Убийца – …?

Оценить
Актеры МХТ познакомили Саратов со «Свидетелем обвинения» Агаты Кристи

22-го и 23 октября на сцене театра драмы имени Слонова подопечные Олега Табакова представили саратовской публике спектакль по классическому автору детективов. Состав по-настоящему звездный: Рената Литвинова, Сергей Чонишвили, Евгения Добровольская, Игорь Верник, наш земляк, бывший директор драмтеатра, а ныне первый заместитель художественного руководителя МХТ Юрий Кравец. В состоявшейся незадолго до показа пресс-конференции знаменитые артисты постарались рассказать о спектакле, не раскрывая тайн, и при этом вспоминали забавные истории, связанные в том числе и с нашим городом.

Два красавца и красавицы

О «Свидетеле обвинения» начал рассказывать Верник: «Этот спектакль ставила Мари-Луиз Бишофберже. Это уже второй спектакль, который она поставила в МХТ (первым был «Шага». – Прим. ред.). К сожалению или к счастью, но мы не сможем рассказать вам интригу, в противном случае нам не стоит сегодня вечером выходить на сцену». «Это главный хит МХТ, – продолжает Литвинова и кивает на Верника с Чонишвили, – там играют главные красавцы театра». Игорь на долю секунды замолкает, в зале раздаются смешки, Рената поворачивается к Добровольской и добавляет: «И мы, да?» Верник поправляется: «И две... Два главных красавца и еще две девушки. Две красавицы, конечно же, дорогие, любимые, потрясающие актрисы».

Как Верника не узнали

Вообще на этой конференции важным было не только то, что произносили, но и как произносили. Актеры попеременно выхватывали эстафету друга у друга, но, кажется, без дележа «одеяла». Во всяком случае на замечания друг друга они реагировали бурно. Особенно если говорил Верник.

Игорю задают вопрос о том, поступил бы он в жизни так же, как его герой по отношению к женщине в пьесе. Верник отвечает: «Чтобы на него ответить, необходимо, чтобы в моей жизни происходило подобное, чтобы меня полюбила женщина». Литвинова начинает смеяться: «Неужели тебя не любят? Это, знаете, просто душевный крик: Игорь не занят, значит». Верник как ни в чем не бывало продолжает: «Я сегодня, проснувшись в Саратове, после самолета по-другому взглянул на свою жизнь, а что касается...» «А проснулся он пять минут назад», – перебивает Добровольская. «Актер привык ложиться поздно, – стойко продолжает Верник, – а вылет ранний. Мы приехали сюда, нас радушно встретила саратовская земля. Мы отправились в гостиницу, и в день прилета буквально на несколько секунд...» «Игорь остро почувствовал, что его не любят женщины, ни одна», – вновь закончила за него Литвинова.

Чуть позже Верник расскажет, что был давным-давно в Саратове, когда играл в «Борисе Годунове». Правда, он был еще малоизвестным актером, поэтому нет смысла припоминать, какую роль ему доверили. Добровольская припомнила, что, приехав как-то в Саратов, они с удивлением узнали, что билеты на спектакль идут плохо. Выяснилось, что, увидев на афише фамилии Ефремова, Любшина, Мягкова, Вознесенской, Невинного, зритель просто не поверил. Только благодаря пресс-конференции удалось собрать аншлаг. «Тогда надо вспомнить еще одну историю, – подхватил Верник. – Когда я только начинал играть в МХТ, но уже снимался в кино, мы сошли с парохода и сели в каком-то летнем кафе. Вдруг к нам подходят ребята и говорят: «Эээ... Слушай, эээ... Мы тебя знаем... Ты похож на этого, как его? Ну, на кого ты похож?» Я вот думаю найти этих ребят».

Что французу хорошо, то русскому непонятно

Но вернемся к спектаклю. Вот что сказано в программке: «Сир Уилфрид, королевский адвокат, берется за безнадежное, казалось бы, дело – его подопечного обвиняют в убийстве пожилой женщины. Все улики говорят о том, что он виновен. Единственный человек, который может подтвердить алиби обвиняемого, – его жена. Но ее показания ставят адвоката в тупик...» И мы не собираемся давать читателю подсказки.

Ренату Литвинову попросили рассказать о том, сравнивали ли ее с Марлен Дитрих, которая в 1957 году тоже играла ее героиню: «Это интересная роль, и, в конце концов, можно быть не уродливой, – шутит Литвинова. – Иногда же, знаете, режиссеры начинают так тебя уродовать в кино. Я получаю от этой роли удовольствие – она очень органично со мной совпала. А Марлен Дитрих когда-то снималась у Билли Уайлера, но, к сожалению, режиссер сделал акцент на адвокате и умалил роль героини. А она боялась выпасть и была несколько несвободна».

Рассказали актеры и про работу с Мари-Луиз. В частности, Вернику режиссер много разъясняла об особенностях поведениях подсудимых на суде, «она даже привезла мне однажды диск с одного недавнего дела про французского или швейцарского маньяка, и мы смотрели, как он отвечал, слушал, реагировал, очень интересно было наблюдать». А вот Добровольская призналась, что работать было сложно в силу языкового барьера и иного взгляда на театр, «она, как француженка, не совсем понимала, что российский зритель считывает с Агаты Кристи. Было несколько финалов, и до сих пор этот вопрос остается в какой-то мере открытым. Но мне понравилось, что она задействует зрительный зал, это не одностороннее действо. Он тоже участвует в расследовании дела».

Ответила Добровольская и на вопрос о благословении Табакова на гастроли в Саратове: «Олег Павлович неразрывно связан с Саратовом, и никаких напутствий не было. Живя в Москве и работая в его театре, мы работаем в Саратове, и саратовский театр работает на нашей сцене. В общем, у нас все из Саратова, мы забрали полгорода к нам. А сейчас мы приехали к вам».