответствии с государственной программой области в Вольске тоже планируют установить дебаркадер. Вот только не ясно, когда. Хотя еще в 2010 году Вольск официально включен в число исторических городов России.