О дне народного единства нет единого мнения

Оценить
Несмотря на то что праздник этот отмечается в России уже девятый год, широкого распространения, понимания и любви он не получил

Накануне памятной даты Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос. Социологов интересовало, сколько россиян могут безошибочно сказать, как именно звучит название праздника, отмечаемого 4 ноября, и в чем его смысл.

Оказалось, что точное название торжественной даты известно лишь 15% жителей страны. Остальные либо дают неверные названия (46%), либо затрудняются с ответом (39%). Еще более туманно представляют себе граждане, какому событию посвящена эта дата: 70% респондентов затруднились ее назвать. Тех же, кто правильно понимает смысл Дня народного единства, оказалось 19%.

Все вместе, держась за руки

Искусственно созданное торжество весьма актуально сейчас, когда в разных уголках страны то и дело вспыхивают народные конфликты. Может быть, оттого в году нынешнем упор в праздновании делается именно на этническую составляющую.

В школах, вузах, библиотеках Саратова активно демонстрировались культурные особенности этносов, проживающих в Поволжье. Прошло дефиле в народных костюмах, состоялись выставки предметов быта, фотографии и детского рисунка, прозвучали рассказы о традициях и обычах, выступили многочисленные творческие коллективы, проходят дегустации. Держались за руки и говорили о дружбе и мирном небе русские, татары, башкиры, чеченцы, дагестанцы, казахи и многие-многие другие народы.

В духе этнического единения выступали также представители власти и общественности. Так, на минувшей неделе в двух вузах Саратова проходили тематические мероприятия. Директор Поволжского института управления Дмитрий Аяцков после участия в конгрессе народов России провел пресс-конференцию для своих студентов. Тема ее звучала так: «Укрепление единства нации – важное условие расцвета народов России».

Экс-губернатор говорил об истоках становления великой страны, патриотизме, о причинах и следствии конфликтов между народами. «За прошедшие десять лет произошло два крупных конфликта на межнациональной основе. Не всегда в столкновениях принимают участие русские и нерусские. В них могут принимать участие чеченцы и дагестанцы, азербайджанцы и армяне. Причина конфликтов в том, что процессы глобализации в нашей стране стремительны. Принято считать, что государство – это территория, это народ, который требует для себя качественной среды обитания, и если эта среда некачественная, то человек ищет виноватого».

Первый форум национальных культур «Россия Великая и многоликая» прошел в СГСЭУ. На заключительном гала-концерте и. о. ректора вуза Сергей Наумов заметил: «В трудных ситуациях наш народ всегда объединялся. В самой последней, самой кровавой войне 1941–1945 годов мы не выиграли бы, если бы не было единства всех народов, населяющих нашу страну. Все мы дети великой семьи под названием Россия».

В общем, о том, что национализму нужно дать бой, потому что добиться действенных изменений в стране можно, только сплотившись, говорили в эти дни все. Не остался в стороне и глава города Олег Грищенко. Он заявил: «Предпринимаемые экстремистами все мастей пытки разобщить наш народ по национальному признаку или вероисповеданию сегодня, я уверен, не пройдут. Жить в единстве и мире – это стремление абсолютного большинства нашей огромной страны».

После таких посылов, а также недавних событий – волнений в Пугачеве и Бирюлеве, теракта в Волгограде – в Саратове просто не могли разрешить «Русский марш». И его не разрешили. В администрации города сослались на несоответствие заявки действующему законодательству. Организаторы удивились, ведь несколько лет подряд подобные заявки принимались без вопросов, и колонны националистов беспрепятственно шагали по самой оживленной пешеходной улице города. Кстати, отказались от шествий и разнообразных публичных мероприятий в этом году и многие партии.

Особый вид кладки для дома под названием Россия

Торжественное мероприятие, посвященное Дню народного единства, прошло во дворце культуры «Россия». На него собралась вся верхушка саратовской политики – губернатор с членами правительства, спикер облдумы со своими депутатами, главный федеральный инспектор региона, чиновники городской и районных администраций. Не обошлось празднование и без представителей саратовской общественности.

Мероприятие состояло из официальной части, когда все выступавшие подчеркивали историческую значимость, своевременность и важность отмечаемой в ноябре даты, призывая к миру и согласию, и развлекательной – перед собравшимися выступали лучшие исполнители и творческие коллективы губернии. Особо отличившимся жителям области были вручены государственные награды. Бывшим соотечественникам, решившимся снова вернуться в Россию, торжественно выдавали новенькие паспорта.

