Саратовцев «прокатят» на десятки миллионов

Оценить
Принят к рассмотрению областной законопроект о повышении ставки налога на транспорт, он ударит не только по владельцам грузовиков и автобусов

Самый простой способ наполнить государственную казну – поднять налоги. На минувшей неделе депутаты Саратовской областной думы сделали первый шаг – они обязаны были принять к рассмотрению законопроект, предложенный областным министерством экономического развития и инвестиционной политики. Отклика в сердцах областных парламентариев это предложение пока не нашло. Депутаты боятся последствий и считают идею сомнительной и неоднозначной. Но авторы законопроекта сулят неплохой дополнительный доход в областной бюджет.

От 5 до 20 рублей за каждую «лошадь»

Сразу оговоримся, что речь в законопроекте идёт не обо всех видах транспорта, а только о грузовиках и автобусах с определённой мощностью двигателя. Минэконом предлагает поднять ставки для владельцев этой техники по-разному – от 5 до 20 рублей с одной лошадиной силы. Для владельцев автобусов с мощностью двигателя до 200 лошадиных сил рост транспортного налога составит, например, 10 рублей на каждую «лошадь» (с 30 до 40 рублей с одной л. с.), свыше 200 л. с. рост составит уже 20 рублей (с 60 до 80 рублей с одной л. с.). Что касается грузовых машин, то там всем «весовым» категориям рост пятирублёвый. Причём самых мощных тяжеловозов – за 250 лошадиных сил – не тронули и оставили за ними ставку по 75 рублей за «лошадь». Как утверждают разработчики законопроекта, увеличение ставок должно принести региональному бюджету минимум 100 миллионов рублей дополнительных доходов.

Мощность двигателя Было Станет
Автобусы
до 200 л. с. включительно 30 40
свыше 200 л. с. 60 80
Грузовики
до 100 л. с. включительно 15 20
от 100 до 150 л. с. 30 35
от 150 до 200 л. с. 45 50
от 200 до 250 л. с. 60 65
свыше 250 л. с. 75 75

Не первая попытка

Осенью 2012 года транспортный налог в Саратовской области уже повышали. С января текущего года новые ставки действуют для владельцев мотоциклов, мотороллеров и автобусов всех мощностей, грузовых автомобилей с мощностью двигателя от 150 л. с. и выше и т. д. Кроме того, ставки налога были увеличены и другим мощным транспортным средствам – катерам, яхтам и гидроциклам, которые можно отнести к категории дорогостоящих предметов. В общем, повышение коснулось всех групп плательщиков.

Рост налога в 2013 году получился существенным. Так, например, владельцам легковых автомобилей мощностью до 100 лошадиных сил ставку подняли в два раза – с 7 до 14 рублей за каждую лошадиную силу. А владельцам мотоциклов и мотороллеров мощностью до 20 л. с. сразу в 10 раз (с 5 рублей за 1 л. с. до 50 рублей за каждую «лошадь»).

Тогда областной минэконом объяснял необходимость повышения транспортного налога тем, что последний раз ставки менялись ещё в 2006 году и потому, мол, на сегодняшний (тогдашний) день они оказались самыми низкими в Приволжском округе. В этот раз в ходе своих объяснений министерство экономики называет, что странно, те же причины. А ещё чиновники говорят о необходимости искать и находить новые источники пополнения регионального бюджета и сокращения дефицита бюджетных средств.

Опасения справедливые...

Когда идея минэконома, уже оформленная в законопроект, обсуждалась на заседаниях комитетов в Саратовской областной думе (до принятия к рассмотрению), депутат Зинаида Самсонова предположила, что увеличение ставки для владельцев автобусов, в частности, может повлиять на повышение стоимости проезда в них. Представители министерства её опасения подтвердили, но заверили, что если тарифы и вырастут, то незначительно.

А представители транспортных компаний о вероятном повышении стоимости своих услуг после роста налоговой ставки говорили открытым текстом.

Андрей Харламов, заместитель директора ООО «Икар-Транс» (это пассажироперевозчик, имеющий в Саратове самый большой парк собственных автобусов) пояснил, что действующие тарифы на проезд в общественном транспорте делают сферу пассажироперевозок убыточной. И если вместе с повышением налога не поднять тарифы на проезд, то ситуация станет ещё хуже.

«Правительство как-то очень круто замахнулось в плане увеличения ставок по автобусам. Перевозчикам и так тяжело – и в связи с ценами на проезд, и из-за стоимости топлива. Поэтому любое изменение наших расходов в сторону увеличения очень ощутимо и больно бьёт по карману, – говорит Харламов. – Если налог действительно поднимут, нам придётся на всём экономить, в том числе и на эксплуатируемой технике. То есть сейчас у нас на линии выходит 170 автобусов. Значит, будет выходить меньше – 120–130, например».

Андрей Харламов пока надеется, что предложенный минэкономом законопроект затеряется где-нибудь в коридорах облдумы, или что депутаты, хорошенько подумав, его отклонят. В общем, на то, что решение об увеличении налоговой ставки всё-таки не будет принято.

...и лукавые?

Другой мой собеседник, региональный директор ООО «Ланкс» (грузоперевозки) Андрей Лёвкин, новость о возможном повышении транспортного налога тоже воспринял без восторга. По его словам, при рентабельности транспортного бизнеса в 20–30 процентов радоваться растущим налогам не приходится. «Чтобы не потерять свои деньги, транспортные компании заложат эти дополнительные расходы в стоимость своих услуг. Те, кто постоянно пользуется грузоперевозками, свои увеличившиеся расходы заложат в конечную стоимость своего продукта или товара. В конечном итоге увеличение ставок транспортного налога ударит даже не по нам, а по рядовому потребителю, потому что в магазинах подорожает всё», – считает Лёвкин.

