Осторожно, быстрый перекус!
Отставка главного государственного санитарного врача России Геннадия Онищенко, фигуры в эшелонах российской власти легендарной и неоднозначной, стала одной из самых обсуждаемых новостей минувшей недели. Россияне растерялись: кто же теперь защитит их от акул потребительского рынка?
Заботясь о здоровье нации, Геннадий Онищенко запрещал ввоз в страну молока из Литвы и Белоруссии, кондитерских изделий из Украины, овощей из Египта, вина из Грузии и Молдавии. Но он совсем забыл о небольших уличных ларьках и павильонах, в которых торгуют хот-догами, шаурмой и прочим фаст-фудом. Вряд ли от украинских конфет вреда больше, чем, скажем, от шаурмы, купленной на перекрестке, приготовленной неизвестно из чего и, главное, в каких условиях.
Я решил нарушить свое правило не питаться фаст-фудом и устроить себе «гастрономический праздник», отведав шаурму в нескольких саратовских заведениях быстрого питания.
Не дешево и сердито
История фаст-фуда берет свое начало с 20-х годов прошлого века. Тогда в одном из американских штатов был открыт первый ресторан быстрого питания, визитной карточкой которого стал гамбургер, диковинный по тем временам продукт. Его низкая цена обусловила его популярность, а умелый маркетинговый ход, когда люди в белых халатах за обе щеки уплетают гамбургеры, развеял последние сомнения о том, не наносит ли он вред здоровью («Врачи же питаются им!» – думали простые американцы).
В 90-х годах фаст-фуд ворвался в Россию. Согласно результатам социологических исследований, почти 60 процентов жителей крупных российских городов поглощают фаст-фуд. По этому показателю пальма первенства принадлежит Москве – 6 из 10 опрошенных респондентов с завидной регулярностью посещают заведения быстрого питания.
Больше всего заведений, в которых готовят шаурму и подобные ей блюда, возле образовательных учреждений – университетов, колледжей и техникумов. Основные потребители такого продукта – студенты, которые не располагают большим количеством времени и лишними финансами. Хотя последний пункт весьма спорный...
Первым местом, в котором я решил оценить вкусовые качества шаурмы, стал ларек на пересечении улиц 2-я Садовая и Политехническая. Буквально в нескольких сотнях метрах – политех, ныне университет, в котором обучается порядка 30 тысяч студентов. Как я и думал, в обеденное время желающих перекусить здесь было предостаточно. К сожалению, попробовать в этом месте шаурму мне не довелось – выстроилась довольно большая очередь из голодных студентов, а продавец был всего лишь один, да и погода в тот день не радовала – сильный холодный ветер и близкая к нулю температура воздуха.
У студента, который занял место в очереди следом за мной, я поинтересовался, как часто он здесь обедает. «Практически каждый день. А что? Удобно, да и вкусно. Главное – не далеко от универа и не дорого. Я уже привык. У нас в политехе есть столовая, но там на большой перемене выстраивается огромная очередь. Можно всю перемену отстоять, а пообедать так и не успеть. Лучше уж я сюда приду. Тут тоже, конечно, очередь, но через пять, максимум десять минут будут мой заказ готовить».
В среднем, как сказал мой собеседник, обед ему обходится в 100–150 рублей (это шаурма и какой-нибудь напиток). На эти же деньги в университетской столовой можно полноценно пообедать – первое, второе, салат и чай. Но самое главное – ты обедаешь в тепле, сидя за столом и никуда не торопишься. Относительный, но всё же комфорт!
На любой вкус
Не сильно расстроившись от того, что мне не удалось пообедать шаурмой возле технического университета, я отправился дальше. Следующее место, в котором я надеялся найти ответ на вопрос «Почему же у нас в Саратове так любят еду быстрого приготовления?», стал небольшой ларек (называть такие заведения как-то иначе у меня язык не поворачивается) на улице Рахова (пересечение с улицей Белоглинской). Завлекал клиентов громкий лозунг: «Блюда, которые нужны для вкусной жизни».