Вспомнив историю праздника и события, на которых он основан, глава региона Валерий Радаев коснулся «одного из самых важных, самых сложных и самых чувствительных вопросов, требующих нашего общего повышенного внимания». Вопроса мирных отношений между народами.

«Это праздник для настоящих патриотов. Для людей, ставящих интересы России выше личных», – заметил председатель областной думы Владимир Капкаев. И принялся перечислять врагов страны, так и не сумевших ее победить. Упомянул о поляках, войсках Наполеона и Гитлере. «В те трудные времена бок о бок с солдатами сражались простые жители, представители разных сословий, вероисповеданий и национальностей. Ведь перед лицом общего врага не может быть разногласий. Ни один противник, испытывавший нашу нацию на прочность, не смог сломать ее. Мы не должны забывать уроки истории. Единство и патриотизм – только так мы можем преодолеть возникающие перед нами преграды и достигнуть поставленных перед собой целей», – резюмировал вице-спикер.

«Россия – это надежный дом для ста восьмидесяти народов, в котором все с одинаковым уважением готовы принимать традиции друг друга. Традиции, основанные на гуманизме и толерантности. Мы не можем допустить, чтобы низменные человеческие слабости – злость, агрессия, вражда и ненависть – вытеснили из нашей жизни любовь, сочувствие, сострадание и взаимопонимание», – заявил со сцены губернатор. Он рассказал об особом виде кладки, который использовали народы, жившие в зонах частых землетрясений. Люди подтесывали камни разных размеров так, чтобы те цеплялись между собой крепко-накрепко. И чем сильнее были толчки, тем прочнее камни держали друг друга, тем мощнее становилось здание. «Люди крепче любых камней, когда они вместе. То, что наши предки создавали столетиями, то, что цементировалось потом и кровью, не уничтожить ни стихии, ни внешнему врагу, ни внутреннему», – лирично подытожил глава региона. И призвал саратовцев не повторять ошибки Пугачева и Бирюлева.

Насколько сильно мы себя ощущаем нацией – «единой и неделимой»?

Опрос подготовила Гульмира Амангалиева

Ольга АнтипкинаОльга Антипкина, студентка:

ЕДИНЫЕ В СВОЕМ МНОГООБРАЗИИ

Мне кажется, что День народного единства – это замечательный праздник по многим причинам. Во-первых, он напоминает о богатой истории нашей страны, о том, что даже в трудные времена русский народ мог забыть про внутренние проблемы и недопонимание и объединиться против иноземных захватчиков. Во-вторых, это показатель того, что, насколько бы разными ни были представители различных культур в нашей стране, они могут и должны находить общий язык для достижения единых целей. В-третьих, этот праздник связан с крутым поворотом в русской истории, который полностью определил её дальнейшее развитие.

Да, мне кажется, что даже сейчас единство народа России – это не миф. Не секрет, что в каждой стране есть свои сложности, главное, чтобы их можно было преодолеть. Сейчас наша страна постепенно идёт по пути их преодоления: у людей из разных уголков страны появляется много общего. Так, нас объединяют совместные научные достижения, спортивные соревнования (например, Олимпиада), культурное развитие.

Как известно, девизом Евросоюза является «United in diversity» – «Едины в своём многообразии». Думаю, что эти слова применимы и к нашей стране. Все нации на территории России едины в своём многообразии.

Борис ШинчукБорис Шинчук, министр – председатель комитета общественных связей и национальной политики:

В ЭТО ВРЕМЯ СКЛАДЫВАЛСЯ ПРОТОТИП ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ

4 ноября – это большой исторический праздник, связанный с датой, когда народ всех национальностей и вероисповеданий объединили для того, чтобы отстоять независимость своей Родины. Фактически в это время закладывался прототип общественной палаты. Это большая дата, одна из тех дат, которая является днем воинской славы – героического исторического прошлого нашей страны.

Конечно же, народное единство у нас есть. Почему-то мы привыкли сочетать это с какими-то экстремальными событиями. Поиск этой объединяющей идеи... Во время войны такой вопрос не стоял – все собрались и объединились на борьбу с фашистскими захватчиками.

