Диагноз: хамство медицинское

Оценить
Почаще бы врачам вспоминать профессиональный этический кодекс

Знаете ли вы, что такое система здравоохранения? «Это совокупность всех организаций, институтов и ресурсов, главной целью которых является улучшение здоровья. Для ее функционирования необходимы кадровый и финансовый ресурсы, информация, оборудование и материалы, транспорт, коммуникации, а также всеобщее управление и руководство. В рамках системы здравоохранения должны оказываться услуги, чутко реагирующие на потребности и справедливые с финансовой точки зрения, при уважительном отношении к людям». Именно такое определение дает Всемирная организация здравоохранения.

А теперь прочитаем еще раз последнее предложение. То, где написано про уважительное отношение к людям. Скажите, как обстоят дела с этим у нас в России?

Вопрос, касающийся финансовых ресурсов, с мертвой точки сдвинулся. После долгих лет стагнации в здравоохранение были вложены немалые деньги, исчисляемые сотнями миллиардов. Чиновники бодро отчитывались о том, что в стране наконец-то озаботились профилактикой заболеваний, повсеместно открываются федеральные центры высоких медицинских технологий, больницы и поликлиники ремонтируются и оснащаются современным оборудованием, зарплаты врачей растут как на дрожжах.

Правда, на деле всё оказалось не так уж радужно. Постепенно стало выясняться, что зарплату врачам задерживают. Новое оборудование простаивает, так как работать на нем некому. Да и далеко не все деньги, выделенные на здравоохранение, до этого самого здравоохранения дошли. Но речь сейчас не об этом.

Мы об уважении. Вот над чем никогда не задумывались ни чиновники, ни менеджеры от здравоохранения. И модернизировать отношение медицинского персонала к пациентам они никогда не пытались. А зря: добрые слова и расположение могут творить чудеса.

Те, кто пользовался и пользуется услугами бесплатной медицины, наверняка могут рассказать много неприятных историй. Историй, связанных в первую очередь с пренебрежительным к ним отношением со стороны медицинских работников.

Как театр начинается с вешалки, так больницы и поликлиники начинаются с регистратуры. Вам когда-нибудь улыбались работники регистратуры в муниципальной поликлинике? Спрашивали любезно, чем могут помочь? Согласитесь, эта картинка с бесплатной медициной не вяжется. Подобное поведение обычно наблюдается в частных клиниках. И заметьте, «обычно», но не «всегда». В Саратове полно платных медучреждений, руководство которых также совершенно не следит за своим персоналом.

А что насчет медсестер? С уважительностью у них дела обстоят лучше. Но не намного. Однажды наблюдала такую картину. Очередь в процедурную, подходит молодой человек и спрашивает: «Кто последний?» Ему в ответ, мол, принимают две медсестры, но очередь к такой-то, если тебе не важно, к кому, проходи. Через минуту из процедурной выходит тот самый молодой человек, правда, весьма скрюченный, и многозначительно произносит: «Теперь я вас понимаю».

К сожалению, не уделяют должного уважения пациентам и сами врачи. Люди, к которым как раз и приходят за помощью. С одной стороны, понять врачей можно: виной тому спутница их профессии – циничность. С другой стороны, в вузах общаться с пациентами их не учили, там они отрабатывали технику на биомодулях, трупах то бишь, а те вопросов не задают, разговаривать с ними не надо.

Так почему врачи и иные сотрудники бесплатных медучреждений так себя ведут? Да потому что совершенно не заинтересованы в том, чтобы пациент пришел к ним еще раз. Платные клиники с думающим и грамотным начальством знают, что проявление уважения – верный способ превратить разового посетителя в постоянного.

Приведу два простых примера. Несколько лет назад у меня заболело горло. Температуры не было, чувствовала я себя неплохо, лечилась как могла, но лучше моему горлу не становилось. Я отправилась в поликлинику по месту жительства. После осмотра врач-лор меня обругала. Нечего, мол, с ангиной на прием ходить, приходящего специалиста – ее то бишь – заражать. Врача вызывать нужно. Больше я к лору в эту поликлинику ни ногой.

Прошлой весной я заболела. Температура прошла, а насморк и головные боли остались. Отправилась в платную клинику к отоларингологу. Выбрала специалиста, который вылечил год назад моего брата после двухнедельных приключений в муниципальной поликлинике. Назначения мне помогли, к тому же внимательность и доброжелательное отношение врача сделали свое дело. Осенью, когда у меня снова возникли проблемы, я отправилась именно к ней. Спустя неделю посоветовала ее же заболевшей родственнице. Родственница, платной медициной не избалованная, позвонила вечером. «Какие-то они в этой клинике странные. Любезные, карточку заводят и улыбаются. А врач меня вообще зайкой назвала», – поделилась родственница «ужасами».

Одни возразят, что врачи платных медучреждений получают больше, а бесплатных вынуждены довольствоваться копейками. Потому первые добрые, а вторые злые и замученные. Но внимательных и приветливых врачей среди вторых тоже хватает. И это совершенно не означает, что получают они больше хмурых коллег. Другие начнут объяснять, что всё дело в характере человека. Третьи придумают что-то еще...

Искать причины неуважительного отношения можно долго. А можно напомнить врачам об их этическом кодексе. И процитировать отрывок из статьи восьмой второго раздела данного кодекса «Врач и права пациента»: «Врач должен уважать честь и достоинство пациента. Грубое и негуманное отношение к пациенту, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства или выражение кому-либо из пациентов предпочтения или неприязни со стороны врача недопустимы».