Несмотря на такой нескромный призыв желающих попробовать эти самые блюда было немного – возле ларька одиноко стоял парень и доедал только что купленный фаст-фуд. Для начала я решил ознакомиться с ассортиментом: меню бросается сразу же в глаза наличием разнообразной продукции с весьма экзотичными названиями. Так, пообедать там можно энчиладосом, фахитосом, санчесом, шаурмой по-мексикански, сэндвичем «Бараби Джонс» и несколькими вариантами традиционного хот-дога. Я, как человек, далекий от мира фаст-фуда, скажу честно: на несколько мгновений просто растерялся от такого количества терминов. Собравшись с мыслями, решил не строить из себя гурмана и попросил приготовить мне просто шаурму со свининой.
За процессом приготовления моего обеда мне, увы, понаблюдать не удалось (а может, это даже и к лучшему), так как женщина-продавец, выслушав мой заказ, удалилась вглубь помещения, оставив меня устанавливать различия между энчиладосом и фахитосом. Минуты через три она вернулась, чтобы взять с меня положенные 90 рублей, в обмен на которые она протянула мне шаурму и – в качестве бонуса – пластинку жевательной резинки и зубочистку.
Все – в бистро!
Согласитесь, что в подобных павильонах не очень приятно питаться в холодную погоду, когда идет снег или дождь. Предприниматели, которые связали свой бизнес с едой быстрого приготовления, это поняли. Хоть минимальный комфорт, но всё же должен быть. В последнее время в Саратове всё больше и больше стало появляться так называемых бистро – заведений, в которых также предлагают пообедать фаст-фудом, но при этом стоя за столиком в теплом помещении в зимнее время года или в прохладном – летом.
В одном из таких бистро я решил пообедать на следующий день после употребления в пищу шаурмы со свининой. Выбор мой пал на небольшое бистро, которое расположилось на улице Большая Садовая, между 2-й Садовой и Беговой.
Перешагнул я порог этого заведения в час пик: у длинного столика, установленного по периметру, стояло много людей, которые были поглощены приемом пищи. Мысленно пожелав всем приятного аппетита, я занял место в очереди. В отличие от того места, где я впервые пытался купить шаурму, в бистро процесс более-менее отлажен. Несколько людей занимаются только приготовлением пищи, один человек готовит мясо, и еще два человека непосредственно общаются с клиентами на предмет того, чем же им пообедать сегодня. Идеальное разделение труда! Благодаря этому моя очередь подошла гораздо быстрее, чем я ожидал. Выбор в этом бистро более привычен для среднего класса – никаких названий, которые с первого раза рискуешь не выговорить.
Мое внимание привлек студент, стоявший в очереди впереди меня. Создалось впечатление, что ест он один раз в сутки и исключительно в этом бистро. Он не ограничился одной шаурмой – заказал себе две, потом несколько пирожков и маленькую бутылку лимонада. Я посмотрел по сторонам, надеясь увидеть спутника или спутницу такого выгодного для заведения клиента, но никого не обнаружил. Действительно, получив в руки заветные пирожки и шаурму, молодой человек отправился за столик в одиночестве.
Дмитрий, студент 4-го курса политеха, рассказал, что утром он не успевает полноценно позавтракать: в то время, которое необходимо тратить на завтрак, он лучше еще немного поспит. Отсюда и его хороший аппетит, который просыпается к обеду. «Одна шаурма – для меня это мало. Съел – и через час снова захотел есть. Две шаурмы и пара пирожков в самый раз».
Съел, а в животе пусто!
Дмитрий не первый человек, который как бы между делом жаловался мне на то, что едой из общепита долго сыт не будешь. Наверняка с каждым из нас случалась такая ситуация, когда после перекуса или даже плотного обеда в таких вот бистро через короткий промежуток времени вновь хотелось есть. В чем же дело? Всё дело в так называемых пустых калориях, которые в большом количестве попадают в организм любителя такой вот пищи.