Не было бы единства – страна бы развалилась. Недавно, выступая на одном из мероприятий, Путин сказал неприметную, но очень емкую фразу: «Когда мы вместе, мы – Россия».

Сергей АфанасьевСергей Афанасьев, депутат Саратовской областной думы (КПРФ):

ПО УРОВНЮ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛОЕНИЯ МЫ НА УРОВНЕ АФРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ

Я положительно отношусь к любым памятным датам, связанным с борьбой за независимость нашего народа, да и со всеми славными датами. Ведь 4 ноября 1612 года соединенные ополчения казаков выбили из Китай-города в Москве польских интервентов. Но еще с большим уважением я отношусь к бывшему празднику – 7 ноября. Во-первых, потому что это День Великой Октябрьской социалистической революции. А еще потому, что этот день совпадает с тем днем 7 ноября 1612 года, когда польские интервенты были выбиты из Кремля. Вот об этом факте как-то говорят меньше.

Я думаю, к сожалению, у нас в стране сейчас нет народного единства. Обусловлено это тем социальным расслоением, которое существует в нашем государстве и по которому мы даже вышли на одно из первых мест во всем мире наряду с африканскими государствами. Единства не будет, пока мы не будем нацелены на одну общую идею – улучшение жизни каждого гражданина нашего общества.

Денис ЖабкинДенис Жабкин, блогер:

ВСЕ РАВНО 4 НОЯБРЯ ОСТАНЕТСЯ ПРАЗДНИКОМ, КОТОРЫЙ БЫЛ ВЫДУМАН НА ЗАМЕНУ 7 НОЯБРЯ

Каждый год начало ноября для меня знаменуется тем, что ни я, ни кто-либо ещё из моих друзей и коллег не можем вспомнить, как называется этот новый праздник. Мне кажется, что надо было оставить привычный всем день 7 ноября выходным. А если нет желания отмечать День революции (хотя это тоже историческая дата, День Парижской Коммуны во Франции до сих пор отмечают), то лучше было бы его назвать днём единства, днём дружбы, днём счастья. Да как угодно. Все равно 4 ноября останется праздником, который был выдуман на замену 7 ноября.

Что же касается народного единства, которое в 1612 году освободило страну от польских интервентов, то его сейчас нет. Люди разных национальностей и веро­исповеданий в нашей стране чаще находятся в конфронтации, чем чувствуют единство. Правда, к счастью, есть исключения – отдельные люди, которые не делят россиян на национальности и вероисповедания и дружат со всеми. Чтобы было народное единство, необходимо, чтобы все граждане страны были такими.

Вадим КиреевВадим Киреев, магистрант:

ГРУСТНО, ЧТО ОДНИМ ЗАМЕНИЛИ ДРУГОЕ

Имеется в виду 4 ноября? Тогда для меня это совсем не праздник. День, поставленный в календарь красным в память изгнания поляков из России, трудно считать праздником мне как историку. Смутное время, вообще, наверное, один из самых политизированных периодов истории. И всё там было не так просто, как пытаются сейчас представить. Да и пытались представить – начиная с Карамзина, если не раньше. Но сейчас всё явственнее и всё грубее. Ведь история не имеет однозначных трактовок.

Что же до меня, то я помню как раз не 4-е, а 7 ноября, для меня этот день – праздник. И это не по инерции, не по «старой памяти»: я ведь родился, когда СССР уже не существовало, и это даже не совсем связано с моей политической позицией. Просто мне кажется, что новый ноябрьский праздник, хоть он и перенял политическую ангажированность от 7 ноября, не найдет отклика у многих людей еще пару поколений. Грустно, что одним заменили другой. Ну не могут у нас в стране без такого праздника в ноябре, наверное. Если выбирать из двух праздников, так или иначе представляющих определенную идеологию, то 7 ноября мне намного приятнее, чем 4-е. Опять же это мое мнение. Я вообще не очень люблю идеологически окрашенные праздники.

Араик КосянАраик Косян, вице-президент армянской общины Саратовской области «Крунк»:

НАРОДНОЕ ЕДИНСТВО – ЭТО ИДЕАЛ, К КОТОРОМУ СТОИТ СТРЕМИТЬСЯ

Все праздники, которые провозглашают труд, стабильность, на празднование которых собираются люди всех национальностей, живущие на нашей земле, – это очень здорово. Хороший праздник, мне нравится! Мы в этом празднике участвуем. В этом году нас пригласили на Театральную площадь и другие площадки города, там выступали наши танцевальные коллективы, выставлялась традиционная национальная кухня.

