Отчаливайте и проваливайте!
В Саратове одна за другой ликвидируются лодочные базы. Попытки освободить от них правый берег можно понять: тут ведутся берегоукрепительные работы, и строится продолжение набережной. Но почему ведется борьба с лодочниками на Зеленом острове? В последнее время крайне осложнилась ситуация с ООО «Водноспортивный клуб «Сокол».
На территории этого клуба свыше 200 человек, главным образом работники СЭПО или члены их семей хранят свои маломерные суда. Меж тем аренда земли «Соколу» не продлена, участок острова, где он располагается, передан в бессрочную аренду городской спортшколе. Владельцам лодок предлагается убрать свое имущество с территории, которая решением исполкома горсовета Саратова № 3352-9 от 27 сентября 1972 года была выделена под стоянку маломерных судов Саратовскому электроагрегатному производственному объединению, известному широкой публике по холодильникам «Саратов».
СЭПО хватало на всё и на всех
Промышленному гиганту было под силу содержать футбольную команду «Сокол» и одноименный стадион, Дворец культуры и много еще чего. А на Зеленом острове под крылом предприятия развивались водные виды спорта – яхты, водные лыжи, скутера.
Вместе с лодочной стоянкой обосновался и яхт-клуб «Юнга». Он был основан в 1965 году, а к 1972 году уже работала спортивная школа «Юнга», в которой было три-четыре группы спортсменов. И водную базу завод обустраивал именно для яхт-клуба: земснарядом углубили гавань, завезли понтоны. Позаботились и о лодочниках: были сделаны рельсы и коляски для подъема-спуска.
С 60-х годов завод закупал яхты, в основном детские для тренировок, они передавались «Юнге». У клуба и сейчас есть три крейсерские яхты, тоже доставшиеся от тех безоблачных лет.
Пришли иные времена
Всё изменилось в 90-е годы. В то время предприятия избавлялись от объектов соцсферы, и СЭПО не стало исключением. В 1994 году руководителям цеха здоровья было предложено организовать ТОО «Водноспортивный клуб «Сокол», позднее преобразованное в ООО. Начальнику цеха здоровья Александру Кудрявцеву и его заместителю Алексею Титову дважды пришлось изрядно напрячься, дабы выкупить имущество лодочной базы, главным объектом которого является здание яхт-клуба. Кудрявцев, к примеру, был вынужден продать квартиру тещи и взять ее жить в свою семью. Кудрявцев стал директором, Титов – его замом. По словам руководителя «Юнги» Галины Сарайкиной, тогда она тоже выплатила 8 млн рублей.
Именно «Юнге», которая получила статус Саратовской региональной общественной организации, были переданы яхты и снаряжение к ним, движимое имущество, некогда приобретенное СЭПО для спортсменов.
Здание с тренерскими помещениями, учебными классами и эллингом для хранения яхт вошло в уставный капитал «Сокола». Но должным образом их передача не была оформлена СЭПО, ведь в 90-е года приватизационные схемы только нарабатывались. Во всяком случае свидетельств о собственности на всё это имущество у ООО ВСК «Сокол» нет. Имущество передается «Соколу» с условием продолжения помощи яхт-клубу «Юнга».
Так в 1994 году началась совместная деятельность двух хозяйствующих субъектов. «Сокол» зарабатывал средства, часть из них перечислялась «Юнге». А еще бывшие воспитанники «Юнги», ставшие членами яхт-клуба, платят членские взносы.
Источником финансирования «Сокола» были поступления от владельцев лодок – вернее, то, что оставалось от этих денег после перечисления налогов и оплаты электроэнергии.
С помощью ВСК «Сокол» ремонтировались яхты, закупались паруса и такелаж, оплачивались поездки детей на соревнования, на территории «Сокола» хранились яхты «Юнги». И с лодочниками, переправлявшими людей из Затона на Зеленый остров, было соглашение о бесплатной перевозке юных спортсменов.
Восемь лет назад встал вопрос о получении лицензии для ведения учебной деятельности. Клубу «Юнга», как общественной организации, это было сложно. И тогда при городской спортивной школе, имеющей такую лицензию, создали подразделение парусного спорта. И группы детей вместе с тренерами были переданы в муниципальную ДЮСШ. Единственное, что оплачивалось за счет муниципальных средств, – это работа тренеров по мизерным ставкам. Школа эксплуатировала матчасть яхт-клуба «Юнга».