Пустые калории – это калории, содержащиеся в достаточно большом количестве в некоторых блюдах и продуктах и не несущие для организма никакой питательной ценности и пользы. В число таких продуктов попадает вся без исключения еда быстрого приготовления: гамбургеры, хот-доги, сэндвичи, а также чипсы, картофель фри и газированная вода. Они очень популярны не только у нас в России, но и в других странах, активно рекламируются, имеют яркий вкус, их можно употреблять в пищу без дополнительного приготовления.
Об этом мне рассказала Александра Пуговкина, врач санатория-профилактория СГУ им. Н. Г. Чернышевского: «Сами посудите, в каких условиях всё это готовится, какие продукты при этом используются, как эти продукты хранятся. Иногда шаурму можно употреблять в пищу, но только приготовленную в домашних условиях. То есть ты знаешь, что ты туда положил, и знаешь, что помыл руки перед приготовлением. Единственный плюс фаст-фуда (и то не с медицинской точки зрения) в том, что он быстро готовится и так же быстро съедается. Учитывая наш темп жизни, который постоянно ускоряется, это несомненное преимущество. А с другой стороны, до какого момента всё можно ускорять и ускорять? Количество часов в сутках не прибавляется. Может, стоит остановиться? И пообедать на крайний случай в какой-нибудь столовой? Всё равно лучше, чем шаурмой давиться».
Просто лень
Еще один посетитель этого бистро, студент всё того же технического университета, Олег, признался, что посещает такие заведения регулярно только потому, что ему самостоятельно готовить лень. Олег живет в общежитии, буквально через дорогу от бистро. Завтрак в его распорядке дня отсутствует, обедает он или в университетской столовой, или же в этом кафе. Ужинает здесь же.
Вот так и растет популярность заведений фаст-фуда – кому-то лень готовить дома завтраки, обеды, ужины, кто-то не может выделить 30 минут на то, чтобы пообедать в спокойной обстановке, и так далее. Тут уместно будет вспомнить известную русскую поговорку «Поспешишь – людей насмешишь», а потом взять да и приготовить дома шаурму. Фаст-фуд, конечно. Но по-домашнему.
[кстати сказать]
Вошел в историю
Геннадий Онищенко, находясь в должности санитарного врача, показал собственным примером, как нужно влиять на международную политику, а различных предпринимателей и бизнесменов приучил смотреть новости, из которых можно почерпнуть информацию о том, какие отношения у России с Украиной, Молдавией, Литвой, Грузией и другими странами. Высказывания Геннадия Григорьевича в считанные часы после того, как слетали с уст, становились крылатыми и цитировались практически на каждом углу. Вот одно из них, которое в связи с наступлением холодов и сопровождающих их простуд актуально: «Кокетничать ни к чему, наоборот, маска (марлевая повязка) на женском лице – это аксессуар, подчеркивающий красоту и загадочность глаз, что повышает, например, вероятность найти спутника жизни тем, кто пока этого не сделал».
Чего только стоит его забота о здоровье населения бескрайней нашей Родины, которая заключалась в большинстве своем в запрете на ввоз того или иного продукта: «Почему-то я еще не видел ни одного человека, который бы лежал на улице и бился о землю руками и ногами, переживая, что в магазинах нет молдавского вина». И конечно же, нельзя не упомянуть о его советах, которые он с отеческой любовью раздавал всем россиянам: «если боитесь изуродовать себе талию, то дозируйте потребление блинов», «не пользуйтесь японской кухней, ешьте своё – картошку, квашеную капусту, иногда мясо» и так далее.
Всё началось (вернее, закончилось) 22 октября. Тогда Ольга Голодец, вице-премьер правительства РФ, окрещенная главным санитарным врачом «странным персонажем», заявила: «У Геннадия Григорьевича Онищенко истек срок полномочий на посту главы Роспотребнадзора, в связи с чем он покидает этот пост. Новым главой ведомства будет назначена заместитель руководителя Роспотребнадзора Анна Попова». Вечером 23 октября 2013 года Геннадий Онищенко был официально отправлен в отставку с поста главы Роспотребнадзора и назначен помощником председателя правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева.