С «замечательной любознательностью»

Оценить
Отец и сын Скопины – саратовские наследники русских летописцев

В 1891 году в «Саратовском историческом сборнике» губернской ученой архивной комиссией были опубликованы «Дневник» саратовского священника Герасима Алексеевича Скопина и «Записки дневные о делах и вещах достопамятных» его сына, известного местного церковного деятеля протоиерея Николая Герасимовича Скопина. Эти произведения внесли вклад в развитие исторического знания в Саратовской губернии и в создание новой для Саратова XVIII – XIX вв. разновидности литературных памятников – дневников.

Герасим Алексеевич Скопин (1746–1797 гг.) с 14-летнего возраста служил дьячком в саратовских церквях. Сведения об окончании им учебного заведения не сохранилось, очевидно, подобно всем саратовским священнослужителям той поры, он учился дома. В 1791 году Скопин был рукоположен в священники. По сведениям его биографа, он отличался «замечательной любознательностью» и «самой искренней, неподдельной любовью к тогдашней прессе и науке». Скопин выписывал для себя газеты и книги, делал выписки из научной литературы.

Основное содержание его «Дневника» составляют события, происходившие в Саратове и его округе за период с 1762-го по 1796 год. Скопин дает картину жизни города на фоне важнейших политических событий в России и в Европе. 22 сентября 1762 года, к примеру, «Гром был и коронование императрицы Екатерины II» или в октябре 1774 года: «Выпал снег. Пошел лед по Волге. В сем месяце вешали и казнили на Соколовой горе и у кузниц, и на русском базаре по Пугачеву делу».

Факты личной жизни Скопин фиксирует весьма скупо. Он упоминает собственную женитьбу, указывает даты «преставления» своей матери, тестя и тещи, рождение и смерть детей, без пояснений, что это его сын или дочь. Отмечены поездки Скопина, перемещения его по службе, включая и рукоположение в священники. Упоминает он и свой переезд «в новую избу» в 1784 году, что было, вероятно, великим событием в жизни летописца.

Среди фактов, относящихся к истории Саратова, почетное место у Скопина занимают сведения официального характера – о смене воевод, возведении Саратова в ранг губернского города и открытии губернии, смене губернаторов, посещениях города должностными лицами из столиц и высокопоставленными духовными особами. В каждом годовом разделе он неизменно отмечает время замерзания Волги и ее вскрытия, характер погоды и редкие небесные явления (кометы и северное сияние): «...с востоку началось и по всему небу огненно и столпы красны», «была превеликая стужа и метелица, так что здесь, в городе, не можно было ходить».

Сын Герасима Алексеевича Николай Герасимович Скопин (1767–1836) был выпускником Московской духовной академии, преподавал в Астраханской семинарии, а с 1806 года служил в Саратове. Его биограф писал, что он был «положительно головою выше не только городского духовенства, но и всей жившей тогда в Саратове интеллигенции», особо отмечал его наблюдательность и проницательность. Скопин знал греческий и латинский языки, французский, армянский, татарский и калмыцкий.

Он как бы подхватывает «эстафету» своего отца: его дневниковые «Записки...» тоже можно рассматривать как свое­образную летопись Саратова за 1794–1826 гг. Скопин-сын также фиксирует метеорологические наблюдения: «День сумрачный и невеселый. Холодно», «Дожди были с вихрем и громом. Поля от сего покрыты приятнейшею зеленью». Значительное место занимают события внешней политики, факты официальной хроники царской династии, сообщения о распоряжениях местных властей и посещениях Саратова высокопоставленными чиновниками: «Приехал обер-прокурор сенатский Петр Степанович Молчанов. Вина прибытия его – исследование доносов на губернатора и прочих чиновников...»

Но в дневнике Николая Герасимовича чувствуется личностное начало, здесь есть его рассуждения по вопросам морали и этики: «Что здесь было делано на балах и маскарадах, трудно это и описать. Несчастная нравственность! Ты погибла и с своею погибелью влечешь погибель обывателей...»

Обоих авторов объединяет не только принадлежность к духовному сословию. Они видели себя не просто саратовскими священниками, а стремились воспринимать события шире – как представители русского народа. Отсюда повышенное внимание к событиям мирового масштаба. Но стремление перешагнуть границы повседневности бытия небольшого города не исключало у них внимания к местным событиям. Сочинения Скопиных вызывают постоянный интерес саратовских историков разных поколений, вплоть до наших дней.