Выживаемость – на четыре балла. Но надолго ли?

Оценить
Покопавшись в рейтингах губернаторов, можно найти немало любопытных деталей и формулировок

Недавно фонд «Петербургская политика» и коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» опубликовали 13-й выпуск рейтинга политической выживаемости губернаторов. Губернатор Саратовской области Валерий Радаев получил четверку. Собственно, оценка неплохая, но более низкая, чем в предыдущих рейтингах. До этого два рейтинга подряд Радаев был отличником.

Собственно, и «хорошо» – тоже вполне приличный результат. Если бы не некоторые «но».

Свой среди своих

Надо сказать, что средний бал губернаторов Приволжского федерального округа равняется 3,57. То есть практически четверка – правда, с минусом.

Оно и понятно, девять из четырнадцати губернаторов ПФО хорошисты. Отличник один – губернатор Самарской области Николай Меркушкин. Есть троечники, их всего двое – главы республик Марий Эл и Мордовии Леонид Маркелов и Владимир Волков. В наличии один двоечник – губернатор Кировской области Никита Белых. А глава Удмуртии Александр Волков и вовсе схлопотал кол.

Об отстающих пока говорить не будем, а вот Николай Меркушкин – это отдельная и удивительная песня.

Как известно, Николай Меркушкин долгое время с 1995 года возглавлял республику Мордовия. Делал он это вполне успешно, но звезд с неба не хватал. И вдруг в одночасье немолодой уже, но очень опытный Меркушкин перебрасывается в Самару. В сложный и проблемный регион.

Инициатором столь резких перемен в жизни Меркушкина называют Вячеслава Володина, с которым у Николая Ивановича сложились хорошие отношения.

Наблюдатели были уверены, что Меркушкин Самару не потянет. Регион в два раза больше, с серьезными проблемами и совершенно отличным от Мордовии менталитетом элит и населения. Но наблюдатели ошиблись. Самым чудесным образом Меркушкин умудрился найти общий язык со всеми. Или почти со всеми.

Тем не менее первым пунктом в графе «Сильные стороны» рейтинга выживаемости у Меркушкина стоит ресурс федеральной поддержки. И уже вторым – электоральная управляемость и личная эффективность в качестве «Электорального паровоза».

Среди слабых сторон Меркушкина – восприятие частью элиты стиля управления как архаичного и неоднозначное восприятие в регионе апелляций к опыту Мордовии. Собственно, эти слабые стороны позволили Меркушкину получить «отлично» в рейтинге выживаемости.

Надо сказать, что критерии в виде сильных и слабых сторон очень неоднозначные. И не всегда понятные.

Сильные слабые стороны

Сильной стороной губернатора Радаева называют ресурс федеральной поддержки. Слабой – отсутствие достаточного авторитета в регионе, сложную бюджетную ситуацию и волнения в Пугачеве. И за это Радаев получает четверку.

Тогда как Никита Белых получает двойку за то, что у него заканчиваются полномочия и нет очевидных достижений. Это слабые стороны. А силён Белых тем, что для федеральной власти надо демонстрировать наличие либералов в губернаторском корпусе. Согласитесь, сильная сторона весьма призрачна. А уж о слабых и говорить нечего. То есть национальные волнения в Пугачеве, едва не поставившие на грань межнациональной вой­ны всю страну, и бюджетный коллапс – это хорошо, то есть четыре. А отсутствие очевидных достижений (национальных волнений нет, с бюджетом не очень проблематично) – это плохо, то есть двойка.

В связи с этим есть некоторые подозрения в ангажированности рейтинга.

Ладно, продолжим о сильных и слабых сторонах.

Судя по всему, «наличие федеральной поддержки» – это очень серьезный балл. Потому как все губернаторы ПФО, имеющие эту поддержку, находятся в числе хорошистов. За исключением разве что Татарстана – там сильны не федеральной поддержкой, а низкой конфликтностью, успешным проведением универсиады и лоббистским влиянием выходцев из республики. Слабые стороны главы республики – угроза нарастания бюджетных проблем и сложная ситуация в исламской общине.