Что касается того, что олицетворяет собой праздник 4 ноября: я думаю, это идеал, к которому стоит стремиться. В реальности до народного единства далеко. Присутствует сложный механизм, когда в многонациональной России за счет самой национальной политики хаос не пресекается. Но я уверен, что придет время, когда все народы России будут жить как одна семья.

Илья МайоровИлья Майоров, атаман Саратовской станицы Астраханского казачьего войска:

ДЕНЬ 4 НОЯБРЯ ДАРИТ НАМ НАДЕЖДУ, ЧТО, ПРЕОДОЛЕВ ИСПЫТАНИЯ, МЫ ВЕРНЕМСЯ К ПРАВИЛЬНОМУ ПУТИ

4 ноября – это дата, когда Россия, тогда еще Московское царство, в 1612 году обрела независимость от западного проекта в лице Польши и ее ставленников. За сто с небольшим лет до этого на Угре удалось сбросить оковы восточного проекта. Таким образом, Москва получила свой – срединный – путь, позже закрепленный Земским собором.

Для преодоления Смуты гражданам пришлось прийти к консенсусу, переступив через взаимные обиды и жертвуя своими интересами ради общего блага. Это соглашение, позже оформившееся на Соборе, и стало основой создания государства, освобождения страны от интервентов и обретения мира на разоренных землях.

Попытки отойти от выбранного 400 лет назад пути принесли с собой потрясения для страны. Отходы от соглашения во времена Алексея Тишайшего, Петра Первого и Екатерины Великой приводили к кровавым конфликтам. А навязывание западного проекта в феврале 1917 года обернулось установлением восточной деспотии большевиков и гражданской войной.

Сейчас Россия, как и 400 лет назад, стоит на распутье. Нет единства и согласия в стране. И каждый готов постоять за свою правду. Предстоит ли пережить еще одну Смуту или удастся ее избежать – это мы узнаем в ближайшем будущем. Но день 4 ноября дарит нам надежду, что, преодолев испытания, мы вернемся к правильному пути.

Александр ЛандоАлександр Ландо, председатель Общественной палаты Саратовской области:

ЕДИНСТВО – ЭТО БЛАГО

Да, быть может, несколько непривычно отмечать праздник 4 ноября. Но ведь традиции любого праздника складываются не за один год, а за несколько десятков лет. В эти праздничные дни есть возможность отдохнуть, поразмыслить, заняться дачными делами – и это хорошо.

Единство – это благо. Раньше, например, говорили о единстве партии и народа. Сейчас есть просто понимание, что мы живем в одной большой стране. Зачатки этого единства складываются в семье, в коллективе.

В обществе нужно создать атмосферу праздника

Андрей Сергеев

Владимир ХасинМы попросили Владимира Хасина, доцента кафедры отечественной истории в новейшее время Института истории и международных отношений СГУ, ответить на вопросы:

1. 4 ноября официально День народного единства. Вообще можно ли говорить о единстве нашего народа сейчас?

2. Насколько события 4 ноября 1612 года подходят идее этого праздника?

3. Какая историческая мифология у этого события, этого праздника?

4. Вы согласны с точкой зрения, что 4 ноября – попытка заменить в сознании граждан России 7 ноября?

5. Как долго данный праздник сможет прожить и какие события могут стать причиной его отмены?

1. Думаю, что национального единства в России, по крайней мере сегодня, не существует. На протяжении вот уже не первого десятилетия политические элиты находятся в поиске национальной идеи. Идей много, единства нет. Это констатируется и в официальной федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)». Озабоченность власти этой проблемой понятна и заслуживает всяческого уважения. Но как достичь заявленной цели? Единство – это консолидация вокруг чего-то. В России особой популярностью пользуется идея государственного патернализма – это государство, как заботливый отец. Он строгий и справедливый, честный, мужественный и сильный. Он построил дом, кормит нас, дает образование, а мы беспрекословно внимаем ему, любим и совершенно не интересуемся его работой и методами добывания средств. Такая крепкая, дружная и единая семья.

