Туманный капитальный

Оценить
Платить за ремонт обяжут всех, но кому, за что и зачем – неизвестно

В Саратовской области продолжают изобретать механизм капитального ремонта многоквартирных домов. В минувший четверг в областной думе шлифовали документ о минимальном размере фондов капитального ремонта и порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта.

Это не первые и далеко не последние нормативные акты, которые должны быть приняты в регионе в текущем году, чтобы программа капитального ремонта заработала со следующего года. Напомним, что без региональных нормативных актов невозможна разработка целевой программы, а без программы не будет субсидирования региона из средств федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Технические правки уточняющих поправок

Участники заседания рабочей группы комитета Саратовской областной думы по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики спорили в основном о технических поправках – начиная с уместности того или иного слова в названии документов и заканчивая необязательностью некоторых статей законопроектов, так как они полностью дублируют положения Жилищного кодекса. В итоге члены рабочей группы напридумывали ещё целый ворох уточняющих «поправок к поправкам» и решили собраться снова, после того как их сформулируют письменно и внесут в документ.

Но главное в законопроектах осталось неизменным. Например, минимальный размер фондов капитального ремонта в законопроекте уже определён. Он должен быть равен 30 процентам от оценочной стоимости ремонтных работ. Причём внесено уточнение, что цифра эта касается только тех фондов, что формируются на специальных счетах. Согласно законопроекту, после достижения суммы этого размера собственники на общем собрании могут принять решение о приостановке уплаты взносов на определённый период для всех, кроме тех, кто имеет задолженность по данным взносам. Кроме того, собственники, формирующие фонд капитального ремонта самостоятельно на специальном счёте, могут, согласно законопроекту, установить и больший его размер. В зависимости от собственных планов на ремонт своего дома.

Второй законопроект, рассмотренный рабочей группой, касался порядка утверждения краткосрочных (до трех лет) планов реализации областной программы капитального ремонта в многоквартирных домах Саратовской области. Суть предложения в том, чтобы краткосрочные планы разрабатывались органами местного самоуправления с учётом предложений тех организаций, что управляют ремонтом или осуществляют его. Разрабатываться краткосрочные планы должны, согласно законопроекту, до 1 августа года, предшествующего планируемому. Утверждаться – до 15 сентября того же года. Актуализироваться – ежегодно. В планах должны быть перечислены конкретные виды работ и сроки капремонта каждого многоквартирного дома.

Копить разрешили по-разному

Напомним смысл происходящего и, в частности, новой системы проведения капремонта в многоквартирных домах. В конце 2012 года в Жилищный кодекс РФ были внесены поправки, которыми государство сняло с себя обязанность по финансированию капремонта в жилых домах и переложило её на собственников помещений. Власти регионального и муниципального уровней могут финансово поддерживать капитальный ремонт дома, но в каком объёме – это будет решаться на местах.

Для обеспечения работ по капитальному ремонту вводятся обязательные ежемесячные взносы в специальный накопительный фонд. Если раньше собственники помещений сами решали, когда собирать деньги на капитальный ремонт, в каком размере и собирать ли вообще, то теперь этот вопрос не стоит. По решению законодателей федерального уровня взносы станут обязательными для всех, в том числе и для жильцов только что построенных домов, в ремонте пока не нуждающихся. От уплаты взносов освобождаются фактически только собственники помещений в аварийных домах.

Предусмотрено два способа ведения накоплений – в «общем котле» или каждым домом по отдельности. Если жильцы выберут «общий котёл», то их ежемесячные обязательные взносы будут поступать на счета так называемого регионального оператора, созданного региональным правительством для контроля проведения капитального ремонта. С этого счёта, то есть из регионального фонда капремонта, деньги будут распределяться между домами в зависимости от их ремонтных нужд. То есть жильцы одного дома фактически могут профинансировать капитальный ремонт другого дома.

При самостоятельном накоплении фонд капитального ремонта отдельного многоквартирного дома должен формироваться на специальном счёте в банке. И его средства будут тратиться только на этот конкретный дом.

Кроме того, в каждом регионе должна быть принята региональная программа проведения капитального ремонта, чтобы спланировать объём государственной поддержки ремонтных работ в многоквартирных домах за счёт средств областного и муниципальных бюджетов. В программе должны быть учтены минимальный размер ежемесячного взноса, количество многоквартирных домов, перечень необходимых работ, очередность проведения ремонта и т. д.

Уже известно, что в Саратовской области в капитальном ремонте остро нуждается 6 тысяч 206 многоквартирных домов площадью 24,5 млн кв. метров. Общая стоимость работ только в них оценивается в сумму свыше 118 миллиардов рублей.

При этом с 2008 года из регионального бюджета на условиях софинансирования с Фондом содействия реформированию ЖКХ и собственниками на капремонт было выделено пять миллиардов рублей.

