Любимое дело – лечить больных

Оценить
Краснокутская больница учится работать в системе госгарантий

Учреждения здравоохранения с января 2013 года перешли на одноканальное финансирование в системе обязательного медицинского страхования. Теперь они должны функционировать как самостоятельные предприятия. И это в тех условиях, когда больницы и поликлиники годами копили проблемы финансового характера. Быть хорошим врачом для руководителя лечебного учреждения мало. Нужны качества управленца, чтобы эффективно выстраивать работу в новых условиях.

И лечить, и выбираться из кризиса

Став главным врачом государственного учреждения здравоохранения Саратовской области «Краснокутская центральная районная больница» в июне 2012 года, Андрей Гадяцкий столкнулся с напряженной ситуацией, казалось бы, тупиковой. Нужно было решать проблему задержки заработной платы. Следующими по степени важности стояли вопросы охраны труда, пожарной безопасности лечебного учреждения. Однако Гадяцкий считает, что любой руководитель может оказаться в таком непростом, но не уникальном положении: на состоянии больниц многих районов сказывалось наследство недофинансирования прошлых лет. Новому главврачу срочно требовалось начинать антикризисное управление, тем более что судебные приставы по предписанию санэпидстанции на 15 суток закрыли пищеблок. Весомую роль в решении этой проблемы сыграло региональное министерство здравоохранения и лично министр Алексей Данилов. Он разрешил краснокутской больнице направить часть денежных средств, выделенных по программе модернизации, на приведение пищеблока в состояние, соответствующее нормам. Капитальный ремонт с монтажом вентиляции и перекрытием кровли удалось осуществить за 1,5 млн руб. Алексей Данилов назвал это примером максимально эффективного использования бюджетного рубля.

Прошлым летом больница выплатила штрафы и выполнила предписания трудовой инспекции: закупила средства индивидуальной защиты, провела инструктажи, обучила сотрудников. В результате все отстраненные от работы специалисты остались на своих местах. Коечный фонд учреждение сохранило в полном объеме. Андрей Гадяцкий с гордостью рассказывает, что, не повышая тарифы на платные услуги, упорядочив их организацию, удалось за короткий срок вдвое увеличить поступление денежных средств от этого вида деятельности. При этом сотрудникам бюджетных организаций, проходящих медосмотры, делаются 50-процентные скидки. К новому подходу Гадяцкого поначалу относились с настороженностью. Вопросы организации работы в системе обязательного медицинского страхования затронули каждого сотрудника учреждения. Андрей Юрьевич смог дать специалистам больницы мотивацию, чтобы перестраиваться под новую действительность. Кто не захотел работать в таких условиях, ушел сам. В результате обновился финансовый блок, юридическая служба, появился специалист по закупкам. Сложная кадровая работа продолжается и до сих пор.

В июне прошлого года просроченная кредиторская задолженность Краснокутской ЦРБ составляла 13 млн руб. На сегодняшний день она полностью погашена. Сейчас больница, перешедшая в государственное подчинение, – самостоятельная финансовая организация. Ее годовой бюджет – около 118 млн руб. С этого года все нужды, в том числе бензин, ТЭР, больницы и поликлиники должны оплачивать сами. Программа госгарантий предполагает, что медицинские учреждения, оказывая помощь, при рациональном использовании коечного фонда могут самостоятельно зарабатывать на это деньги.

– За определенный период времени можно пролечить не одного, а несколько пациентов, используя коечный фонд с большей отдачей, при этом качество оказания медицинской помощи не должно страдать, – поясняет Андрей Юрьевич. – Главное – правильно распределить пациентов по направлениям: амбулаторное, стационарное.

Эту ключевую работу в системе ОМС больница смогла наладить и стала получать стабильные доходы. Например, в мае прошлого года Краснокутская ЦРБ заработала чуть меньше 5 млн руб., а в мае этого года – 10,4 млн руб.