Национальное единство достигается поиском идеи, консолидацией вокруг нее политических элит, а вокруг последних – населения. Элиту в первое десятилетие нынешнего века как-то консолидировали (нет абсолютной уверенности, что лишь идеи патриотизма и любви к многонациональному российскому народу легли в ее основу). Став относительно монолитной, она неожиданно превратилась в замкнутую, донельзя бюрократизированную, иногда довольно циничную и порой бесчувственную структуру. А в триаде «власть – идея – народ», олицетворяющей единство, важна внешняя привлекательность власти, транслирующей народу понятную и притягательную идею. В отсутствии единства элиты и населения кроется, на мой взгляд, и амбивалентность двух по сути идентичных государственных праздников – 12 июня (День России) и 4 ноября (День народного единства). Первый (долгое время бывший Днем независимости) олицетворяет вызов, брошенный российской номенклатурой союзной власти. Второй же – исторический пример самостоятельного народного единения против внешней угрозы и предательства аристократии. Так по крайней мере по официальной версии праздника, введенного по инициативе сверху. И когда идея двух праздников совпадет и население, движимое идеей патриотизма, объединится вокруг ставшей привлекательной политической элиты, тогда и произойдет национальное единство.

2. Дата праздника заимствована из дореволюционной традиции и непосредственно не связана с историческими событиями освобождения Москвы от поляков. Польский гарнизон сдался 5 ноября 1612 года. 4 ноября был день Казанской Божьей Матери, с иконой которой вошел в Москву военный вождь ополчения князь Пожарский. Праздник стал общегосударственным в 1649 году при царе Алексее Михайловиче. Взошедшая на престол в результате этих событий династия Романовых естественным и понятным способом мотивировала свое право на власть божественным промыслом. В действительности неважно, 4-е или 5 число, более того, в целом неплохо, что в дате праздника совмещены и духовно-нравственное наследие, и исторические реалии.

3. Это был завершающий этап Смуты, которая продемонстрировала весь ужас состояния общества, с обрушившимися институтами власти, права, традиций и очевидной угрозы потери национальной независимости. Бояре, хорошо помнившие кровавые оргии безумствовавшего Иоанна Васильевича, страстно желали польского правления с независимостью магнатов, выбиравших на сейме короля. Идея национальной консолидации родилась в городской среде, что достаточно естественно для всей европейской истории. В крупном торгово-промышленном центре того времени, Нижнем Новгороде, и был дан импульс созданию Второго ополчения, стараниями земского старосты Минина, т. е. главы местного самоуправления.

4. По мнению большинства исследователей, это похоже на правду. Политической элите, для того чтобы как можно глубже укорениться в традиционную систему ценностей, необходимо стать неотъемлемой частью исторического развития страны. Оставлять 7 ноября национальным праздником было нелогично: современная власть не очень ассоциируется с советским прошлым, с которым, не без ее помощи, было покончено. 4 ноября вполне отвечало идеологическому заказу: есть и религиозная составляющая, заполняющая духовный вакуум после крушения коммунистической идеологии, есть и народный порыв объединения вокруг национальных политических институтов ради спасения Отечества.

5. Иными словами, сможет ли 4 ноября стать вторым 7 ноября? С одной стороны, это дата Октябрьской революции, определявшей бытие советского человека, безотносительно к тому, как кто к нему относился. С другой стороны, светлое пятно в достаточно незамысловатой советской индустрии развлечений. Редкий красочный праздник, демонстрация, куда можно пойти всей семьей, купить детям сладостей, а себе дефицитных товаров, по случаю выбрасываемых на прилавки. А потом встретиться с друзьями, весело выпить и вкусно закусить.

В период правления династии Романовых 4 ноября было точкой отсчета той эпохи, определившей бытие людей того времени. Мне сложно сказать, что нужно предпринять власти, чтобы событие далекого прошлого прочно вошло в жизнь каждого современного человека, вызывая в его душе неравнодушную реакцию, заняло место в череде личных праздников, собрало вместе. Большинство имеет слабое представление о том, что там происходило, и не выказывает особого желания узнать. В нашем пресыщенном развлечениями обществе нужно создать атмосферу праздника, такую, которую бы вспоминали весь год и ждали с нетерпением. И это тоже непростая задача. И решить ее точно нельзя вырванными из контекста историческими фактами или помпезными митингами. Идея национальных праздников очень важна для консолидации и самоидентификации. Главное – больше креатива в реализации. В противном случае праздник национального единства в многонациональной стране превратится в марши националистов.