Особая олимпийская зона
До сочинской Олимпиады, которую уже можно включать в Книгу рекордов по объему затраченных на подготовку средств, осталось меньше ста дней. Начали обратный отсчет, повезли-понесли олимпийский огонь по широкой нашей разнонациональной, разнодоходной стране. Надо полагать, для того, чтобы все почувствовали вкус приближающего праздника, заразились его настроением. Одновременно с праздничным «разогревом» усиливается критика уровня подготовки к этому знаменательному для страны событию.
И ладно бы только Борис Немцов, давно известный своим пристрастным взглядом на команду В.В.П., занимался разоблачениями. На днях о бездарно потраченных миллиардах заговорили самые известные в России олигархи. А еще много информации к размышлению предлагает интернет-ресурс под названием «БлогСочи».
Борис Немцов обличает
«Главный риск сочинской Олимпиады совсем не терроризм, а ужасное качество строительных работ, – написал на своей странице в фейсбуке Борис Немцов. – С террористами Путин справится. Нагонит в Сочи чекистов и эшников, усадит на трибуны работников Газпрома и РЖД, внедрит паспорт болельщика, запретит жителям ездить на машинах и выходить на улицы. Со стройкой всё сложнее. Третий раз за последнее время шторм смывает берегоукрепление Имеретинской низменности. Это жизненно важный объект, защищающий стадионы от моря и размывов. Стадионы построены на субтропическом болоте и в высокосейсмичной зоне без надлежащей экспертизы. Что само по себе авантюра. Строил берегоукрепление Аркадий Ротенберг (компания «Инжтрансстрой») – давний друг Путина и его партнер по дзюдо. На защитные сооружения потрачено 8,3 млрд рублей бюджетных средств (два годовых бюджета дорожного фонда Ярославской области ). На снимке вы видите главный олимпийский стадион Фишт (до сих пор не построен), который находится прямо на берегу моря. В 2009-м смыло морской порт, который строил Дерипаска, в ходе строительства дублера Курортного проспекта (объект Ротенберга) рухнул под землю дом, оползни и обвалы сопровождали строительство дороги Адлер – Красная Поляна (строил хозяин шубохранилища и друг Путина Якунин), обвалы сопровождали строительство трамплинов (Билалов и Сбербанк) и горнолыжных подъемников. Строили объекты гастарбайтеры из Средней Азии, которым зачастую не платили зарплату. Строили в спешке и без должной экспертизы. О каком качестве можно говорить?? Остается только надеяться, чтобы никто в ходе олимпийской аферы и после нее не пострадал...»
Кстати, буквально вчера информационные агентства сообщили о том, что новая сочинская электростанция ценой в 10 млрд рублей заработала с перебоями, из-за чего не смогли тренироваться американские саночники. Так что список некачественных строительно-монтажных работ множится.
Известные люди жалятся
На этом информационном фоне совсем не жалостливо звучит песнь российских олигархов, которых принято называть российскими инвесторами, построившими главные олимпийские объекты. 1 ноября в СМИ попала информация о том, что застройщики поставили ультиматум власти. Они требуют реструктуризации своих долгов Внешэкономбанку и налоговых льгот вплоть до объявления Сочи после Олимпиады оффшорной зоной. Иначе грозят объявить себя банкротами и вообще не возвращать долги банку. Олимпийских кредитов ВЭБ выдал почти на 250 млрд рублей. И инвесторы вроде неоднократно уже доводили до высоких кабинетов свои трудности. Бог бы с ними, с инвесторами, но, оказывается, есть распоряжение правительства 2012 года, подписанное Владимиром Путиным, в котором зафиксировано, что если инвесторы объявят дефолт, то их долги ВЭБу будут покрыты из федерального бюджета.
Письма с просьбами инвесторов подписывают президент Сбербанка Герман Греф, председатель правления Газпрома Алексей Миллер, председатель наблюдательного совета «Базового элемента» Олег Дерипаска, президент «Интерроса» Владимир Потанин. Вице-премьер Дмитрий Козак в ответ не обещал им ничего, кроме орденов, – и то только тем, кто сдаст объекты в срок. Но вот уже говорят о том, что председатель правительства Дмитрий Медведев готовится все-таки к совещанию, где будут говорить о дополнительных мерах поддержки российских олимпийских инвесторов.
Если ВЭБ заберет залоги, а инвесторы уйдут из Сочи, будет хуже некуда, цитируют «Ведомости» слова одного из федеральных чиновников. Потому что банк отелями и стадионами управлять не может, и значит, они окажутся брошенными на произвол судьбы.
В самом Внешэкономбанке говорят о том, что без помощи федерального бюджета они смогут вернуть не более четверти олимпийских кредитов. При этом информацию о том, что 8 из 19 олимпийских объектов будут заведомо убыточными, не скрывали еще на стадии одобрения кредитов.
Как бы ни отнеслось российское руководство к ультиматуму известных российских инвесторов, уже понятно, что заплатят за решение из бюджета. Вопрос сейчас стоит в том, кому уйдут деньги для улаживания финансовой проблемы – ВЭБу или все же структурам Сбербанка, Газпрома и т. д.
Труба трубе, говорят, рознь
Газпромовский олимпийский вклад внимательно отслеживает и известный газовый аналитик Михаил Корчемкин. На страницах своего ЖЖ он недавно разместил говорящие цифры. Букв вокруг рисунков писать не пришлось. Корчемкин утверждает, что в расчёте на 1 км одной нитки маломощный внутрироссийский газопровод на Чёрном море стоит почти на 50 процентов больше, чем мощный экспортный газопровод на Балтике. Потому что «Nord Stream строился под присмотром иностранных партнёров Газпрома и кредитовавших проект банков, а на строительстве «олимпийского» газопровода посторонних глаз вообще не было». А километр подводного газопровода в Западной Африке стоит, опять же по подсчетам Корчемкина, в пять раз меньше, чем километр «олимпийского» газопровода Джубга – Лазаревское – Сочи.
Старые объекты совсем не то что новые
Тем, кто всерьез заинтересовался эффективностью олимпийских трат, советую почаще заходить на портал «БлогСочи». Здесь каждый день появляется много самой разной информации. Не такой глобальной, как утраты российских инвесторов, но тоже значимой. Вот пару дней назад показали на картинках обычный велопарк на Цветном бульваре в центре Сочи. Денег на ремонт этой муниципальной спортплощадки администрация города не может найти уже шесть лет.