Яровая против бессовестных

Оценить
Антикоррупционная борьба становится всё эффективнее и эффективнее – и конца-края этому не видно

Теперь коррупции в нашей стране точно не оставили никаких шансов. Недавно председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая предложила сажать матерых казнокрадов на 15 лет. А Владимир Путин, устав взывать к совести подчиненных, сказал, что теперь уж не до шуток – с «либерализацией в этой сфере» покончено.

Суровая Яровая

Борьба с коррупцией в нашей стране – как изобретение вечного двигателя: дело, безусловно, благородное, но малорезультативное. Однако депутат Госдумы от «Единой России» Ирина Яровая мертвой хваткой вцепилась в бич общества. Недолго переждав в затишье, пока не развеются сплетни завистников о ее «скромной» квартире, она снова заблистала на депутатском олимпе. И разразилась-таки законодательной инициативой.

В своих «антикоррупционных новеллах» – поправках в закон о противодействии коррупции, Уголовный кодекс и КоАП – она внесла классификацию из 46 составов преступления, среди которых подлог, вынесение заведомо неправосудных решений, растрата, злоупотребление должностными полномочиями. Яровая предложила дополнить Уголовный кодекс новой статьей. За хищение бюджетных средств или активов госкорпораций можно оказаться в местах не столь отдаленных на срок до четырех лет и выплачивать штраф до полумиллиона рублей, а также запрещено будет занимать госдолжности сроком до пяти лет. Для любителей брать по-крупному (более 6 млн рублей), организованной группой лиц или при исполнении государственного контракта, наказывать виновных предлагается от 7 до 15 лет лишения свободы и штрафом от 3 до 5 млн рублей. Нарушитель также будет лишен права занимать должности на госслужбе до 12 лет.

Кроме того, народная избранница собирается усилить контроль над поставками товаров и оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд. В контракт предлагается вносить сведения о производителе товаров и обосновывать, почему выбран конкретный поставщик. Это, по мысли депутата, позволит выявить участников сделки, «кормящихся» на госзаказе. В прошлом году объем заключенных контрактов составил более 6 триллионов рублей. Можно прикинуть, цифру со сколькими нулями откатили чиновникам за эти контракты.

Отдельные поправки касались ужесточения правил декларирования имущества госслужащих.

Всего, как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, за прошлый года из госбюджета унесли 20,8 млрд рублей. «Сегодня страна выделяет огромные деньги на развитие ЖКХ, здравоохранение, образование... Важно, чтобы каждая копейка дошла до россиянина и не была украдена, – обеспокоилась Яровая. – За это не должно быть просто штрафов».

Депутат Саратовской городской думы Александр Ванцов, известный как ярый борец с коррупцией, в целом поддерживает новый законопроект: «Дмитрий Анатольевич Медведев недавно говорил о том, сколько сотен чиновников привели к ответственности. Назначили им штрафы, общая сумма где-то около 20 миллиардов. А они выплатили всего один процент – 20 миллионов. Вот эта безнаказанность, к сожалению, и порождает желание у чиновников и дальше воровать. Ведь они рассуждают так: «Ну своруем мы миллиарды, ну назначат нам штрафы в два миллиона, и на этом дело закончится».

Ванцов считает, что нужны более кардинальные меры – и Яровая на правильном пути: «Я ее поддерживаю, тем более я с ней лично знаком. Хотя максимальный штраф в пять миллионов – этого недостаточно. Вот этот факт как раз говорит о безнаказанности. Чиновники и дальше будут воровать», – заключил в итоге городской депутат.

Бессовестные

Владимир Путин на совете при президенте по противодействию коррупции порадовался, что количество преступлений коррупционной направленности сократилось: в первом полугодии прошлого года их было зарегистрировано более 34 тысяч, а в первые шесть месяцев этого года – уже 29,5 тысяч. Правда, раздосадовало его то, что только 8 процентов взяточников осуждены к реальным срокам лишения свободы, а большинство приговорены к штрафам, которые преступники не платят – «находят всевозможные нормативные лазейки». В итоге, как уже называл Ванцов, за прошлый год коррупционеры вернули государству без менее одного процента от украденного.

Взывал-взывал президент «к совести тех людей, которые совершают те или иные правонарушения», да не помогло. Штрафы в виде десятикратной, а то и стократной суммы украденных денег, которые были введены в 2011 году по инициативе нынешнего премьера, возвращать никто не собирается.

И вот с либерализмом покончено. Владимир Путин провозгласил новый курс «эффективной работы по искоренению коррупции в системе госуправления». Теперь чиновники понесут «персональную ответственность за проникновение в аппараты лиц, рассматривающих службу как источник личного неправомерного обогащения». Особое внимание президент обратил на главных коррупционеров, которые засели, по его мнению, в сферах ЖКХ, потребительского рынка, строительства и ликвидации стихийных бедствий.