Но министр Владимир Пожаров твердо уверен, что от увеличения налогов будет одна только польза:

«Выиграют все жители области, в том числе и областного центра. Ведь увеличение дорожного фонда, куда поступают все сборы транспортного налога (а также акцизы на бензин и моторные масла), дает возможность для роста финансирования строительства новых дорог и, главное, ремонта и содержания существующих», – говорит он. При этом все опасения о возможном повышении стоимости проезда в автобусах, связанном с увеличением транспортного налога, кажутся министру абсурдными и нелепыми. «Это что-то из области ненаучной фантастики, – говорит Владимир Пожаров. – По нашим данным, доля затрат на выплату транспортного налога в величине тарифа за проезд в общественном транспорте незначительна. Если кто-то из перевозчиков заявляет о непосильном бремени – это, мягко говоря, лукавство».

Кто-то теряет, а кто-то находит

Согласно 56-й статье Бюджетного кодекса РФ транспортный налог в размере 100 процентов идёт в бюджет субъекта Федерации (то есть Саратовской области). При этом сам субъект наделен правом по своему усмотрению корректировать налог, повышая его в пять раз или понижая в десять раз. И по своему же усмотрению его тратить. В ряде регионов честно признаются, что на дороги тратят не все средства, полученные от сбора транспортного налога. Есть, мол, масса других направлений, требующих безотлагательных бюджетных вливаний. Чиновники Саратовского региона таких признаний не делали, но если сравнить полученные и потраченные суммы, можно предположить, что и мы не без греха.

Владимир Пожаров отметил выше, что в прошлом году от транспортного налога в казну (в фонд) поступило больше миллиарда рублей (1,1 млрд руб., если быть точными). Однако в текущем году на ремонт дорог и дворов в городах и поселениях области из регионального дорожного фонда было выделено 750 миллионов рублей (500 млн на дороги, 250 млн на дворы). При этом в городе Саратове, согласно отчёту об исполнении муниципального бюджета, за 9 месяцев 2013 года, на дорожные ремонтные работы направлено с учётом «безвозмездных поступлений из областного бюджета» около 355 миллионов.

Без лишних объяснений понятно, что город отдаёт в региональный бюджет гораздо больше средств, чем получает назад. По одному только количеству автотранспорта, облагаемого налогом, можно догадаться, кто является основным донором областного дорожного фонда. На Саратов приходится порядка 60 процентов всего автотранспорта, зарегистрированного в регионе. Например, здесь на учёте стоит больше трети всех легковых автомобилей: 661628 единиц – по Саратовской области, 266155 – по Саратову. Грузовых автомобилей – половина, автобусов – две трети. И это мы ещё не берём в расчёт катера, моторные лодки, яхты и прочую технику, которая преимущественно тоже концентрируется в областном центре. По самым грубым подсчётам, мимо городского бюджета проходит около 700 миллионов рублей. Фактически он их теряет. Ведь если бы средства транспортного налога поступали целиком в городской бюджет, вопроса, где брать деньги на строительство дорог и развязок, так необходимых Саратову, не возникало бы.

Так что самым «проигравшим» в этой налоговой истории можно назвать город Саратов. Это рядовые саратовцы снова будут платить больше, обеспечивая своими деньгами чужие дороги и чужие бюджетные интересы. В муниципалитете эту тему старательно обходят. Чиновники отказываются комментировать вопрос транспортного налога, ссылаясь на тот факт, что полномочия по его сбору муниципальным властям не принадлежат и рассуждать о размере и распределении этого налога бессмысленно. Работники пресс-службы городской администрации, объясняя отказ чиновников идти на контакт с журналистами, убеждали нас, что и к возможным новым ценам на проезд в городских автобусах городская администрация не будет иметь никакого отношения. Их установит комитет по тарифам на региональном уровне.

«Стабильный доходный источник»

В комментарии нашему изданию министр экономики Владимир Пожаров пояснил, что нынешняя ситуация с бюджетом очень напряженная, поэтому и рассматриваются все возможные пути увеличения его доходов:

Владимир Пожаров«Анализ ставок транспортного налога по регионам ПФО и другим ближайшим соседям показал, что большинство из них установили максимально возможные ставки как на автобусы, так и на грузовые автомобили. Это Татарстан, Башкирия и Марий Эл, Оренбургская, Кировская, Воронежская и другие области. Наш законопроект предусматривает установить предельные ставки только по трем категориям грузовых автомобилей – от 150 д о 200, от 200 до 250 и свыше 250 л. с. По некоторым другим категориям ставки увеличатся в среднем на 5–10 рублей. Транспортный налог – стабильный доходный источник. В прошедшем году в бюджет поступило свыше миллиарда рублей (И это притом, что, со слов того же Пожарова, «30 процентов владельцев транспортных средств налог упорно не платят». – Прим. авт.) Прогнозируемый рост поступлений вследствие повышения ставок в следующем году – более 100 миллионов. А если учесть, что, по данным налоговой статистики, количество транспортных средств, подлежащих налогообложению, ежегодно прирастает более чем на 60 тысяч единиц, то поступления налога в бюджет однозначно будут увеличиваться».