Ни шатко ни валко

В начале 2013 года в Саратовскую областную думу был внесён первый пакет законопроектов о капитальном ремонте. Чиновники и депутаты тогда говорили о необходимости принять до конца года порядка 30 законов, которые обеспечат правовую основу реализации региональной программы капитального ремонта в многоквартирных домах. Но если верить сайту областной думы, где, как правило, публикуются все документы, находящиеся на рассмотрении или уже утверждённые и вступившие в силу, пока что в числе принятых значиться семь нормативных актов, в числе обсуждаемых – три. Включая те, что рассматривались на заседании рабочей группы в минувший четверг.

Сама программа капитального ремонта многоквартирных домов Саратовской области тоже пока находится в разработке. И, как признаются представители областного минстроя, совещания по ее совершенствованию проходят практически ежедневно, и конца им не видно. Не надо забывать, что после того, как этот документ будет готов, его обещали показать общественности, и, только учтя ее замечания, окончательно утвердить. Так что у наблюдателей есть серьёзные опасения, что власти не уложатся в изначально оговоренные сроки. Сергей Канчер, заместитель председателя областного правительства, куратор деятельности минстроя и всей строительной отрасли региона, оптимизма между тем не теряет. Вернувшись из Калининграда, где проходило всероссийское совещание по вопросам управления жилищно-коммунальным хозяйством, Канчер уверенно заявил, что «все нормативные акты, касающиеся создания региональной системы капитального ремонта, в Саратовской области уже разработаны». По словам зампреда, Саратовская область оказалась в числе тех регионов, которые взяли на себя обязательства разработать и принять все необходимые нормативы программы капремонта до 1 января 2014 года.

Иначе региону отрежут субсидирование из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Министр строительства и ЖКХ Саратовской области Дмитрий Тепин, тоже уверяет, что с января программа капитального ремонта в нашем регионе обязательно заработает. По его словам, она будет рассчитана на 30 лет, а стоить все мероприятия в общей сложности будут порядка 60 миллиардов. Сейчас, мол, муниципалитетами и управляющими организациями ведётся сбор данных по каждому многоквартирному дому, чтобы они были оценены и учтены в программе.

Если с января 2014 года региональная программа по капитальному ремонту начнёт работать, то уже с февраля в жировках жителей многоквартирных домов Саратовской области появится для многих новая строчка – «капитальный ремонт». Размер этого обязательного ежемесячного взноса пока не ясен. Порядок вычисления обязательного взноса на капитальный ремонт определён одним из принятых областных законов по капитальному ремонту. Но окончательные цифры ещё не утверждены. Можно ориентироваться на предварительно-приблизительные цифры, обозначенные региональным минстроем: от 3,2 рубля за квадратный метр в Краснопартизанском районе до 6,3 рубля за кв. м в Саратове.

Многие саратовцы вовсе не удивятся, увидев в счетах за коммунальные услуги строку «капитальный ремонт». Потому что они давно её оплачивают. Говорят, что тем, кто уже копит деньги на капремонт, размер ежемесячного взноса должен быть снижен. И для этого издадут отдельный специальный закон. Пока такого закона нет.

Нереально, неподъёмно, ничего полезного

Эксперты в благостную картину, которую старательно рисуют чиновники, не верят. Они заявляют, что сроки и условия введения новых правил нереальны не только для самих собственников, но и для регионов, бюджеты которых вряд ли вынесут дополнительную нагрузку.

Глава комитета по жилищной политике Государственной думы Галина Хованская, в частности, считает, что ведение накоплений на капитальный ремонт на спецсчетах хоть и является хорошей альтернативой явно коррупционному и несправедливому принципу «общего котла», но имеет свои подвод­ные камни. По словам Хованской, если собственники не успевают за два месяца пройти все необходимые бюрократические процедуры, на следующие два года они автоматически попадают в общий котел, когда платят все, но непонятно, за что конкретно.

Кроме того, эксперты говорят и о множестве других «неполадок» в новой системе капитального ремонта. В частности, сегодня 80 процентов жилищного фонда в России находится в ведении управляющих организаций. А именно они, согласно действующему Жилищному кодексу, и не могут открыть специальный счет в банке. К тому же никакой защиты не предусмотрено от банкротства того банка, где был открыт счёт. Так как счёт «специальный», то система страхования в этом случае не работает, предупреждают эксперты.

Ещё одна проблема связана с тем, что около 20 процентов жилья в России не приватизировано. И кто будет платить обязательный взнос на капитальный ремонт в этом случае – непонятно. Наниматель по закону делать это не обязан. А у муниципалитетов нет на это средств.

«Около 98 процентов российских муниципалитетов сегодня дотационные. И кто в результате будет выполнять все обязательства? Конечно, собственники, – поясняет Хованская. – То есть у граждан появится еще одна дополнительная нагрузка». Ко всему прочему, по словам депутата, сейчас активно лоббируется идея сохранить принцип непрозрачного общего котла.