«Потеряли несущую способность»
Свыше трех четвертей региональных дорог Саратовской области находятся в неудовлетворительном состоянии, то же самое можно сказать о значительной части мостов. Итоги работы дорожного комплекса за прошедшие 9 месяцев 2013 года подвел на минувшей неделе областной комитет дорожного хозяйства.
Самого председателя комитета Николая Чурикова на мероприятии не было (по некоторой информации, он находился в отпуске), что подогрело слухи о скором уходе Николая Николаевича с занимаемой должности.
– Скудность финансирования в сочетании с состоянием региональных дорог и искусственных сооружений на них не позволили решить задачу развития дорожной инфраструктуры, – констатировал директор регионального казённого предприятия «Дирекция автомобильных дорог» Булат Гайнанов. – Упор был сделан на сохранение дорог, поддержание их в проезжем состоянии... Если в прошлом году полноценный ремонт кое-где ещё осуществлялся, то в текущем году все средства были брошены на ямочный ремонт.
Ямочность у нас прогрессирует
За январь-сентябрь 2013 года в автодороги области вбухали более миллиарда рублей. Это на 9 процентов меньше аналогичного прошлогоднего показателя. Зато по ямочному ремонту прошлогодние цифры были перекрыты на 31 процент – в текущем году он был проведён на дорогах протяжённостью 7,1 тыс. км. Стоимость работ вместе с устройством защитных слоёв составила 729,4 млн рублей.
– Сеть дорог потеряла свою несущую способность, – констатировал первый заместитель председателя комитета дорожного хозяйства области Геннадий Рудыкин. – Ямочность у нас прогрессирует.
С таким ужасающим положением дел неудивительно, что иногда дорожникам приходится проводить ремонтные работы уже по решению суда. В этом году такие «принудительные» работы проводились на 20 дорогах области. Были «приведены в порядок» 275 школьных маршрутов.
– Работа проведена большая, – подытожил Гайнанов. – Но вместе с тем нам не удалось охватить ямочным ремонтом все нуждающиеся в этом дороги, выполнить все судебные решения и подготовить 100 процентов школьных маршрутов.
Одной из основных причин такого положения дел чиновник считает крайне неудовлетворительное состояние дорог: по словам Гайнанова, из 10 тысяч километров региональной дорожной сети 86 процентов не соответствует нормативам. Второй значительной причиной был назван недостаток средств.
– Даже ямочный ремонт и ликвидация дефектов становятся весьма затратными и затяжными, – пояснил директор. – Ситуацию в этом году усугубили и затяжные дожди в августе-сентябре.
Как признал докладчик, дорожный комплекс области «несмотря на улучшение показателей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года» так и не успел в полной мере использовать стабильное финансирование и благоприятный климатический период апреля-июля. «Говоря просто, не сумели быстро развернуться», – сказал Гайнанов. Теперь же принять «подарок природы» дорожникам мешает необходимость готовить дорожную сеть к зиме и задолженность за выполненные работы, имеющаяся практически перед каждой подрядной организацией.
Вопрос закрытия моста остаётся открытым
Но плохо в Саратовской области не только с дорогами. Из более чем пяти сотен мостов, приписанных к региональной сети, 8 находятся в аварийном состоянии, более 180 – в неудовлетворительном. Из имеющихся почти 10 тысяч единиц водопропускных труб (сооружения под насыпями дорог, используемые для пропуска воды) аварийными являются более 60. На содержание мостов в текущем году было потрачено 69,2 млн рублей, планово-предупредительные работы были проведены на 16 мостах. Стоимость работ на внеклассных мостах области превысила 74 млн рублей.
– Наших усилий в 2013 году, к сожалению, оказалось недостаточно, чтобы мы сколько-нибудь значительно изменили ситуацию к лучшему, – резюмировал Гайнанов.
Не обошлось в докладе и без упоминания многострадального моста Саратов – Энгельс: уже сегодня незначительное ограничение движения по нему вызывает возмущение жителей.
– Поэтому уже сейчас нужно готовить решения по оптимизации всех этих процессов, связанных с закрытием движения по мосту, начиная от сокращения сроков ремонта до предельно возможных, организации движения транспорта и заканчивая формированием общественного мнения о необходимости такого решения, – сказал Гайнанов.
Слова о «закрытии движения» шли вразрез с теми, что в конце октября сказал заместитель председателя областного правительства Сергей Канчер. По его словам, запланированное ранее полное закрытие моста на время ремонта будет заменено частичным ограничением движения (см. статью «Всюду люди, оказывается...» в № 39 (267) «Газеты недели» от 29.10.2013 г., http://www.gazeta-nedeli.ru/article.php?id=5053). Как добавил Гайнанов, ключевую роль в вопросе ремонта сооружения будет играть своевременное финансирование, без чего «лучше не начинать», так как имеющаяся задолженность перед подрядчиками не позволяет выполнять работу в сроки уже сегодня. При этом мост является объектом регионального значения, и из федерального бюджета на его ремонт не было получено «ни копейки».
Наши успехи
Ещё одной проблемой региона был назван вопрос организации дорожного движения – на дорогах 28 районов области его «просто нет». Объем строительства новых дорог, по словам Гайнанова, был невелик и в прошлом году, а в текущем снизились ещё. Из достижений в данном вопросе был отмечен построенный участок автодороги Самара – Пугачёв – Энгельс – Волгоград в Ровенском районе. Протяжённость его составляет 3,47 км. В следующем году дорожники рассчитывают дойти до границы Волгоградской области, для чего им надо построить около 5 км дороги.
Среди других успехов 2013 года отмечалось восстановление освещения на развязке типа «глаз» и на обходе города на автодороге Сызрань – Волгоград (до мостового перехода через Волгу у села Пристанное), завершающееся восстановление освещения на других дорожных участках. Общая стоимость всех этих работ составляет 12,6 млн рублей. 45 млн рублей стоили мероприятия по повышению безопасности дорожного движения: нанесение дорожной разметки, установка и ремонт автопавильонов и барьеров для ограждений, установка и замена дорожных знаков и указателей. Полным ходом идёт подготовка к зиме – заготовлено более половины необходимых для обработки дорог материалов и подготовлено свыше 90 процентов техники.
По качеству дорог в России мы «чуть ниже, чем середнячки»
– Поверьте, не один Саратов с плохими дорогами, – пояснил в беседе с корреспондентом «Газеты недели» Булат Гайнанов. – Таких регионов не два, не три, а значительно больше. Вот успешных регионов всего 10–15. Но, наверное, нельзя называть, что мы самые худшие... Мы чуть ниже, чем середнячки.
По словам чиновника, в нашем регионе дороги, не соответствующие нормативу, находятся в разном состоянии: «Одни, может быть, ещё можно 10 лет ямочным ремонтом и какими-то защитными слоями поддерживать, а другие уже в этом году нельзя. Но мы надеемся, что экономическая ситуация будет меняться в лучшую сторону. Как только появятся первые средства на то, чтобы начать полноценный ремонт, мы им начнём заниматься».
Как удалось выяснить, ямочный ремонт измеряют «по объёму затраченных на него материалов и по площади, потому что есть документы, которые определяют нормы по глубине и прочее...» Однако в своем докладе Гайнанов оперировал протяжённостью ямочного ремонта. По его словам, это сделано намеренно – для того чтобы дать понять, сколько дорог отремонтировано таким способом.