Упрямые и настойчивые факты

– Не оценивайте себя сами, – советует своим сотрудникам молодой главврач. – Пусть нас оценивают окружающие люди по показателям нашей работы, по определенным событиям.

А вот и «говорящие» примеры. В прошлом году на питание одного пациента в день больница тратила 23 руб. при среднеобластном показателе в 64 руб. Администрация лечебного учреждения заключила контракт на поставку свежих и недорогих продуктов местных производителей. Сегодня энергетическая ценность питания одного человека в день составляет примерно 2500 ккал (норматив – 2100–2200 ккал), норматив по стоимости питания больница выполняет на 100 процентов (60 руб.). Все закупки происходят с помощью конкурсов. Лечебное учреждение предполагало приобрести халаты (они не закупались в течение последних десяти лет) на сумму 130 тысяч рублей, а в итоге потратило на это 62 тысячи! Сотрудникам, недовольным простотой фасонов новой формы, главврач пообещал, что из четырех халатов, положенных сотруднику, один все-таки будет модельный. В этом году полностью обновили мягкий инвентарь. На 145 постельных комплектов, матрасов, подушек, одеял потратили 220 тысяч рублей.

Еще полтора года назад материальная база больницы была такова, что лекарства пациенты покупали себе сами – в буквальном смысле прошлый век. Согласно отчетам в 2011 году учреждение потратило на приобретение медицинских препаратов 1 млн 85 тыс. руб., в 2012 году – 5 млн руб., за 8 месяцев этого года – без малого 6 млн. руб. В результате был достигнут среднеобластной показатель – 133 руб. в день на пациента. Не только Красный Кут, но фельдшерско-акушерские пункты в сёлах, машины скорой помощи обеспечены медикаментами более чем на 90 процентов.

– Мы работаем по стандартам оказания медицинской помощи, – рассказывает Андрей Юрьевич. – В них указывается действующее вещество препарата. Не доказано, что более дорогие лекарства, содержащие это же вещество, эффективнее. Поэтому мы отдаем предпочтение препаратам, сбалансированным по цене и качеству. Но некоторые очень дорогие медикаменты нельзя заменить дешевыми аналогами. Есть такие препараты и в Краснокутской ЦРБ, и мы не экономим на них, если ситуация того требует. Для нас принципиально важен результат.

Для пациентов дневного стационара раньше в больнице предназначалось одно тесное помещение. Теперь отремонтировали три палаты в выделенном для них крыле корпуса, скоро будут готовы еще три. На собственные средства, около 300 тыс. руб., больница смонтировала систему централизованной подачи кислорода в хирургическое, реанимационное, детское и родильное отделения. Взрывоопасные баллоны содержатся в специальных сооружениях, вне корпусов, а кислород к пациентам поступает по трубопроводу. Работа в новом режиме позволила поднять зарплату врачей на 16 процентов, среднему медперсоналу – на 28 процентов, младшему – на 43 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средний оклад докторов превышает 27 тыс. руб., у санитарок, здесь еще есть над чем работать, – чуть больше 7 тыс. руб. при целевом значении 8,4 тыс. руб. Аванс и зарплату сотрудники больницы получают без задержек. Выполняя программу госгарантий на 100 процентов, лечебное учреждение даже увеличило численность сотрудников. В трех фельдшерско-акушерских пунктах появились новые специалисты, которых раньше не хватало. И всё же проблема с кадрами, как и везде, по-прежнему актуальна. В больнице и поликлинике, входящей в структуру ЦРБ, стали применяться информационные программы, помогающие вести статистику, отчетность, регистрировать пациентов.

Программа госгарантий возрождает при поликлиниках службы неотложной помощи. В Красном Куте уже действует такая бригада. В рамках модернизации здравоохранения на эти цели поликлиника получила автомобиль.