Опять же не сложная ситуация с бюджетом, как в Саратовской области, а только её угроза. Не народные волнения, как у нас в Пугачеве, а сложная ситуация в общине.

Еще один хорошист, не имеющий среди своих сильных сторон федеральной поддержки, – глава Чувашии Михаил Игнатьев. Зато он может нейтрализовать активность оппонентов. Однако у него нет очевидных достижений, и растет протестная активность. Но с бюджетом всё более или менее, потому как в рейтинге этот показатель не отражен.

Зато при оценке деятельности губернатора Пермского края Виктора Басаргина бюджетный показатель был зачтен. Но со знаком плюс. Потому как в регионе минимальные объемы бюджетных заимствований. А еще сильные стороны Басаргина в том, что у федеральной власти нет актуальных причин для замены и его лоббистский ресурс. То есть федеральной поддержки у Басаргина нет. Но минусы тем не менее есть. И это внутренние конфликты и низкая результативность работы и неоднозначные последствия конфликта вокруг «Уралкалия». Есть подозрение, что по поводу отсутствия федеральной поддержки у Басаргина рейтинг лукавит, потому как до своего губернаторства Виктор Федорович руководил федеральным министерством регионального развития, и старые связи у него наверняка остались. А вот внутренние конфликты – это понятно. Потому как предшественник Басаргина Олег Чиркунов руководил Пермским краем два срока и вполне мог «заточить» местную элиту под себя.

О бюджете и его рисках

Надо сказать, что Саратовская область – единственная из всех регионов ПФО, где среди слабых сторон числится «сложная бюджетная ситуация». В Пермском крае, как говорилось выше, с бюджетом всё более-менее прилично, «минимальный объем бюджетных заимствований». В Оренбургской области – «нарастание бюджетных рисков», в Татарстане и Мордовии – «угроза нарастания бюджетных рисков».

Если рассматривать все регионы страны, то упоминание о бюджетных проблемах в составе слабых сторон губернаторов есть только в 14 регионах из 83 имеющихся. Как ранжировать по значимости формулировки «нарастание бюджетных проблем» (Карелия), «риски снижения бюджетных поступлений» (Иркутская область), «возможность нарастания бюджетных проблем» (Калужская область), «сокращение перечислений из федерального бюджета» (Тверская область), без полного погружения в методику составления рейтинга понять невозможно. А в материале, опубликованном на сайте Фонда, методика не размещена. Но и без этого очевидно, что ситуация в Саратовской области не самая блестящая.

Так что несмотря на свою четверку губернатору Радаеву есть над чем подумать.

Валерий Радаев

Немного о поддержке

Как уже говорилось выше, главная и единственная сильная сторона губернатора Радаева – это «ресурс федеральной поддержки». И таким ресурсом могут похватать только четыре региона в России. Это, понятно, Саратовская область, Самарская и Тюменская области и республика Башкортостан. Где губернаторы – Николай Меркушкин, Владимир Якушев и Рустэм Хамитов соответственно.

Есть еще губернаторы, у которых есть «федеральная поддержка». Таких двое. Это Рамзан Кадыров (Чечня) и Шолбан Караоол (Тува). Тут комментарии излишни. Этих двух руководителей будут поддерживать всегда.

«Потенциалом федеральной поддержки»* обладают Таймураз Мамсуров (Северная Осетия), Александр Худилайнен (Карелия) и Евгений Куйвашев (Свердловская область).

У главы республики Ингушентии Юнус-Бека Евкурова есть «наличие кредита федерального доверия».

И только у губернатора Саратовской области и главы Северной Осетии ресурс и потенциал федеральной поддержки – это единственные сильные стороны руководителей. Другие губернаторы имеют в активе, например, высокий рейтинг, электоральную управляемость, социально-экономическую активность.

Понятно, быть в числе немногих избранных федеральным доверием приятно. Но и с этой стороны губернатора Радаева могут ждать неожиданные неприятности. Потому как терпение у нашего федерального ресурса не безгранично.


* Это всё разные степени поддержки.