А кто же, собственно, владельцы лодок на базе «Сокол»? В основном это работники завода СЭПО или члены их семей. Один из таких – Владимир. С 1984 года он хранит на базе «Сокол» свою верную «казанку». Раньше за сезон с лодочников брали 36 рублей. И это были немалые деньги. Сейчас любители отдыха на Волге платят 6 тысяч рублей в год. Владимир пояснил, что это немного, в других местах берут дороже.
Дорогих лодок класса «Николь» на этой стоянке не увидишь: «прогрессы», «казанки», «амуры» и «гулянки». В общем, советский «лодкопром».
Один мэр продлил аренду, следующий – отказал
В новых условиях возникла необходимость заключения договора на аренду земли. И таковой был подписан в 2001 году сроком на 10 лет (постановление от 3 августа № 600-38). Саратовом руководил Юрий Аксененко, известный своей «щепетильностью» в земельных вопросах. Градоначальника устроили документы клуба «Сокол». Островные земли тогда считались федеральными.
Как рассказал директор «Сокола» Александр Кудрявцев, они пытались заключить договор и об оплате земли. Но чиновники земельного комитета колебались, к каким категориям отнести земли – к рекреационным или к природоохранной зоне. Пообещали вызвать и сообщить, когда определятся. Да так и не вызвали. «Если бы мы знали, что из-за этого возникнут претензии, вплоть до аннулирования аренды, запаслись бы какими-нибудь справками», – сетует Алексей Титов.
В 2011 году подошел срок продления аренды. За это время власть в городе сменилась. Прежний градоначальник по приговору суда пребывал в колонии, а главой Саратова стал Олег Грищенко.
Глава администрации Саратова Алексей Прокопенко отказывает «Соколу» в аренде земельного участка, «занимаемого нежилыми зданиями» (постановление от 10 октября 2011 года № 2073). Причина: «испрашиваемый участок частично расположен в границах береговой зоны Волгоградского водохранилища». А у администрации нет полномочий по распоряжению участками в границах береговой полосы. И отправились начальники «Сокола» испрашивать согласование в бассейновых органах. И получили его 30 марта 2012 года. Но это не помогло в продлении аренды.
Полномочия, которых не было, вдруг появились
В 2012 году полномочия по распоряжению береговыми полосами у администрации города, вероятно, появились. И участок, на котором расположено здание яхт-клуба, был предоставлен городской спортшколе. Согласно постановлению от 19 июля 2012 года № 1620 территория «Сокола» разбита на два участка: один площадью 2739 кв. метров (это полоска вдоль берега), второй площадью 18287 кв. метров (в глубине острова), предоставлен ДЮСШ «в постоянное бессрочное пользование».
В сентябре того же года прокуратура Саратова вынесла представление «об устранении нарушений земельного законодательства». В частности, прокуратура отмечает, что на участке школы располагается «нежилое 1-3-этажное здание яхт-клуба», а владельцы здания имеют первоочередное право на аренду прилегающей земли. А еще надзорный орган отметил, что на рассмотрении Арбитражного суда находится иск ВСК «Сокол» к ОАО СЭПО о признании права собственности на здание яхт-клуба площадью 989,9 кв. метра и сторожку площадью 9,8 кв. метра. «Сокол» пользуется этими объектами свыше 15 лет и хотел оформить их в собственность в силу приобретательной давности.
Но иск «Сокола» не был удовлетворен (дело № А57-14898/2012) несмотря на мировое соглашение между «Соколом» и СЭПО. Спортивный клуб обратился не в ту инстанцию. Вдобавок при рассмотрении апелляции в вышестоящих судебных органах пристройка к зданию яхт-клуба, в которой хранится яхтенное снаряжение, была признана незаконно построенной.
В настоящее время «Соколом» оспариваются действия кадастрового инженера по межеванию спорного земельного участка. Истец хочет выяснить, имел ли право кадастровый инженер не заметить объект недвижимости, на нем расположенный.
Кроме того, как пояснила юрист «Сокола», участок размежеван так, что стало невозможно пользование береговой полосой. Согласно Водному кодексу РФ доступ к ней должен быть у любого желающего. Согласно же закону «Об образовании» участок школы должен быть огорожен, но это препятствует доступу к берегу. Вот такая «загогулина».