– Бригада неотложной помощи, в отличие от скорой, приезжает в том случае, когда человеку нужна помощь, но нет прямой угрозы его жизни: повысилась температура или давление не до критической отметки, – отмечает заведующая поликлиникой Людмила Шумская. – Врач неотложки разгружает работу докторов в поликлинике. Сразу, приехав по вызову, он может выписать пациенту направления на обследование, ЭКГ, сдачу анализов. В поликлинике 22 специалиста. Доктор неотложной помощи определит, к кому после сдачи анализов человек должен обратиться.

Больше всего врача радует выздоровление пациента

Чтобы осуществлять медицинскую помощь 35 тысячам жителей Краснокутского района качественно и непрерывно, Андрей Гадяцкий считает необходимым использовать возможности телемедицины, развивать реабилитационное направление, когда пациенту требуется не только лечение, но и возвращение к полноценной жизни. Одна из главных задач, по мнению Андрея Юрьевича, – уходить от лечения по факту, учиться профилактической работе. Пациент, не имеющий жалоб на острую боль, сам не придет к доктору – не нужно этого ждать. Каждый день бригада специалистов больницы Красного Кута осуществляет поквартирный обход в рамках программы диспансеризации (она определяет список жителей, подлежащих осмотру, по годам их рождения). Поэтому Краснокутский район входит в группу районов области с высоким процентом диспансеризации населения. В текущем году врачи больницы выявили у жителей района заболевания эндокринной системы, кровообращения, новообразования, заболевания глаз.

Андрей Гадяцкий легко, без бумажных подсказок оперирует цифрами. Это не просто документальная отчетность, а выстраданное реальное положение дел. Главным достижением больницы за последние месяцы работы Андрей Юрьевич считает снижение числа жалоб и обращений граждан. За шесть месяцев 2012 года в областном министерстве здравоохранения и правительстве области зарегистрировано 51 обращение, 25 из них касаются денежных возмещений лекарственного обеспечения. За последние полгода жалоб оказалось в три раза меньше, из них по возмещениям только одна. В ближайшее время больница удовлетворит требование по этому обращению, хотя препарат, о котором идет речь, не входит в стандарты оказания медицинской помощи.

Мы прошлись по отремонтированным отделениям больницы.

– Заведующий хирургическим отделением Владимир Владимирович Манукян внимательно выслушивает и осматривает нас, назначает каждому свое лечение, – говорит пациентка Ольга Целищева. – Я и раньше попадала в эту больницу. Сырости и неприятного запаха здесь не стало. Сейчас тут чисто и уютно. В палате есть вода и туалет.

– Нам не дают поспать днем, – шутит пациент Валентин Романцов. – Медсестры опекают нас, постоянно заходят, ставят системы, делают уколы, выдают лекарства – всё строго по назначению врача.

Умение управлять таким непростым учреждением, как больница, не появляется у руководителя вдруг. У Андрея Гадяцкого этому предшествовал длительный период работы организатором здравоохранения в Мокроусской ЦРБ, опыт стажировки в США. Министерство здравоохранения Саратовской области постоянно повышает уровень знаний главных врачей. Вновь назначенного молодого руководителя Краснокутской больницы сразу направили на президентские курсы подготовки управленческих кадров в сфере здравоохранения. Но и после их успешного окончания Андрей Юрьевич чувствовал, что ему нужны новые знания – врачи учатся больше всех, – поэтому теперь он получает юридическое образование в Поволжском институте управления им. Столыпина. Местное население сразу разглядело толкового управленца и избрало Гадяцкого депутатом городского собрания. А больница Красного Кута попала в номинацию лучших учреждений здравоохранения области и претендует оказаться на областной доске почета.

– Двенадцать лет мне приходится совмещать организацию здравоохранения и клинические специальности, – говорит врач-невролог и врач УЗИ Андрей Юрьевич Гадяцкий. – Любимое дело для доктора, конечно, лечить больных. Необходимые инструменты у меня всегда под рукой. Самое лучшее – видеть, как пациент поправляется. А когда добиваешься определенных результатов в разноплановой работе, получаешь колоссальное удовольствие.

Любимое дело – лечить больных