Вражеские шпионы в штабе

Народ в очередную наиэффективнейшую работу по искоренению коррупции почти поверил. Один из пользователей в Сети задался вопросом: «Возможна ли настоящая борьба с коррупцией путем заседаний, на которых, как предполагаем, присутствуют коррупционеры? Сколько их там? Даже если очень мало, это всё равно что вражеские шпионы в штабе, где обсуждают наступление».

Эксперты высказывают мнения и предлагают свои варианты реформ. Одни усматривают внесенные в Госдуму меры как инструмент неоправданного давления на бизнес: например, если к субъекту преступления отнесут субподрядчика, который может не знать о темных делах между заказчиком и подрядчиком.

Другие считают, что борьба с коррупцией останется госпиаром до тех пор, пока Россия наконец не ратифицирует статью 20 Конвенции ООН по борьбе с коррупцией – об уголовной ответственности в случае несоответствия доходов расходам чиновников.

Олег НиловДепутат от «Справедливой России» Олег Нилов в конце октября внес в Госдуму законопроект, по которому возмещение вреда перекладывается на родственников коррупционеров. Эта норма аналогична принятому Госдумой решению взыскивать с родственников террористов возмещение нанесенного вреда.

Коммунисты пошли дальше всех. По их мнению, российскую коррупцию могут побороть только реально строгие меры: с нечистыми на руку чиновниками не нужно церемониться, а отстреливать, как в Китае.

«Мы живем в цивилизованном государстве, и во многих государствах расстрел отменили, в силу того что бывали ошибки. Я расстрел не приветствую, а вот лишение свободы вплоть до пожизненного заключения – необходимая, на мой взгляд, мера, – не согласился с членами КПРФ саратовский городской депутат Александр Ванцов. – Нужно нещадно наказывать всех тех, кто решится украсть, и Ванцова в том числе».

Актуальные меры

Впрочем, скептики могут сколько угодно сомневаться в целесообразности предложенных поправок Ирины Яровой, а завистники – сколько угодно завидовать ее уму. Но мы-то знаем, насколько в наше время необходимы и актуальны эти меры. Главное – принимать решения вовремя.

Страшно подумать, что страна лишилась бы такого борца с коррупцией, если бы закон вступил в силу менее чем на год раньше. А всё из-за коварных журналистов, которые заинтересовались квартирой в сто квадратных метров за два миллиона долларов в элитном центре Москвы.

«Если декларация чиновника, депутата будет содержать заведомо ложные сведения или имущество будет указано не в полном объеме, и это станет составом преступления, то закон может быть применен только после вступления в силу, – говорит саратовский юрист Денис Руденко. – Если Яровая не задекларировала квартиру, допустим, 31 октября 2013 года, а новый состав вводится 1 ноября 2013 года, то она не будет нести ответственность».

 


[кстати сказать]

Александр ПантелеевАлександр Пантелеев, политолог:

«А ПОЧЕМУ ТАК ДОРОГО?» – «ТАК У НАС ЖЕ КОРРУПЦИЯ!»

Помню, как в Госдуме обсуждался один из вопросов, связанный со строительством, и депутаты задали вопрос: «А почему так дорого-то?» Тот, кто выступал с анализом, ответил им без обиняков: «Так у нас же коррупция!» Сейчас рассуждают так: коррупция есть в любом случае, уж лучше украдут, но построят. Коррупция неубиенна, она настолько глубоко встроена в систему, что разрушить коррупцию – значит разрушить систему.

Что касается инициативы Яровой: у нас уже есть достаточно много законов, по которым коррупция наказуема. Дай нам бог выполнять хотя бы те законы, которые уже приняты! Проблема не в том, чтобы принять новый закон, а в том, чтобы создать условия для его выполнения. Правда, до сих пор нет ни одной нормы, которая давно напрашивается, но не вводится по той причине, что ее не желают принимать главные коррупционеры страны. Чиновники и депутаты не хотят ввести меру по конфискации имущества уличенного в коррупции.

Я считаю, что для того, чтобы убрать коррупцию в стране, нужно уйти от однопартийной системы, которая фактически сложилась в нашей политике. У нас сейчас нет политической конкуренции, которая сложилась на Западе. Скажем, если там обнаруживаются коррупционные преступления в высших органах власти – правительство вынуждено уйти в отставку. Например, так сделала министр образования Германии, заподозренная в плагиате докторской диссертации. Недавно у нас пачками выявили плагиаторов в высших властных кругах – хоть один из них ушел в отставку?