Все мы чуть-чуть антиквары
«Приношу музею в дар...» – так называется выставка, открывшаяся в Музее боевой славы, что в парке Победы на Соколовой горе, в минувший четверг. Собрание этого музея только за год увеличилось более чем на 100 предметов. Абсолютное большинство будущих экспонатов были переданы в фонды музея безвозмездно.
Безвозмездно или на время
Все эти экспонаты связаны с Великой Отечественной войной, локальными войнами и вооруженными конфликтами. Свои почетные места на выставке заняли фотографии, письма, ордена и другие награды, документы и личные вещи. Все экспонаты реставрируются и консервируются – на долгую память.
Владимир Куров, принесший в дар музею фотографии своих родителей и их документы, признался, что отдавать было немного жалко, но в правильности поступка он не сомневается. Своего отца, погибшего на Курской дуге, Владимир знает только по рассказам матери. Правнуки солдата знают, понятно, еще меньше.
Другая посетительница выставки, пенсионерка Алевтина Васильевна, сказала, что ни за что не стала бы отдавать семейные реликвии в музей или продавать: «Не могу, конечно же, похвастаться тем, что у меня дома редчайшие вещи, за которыми все музеи выстраиваются в очередь. Но эти вещи – история моей семьи, моих родителей, моих дедушек и бабушек. Я в своих детях воспитывала уважение к старшему поколению, они много чего знают о своих прародителях. То же самое я старалась привить внукам. Вот меня не будет – пускай куда угодно отдают, хоть в музей дарят, хоть на свалку выкидывают».
«Продаже не подлежат»
Сотрудники музея очень рады тому, что люди, которые не имеют никакого отношения к музейному делу, всё же осознают значимость исторических документов и необходимость их сохранения для потомков. Правда, не все готовы расстаться с реликвиями навсегда и бесплатно.
Елена Мосонова, заведующая специальным отделом Музея боевой славы, рассказала, что существует закупочная комиссия, которая занимается оценкой того или иного материала. Если он обладает действительно исторической и культурной ценностью, начинаются переговоры о покупке.
Ольга Дмитриева, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ, поделилась своим мнением о продаже таких ценных вещей: «Я к этому отношусь отрицательно. Вещи, связанные с войной, святые. Они продаже не подлежат. Наша главная задача – сохранить в памяти потомков события той войны. Ордена, награды, военные фляжки, предметы повседневного обихода тех времен должны храниться в музее, так как война была народная! Люди, которые приносят в музей такие вот вещи совершенно бесплатно, – истинные патриоты, зрелые, духовно богатые».
Искусно покупать искусство...
В Интернете я наткнулся на множество ресурсов, где можно продать-купить старинные предметы, а также на огромное количество частных объявлений. После знакомства с сайтами, посвященными антикварному бизнесу, я сделал для себя вывод: в наше время это один из самых распространенных видов заработка, который может быть весьма выгодным. Единственная загвоздка: в антиквариате надо разбираться. Можно ли этому научиться? Конечно. Для этого достаточно пройти специальные курсы. Стоимость такого курса варьируется от одной до двух тысяч долларов. В Москве существует даже специальное учреждение высшего профессионального образования – Институт арт-бизнеса и антиквариата. В этом институте можно получить несколько специальностей, среди которых «Менеджмент и маркетинг в антикварном бизнесе», «Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата» и так далее.
Но не надо думать, что в Саратове невозможно продать или купить предметы старины.
Бутик со специфическим ассортиментом
Антикварный магазин на улице Московской (пересечение с улицей Вольской) мало чем отличается от обычных стильных бутиков в каком-нибудь торговом центре. Разве что ассортимент специфический. По пятам за мной следовал охранник – благо посетителей больше не было, а то ему пришлось бы, наверное, разорваться. То и дело я натыкался на разные выгодные коммерческие предложения – купить что-то со скидкой, приобрести карту постоянного покупателя и всё в том же роде. Не смог я за такой короткий временной промежуток свыкнуться с мыслью, что покупка-продажа антиквариата – это бизнес. Я поспешил покинуть это место: особо любопытных вещей я не увидел, а тотальный контроль со стороны охранника, мягко говоря, раздражал.
Как у себя дома
Совсем другая обстановка в магазинчике на пересечении улиц Сакко и Ванцетти и Вольской.
Магазин занимает два зала. В первом представлены предметы интерьера, украшения, значки, монеты, купюры, марки, старинные фотографии и открытки. Второй полностью отведен под книги и пластинки. В разгар рабочего дня в магазине было с десяток покупателей, не меньше. Разглядывая грампластинки, я с ностальгией вспомнил, что в детстве часто слушал сказки именно на таких виниловых дисках. Мне стало интересно, сколько же они здесь стоят. Я обратился к мужчине неподалеку – он был без верхней одежды (а ведь на дворе далеко не май), к тому же увлеченно что-то рассказывал своему собеседнику, эмоционально жестикулируя. Я принял его за продавца и обратился к нему с вопросом о цене пластинок. Но я ошибся. Мужчина оказался таким же посетителем: «Просто куртку повесил на вешалку – здесь жарко. Я же не на пять минут сюда зашел. Интересуюсь книгами». Книг в магазине и вправду было много. В то, что они разложены в каком-то определенном порядке, верилось с трудом. Понятно, что найти в таком развале то, что нужно, – задача не из легких, поневоле вспотеешь.
10 тысяч за открытку!
Я перешел в первый зал и стал рассматривать монеты и денежные купюры. Со мной рядом стояла молодая девушка, которая разглядывала в соседней витрине фотографии и открытки. С ее уст сорвалась фраза, заставившая меня улыбнуться: «10 тысяч! За что? За открытку?..»
Всё это время продавец упорно глядел в монитор ноутбука, не интересуясь тем, что происходит вокруг. Меня заинтересовал простой вопрос: «Что нужно сделать, чтобы продать какую-либо старинную вещь в этом магазине?» Продавец ответил: «Приходите и приносите. Мы ее оценим. Если будет представлять значимость – мы у вас ее купим». Всё просто... Вот только были бы у меня эти ценные предметы!