Добро пожаловать с жалобами!

Оценить
Чиновники призывают недовольных бороться за свои права

Качество непродовольственных товаров на областном рынке является самой распространённой причиной жалоб в региональное управление Роспотребнадзора. Об этом заявил ведущий специалист отдела защиты прав потребителей управления Владимир Шибалкин на пресс-конференции в минувший четверг. Общение с прессой было приурочено ко Всемирному дню качества (отмечается во второй четверг ноября) и проходящей «Европейской неделе качества».

По словам Владимира Шибалкина, оценить уровень удовлетворённости покупателей качеством приобретаемых товаров и услуг достаточно сложно. Он может оперировать только статисткой обращений в управление Роспотребнадзора. Согласно этой статистике, 15 % всех поданных жалоб приходятся на товары продовольственного сектора, 8 % – на бытовые услуги, 5 % – на услуги финансового характера. Есть жалобы на качество проживания, связанные с дискомфортом (шум, запах) от расположенных в жилых домах предприятий. Но наибольшее число нареканий приходится на непродовольственные товары – ими неудовлетворенны чуть более 30 % всех обратившихся в контрольно-надзорный орган. Если рассматривать более внимательно статистику именно непродовольственного сектора, то тут 40 % недовольств приходится на сложнобытовую продукцию (в том числе 16 % на сотовые телефоны), 24 % – на одежду и обувь, 18 % – на мебель, 14 % – на пластиковые окна.

– Сложнобытовая техника стоит несколько дороже, чем пищевые продукты, и некоторые к этому относятся так: ну купил некачественное, выбросил, да и ладно, – объяснила начальник отдела надзора по гигиене и питанию управления Роспотребнадзора по Саратовской области Елена Никонова. – Это совершенно неправильная позиция, нужно отстаивать свои права, обращаться с заявлениями. Только так можно изменить ситуацию с некачественными продуктами.

– Активность помогает. Выход сотрудника Роспотребнадзора по жалобе всегда имеет свои положительные последствия, поэтому надо жаловаться, – добавил Шибалкин и привёл в пример последние изменения на рынке финансовых услуг. – В прошлом году было 15 % жалоб, в основном по кредитам. Громадная разъяснительная работа была проведена, в этом году мы имеем меньше жалоб. Люди стали объективно грамотнее, читают договор, прежде чем подписать.

Что касается предпочтений граждан, то, как отметили чиновники, современные потребители охотней выбирают товары иностранного производства: свою роль здесь играют разрекламированное название и красивая упаковка.

На качество обращающихся на рынке товаров оказывают влияние в том числе и установленные законодательством нормативы. По словам Никоновой, нынешнее законодательство более ориентировано на повышение ответственности самих производителей, однако необходимый уровень здесь пока не достигнут. Как пояснил директор саратовского центра сертификации и консалтинга Пётр Рождествин, после отмены в 2003 году закона о стандартизации стало необязательным соблюдение годами наработанных стандартов, сейчас же идёт речь об их возврате.

Ужесточение требований к качеству товаров (в том числе промышленных и сельскохозяйственных) происходит и в рамках действия таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. Как считает доцент кафедры внешнеэкономической деятельности саратовского института РГТУ Светлана Захарова, чтобы хоть как-то противостоять другим странам – членам ВТО (во Всемирную торговую организацию Россия вступила летом прошлого года. – Прим. авт.), необходимо объединить усилия трёх государств по более жёсткому и адекватному контролю за товарным производством.