Чтобы вас тут не стояло!
Тем временем ДЮСШ всерьез намерена избавиться от «посторонних». И лодочники получают письма-уведомления, в которых их просят убрать «принадлежащее Вам имущество». Им сообщают, что ДЮСШ не несет ответственности за сохранность имущества.
На базе происходят странные события. Поздним вечером 23 октября неизвестные напали на охранников базы, кроме того, в бухте появился буксир с плавкраном, на воду была спущена яхта. Начальник городского управления по физкультуре и спорту Вячеслав Наталичев в пресс-релизе назвал это одной из провокаций, которые «с каждым днем становятся всё более яркими».
31 октября на встрече с родителями спортсменов яхт-клуба глава городского спортивного ведомства говорил о намерении развивать парусный спорт, выражал готовность к сотрудничеству с яхт-клубом «Юнга». Почему-то глава «Юнги» Галина Сарайкина на такое сотрудничество, в ходе которого ДЮСШ намерена пользоваться яхтами «Юнги», не идет. По ее словам, ей не хочется иметь дело с людьми, которые опечатывают помещения, где находится имущество яхт-клуба, необходимое для тренировок.
Вот и родители яхтсменов на встрече с Наталичевым возмущались, что эллинг опечатан. Это привело к срыву «Дыбовской гонки», не было тренировок в сентябре. Наталичев объясняет, что полиция опечатала незаконную постройку, и пока никто не признался в том, что там находится его имущество. По информации юриста «Сокола», в администрацию предоставляли инвентаризационную опись «Юнги», но помещение опечатано по сей день.
Галина Сарайкина рассказала, что ВСК «Сокол» вместе с лодочной базой предлагают переместиться с готовой территории на кусок берега, заросший камышом и деревьями. Глубина там около полуметра, а для яхт с килем нужно два метра. Освоить этот участок на средства, имеющиеся в распоряжении «Сокола», просто невозможно.
Как пояснил Кудрявцев, больше 40 лет обустраивалась гавань. Баржами завозился песок, более 60 тонн металла было закуплено для оборудования стояночных мест. Кроме того, бухта, выходящая на левый берег острова, защищена от западных ветров.
Тем временем лодочники стараются обратить внимание власти на свои проблемы. В этом году они провели шествие в спасательных жилетах 1 мая, организовали три митинга, владельцы судов выходят и на одиночные пикеты. Глава инициативной группы Вера Степаненко считает, что ДЮСШ на лакомом местечке – явление временное. Например, рядом с «Соколом» огорожена территория бывшей лодочной базы, где за забором появились два симпатичных коттеджа. Злые языки распространяют слухи, что один из них принадлежит некоему Кузнецову, который якобы приходится отцом заместителю Наталичева Николаю Кузнецову.
Вера Степаненко думает, что и на территории базы «Сокол» в случае ликвидации лодочной стоянки будет развиваться не парусный спорт, а появятся чьи-то красивые домики.
«Идеально подходит»
Точка зрения администрации Саратова представлена в ответе на запрос «Газеты недели в Саратове», присланном пресс-службой администрации города:
«Земельный участок на Зеленом острове использовался ООО «ВСК «Сокол» без каких-либо разрешительных документов. Договор аренды указанного земельного участка с ООО «ВСК «Сокол» никогда не заключался.
Согласно статье 1 Земельного кодекса РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Лица, осуществляющие хранение маломерных судов на Зеленом острове без оформления прав на земельные участки, нарушают положения земельного законодательства и безосновательно обогащаются за счет бюджета муниципального образования «Город Саратов».
Земельный участок, предоставленный МОУ ДОД «Центральная детско-юношеская спортивная школа», был свободен от прав третьих лиц. Отсутствие у ООО «ВСК «Сокол» прав на имущество, расположенное на Зеленом острове, подтверждено вступившими в законную силу судебными актами, в том числе определением Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28 октября 2013 года. К тому же, как неоднократно отмечалось специалистами, гавань у Зеленого острова (формой напоминающая букву «Г») по-своему уникальна: она защищена от самых неприятных для начинающих парусников ветров (северный, северо-восточный и северо-западный), то есть идеально подходит для тренировки начинающих спортсменов».