Кризис? Какой кризис?
Была такая английская рок-группа – Supertramp. В середине семидесятых, когда критики стали упрекать ее в топтании на месте, группа ответила альбомом «Crisis? What crisis?» Что можно перевести как «Кризис? Какой кризис?» Средненький, кстати, получился диск.
Не уверен, что начальники Российской Федерации знают о существовании группы Supertramp, хотя среди них есть меломаны. Например, Медведев любит Deep Purple, а Путин – «Любэ». Но, как и в названии давней пластинки, удивление и даже возмущение на вопросы, не начался ли у нас экономический кризис, выказывают постоянно. Достаточно вспомнить выступление Путина на инвестиционном форуме «Россия зовёт». Там и проБыла такая английская рок-группа – Supertramp. В середине семидесятых, когда критики стали упрекать ее в топтании на месте, группа ответила альбомом «Crisis? What crisis?» Что можно перевести как «Кризис? Какой кризис?» Средненький, кстати, получился диск.
Не уверен, что начальники Российской Федерации знают о существовании группы Supertramp, хотя среди них есть меломаны. Например, Медведев любит Deep Purple, а Путин – «Любэ». Но, как и в названии давней пластинки, удивление и даже возмущение на вопросы, не начался ли у нас экономический кризис, выказывают постоянно. Достаточно вспомнить выступление Путина на инвестиционном форуме «Россия зовёт». Там и про 55 миллиардов инвестиций, и о сокращении инфляции, и о росте ВВП.
На других, более специализированных мероприятиях принят гораздо более сдержанный тон. Днями на Всемирном экономическом форуме в Москве бывший министр финансов Алексей Кудрин предрек, что в ближайшие годы бюджет страны недосчитается примерно трех триллионов рублей. Он объяснил это замедлением роста экономики, снижением объемов экспорта и импорта и недопоступлением доходов от приватизации и налогов, связанным с сокращением финансовых результатов предприятий.
Кудрин также заявил, что ожидает, что рост экономики в этом году будет ниже прогнозных 1,8 процента и составит около 1,6. По мнению бывшего министра, экономика «завязла в стагнации по самые уши, и если правительство не будет проводить реформы, то эта ситуация может затянуться на 3–5 лет». Ну, с Кудриным всё понятно: отставленный с должности за сопротивление росту военных расходов, он может позволить себе самые резкие заявления. Но не менее резко (по сути) высказался первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он откровенно признал, что пока сохраняются высокие цены на нефть, инвестиционного развития России не будет. Разве что в речах министров, губернаторов и так далее.
Откровения Шувалова заставили журналистов вспомнить опыт Норвегии, которая, несмотря на высокие доходы своей нефтяной отрасли, является технологически развитой страной. Всё дело в том, что там доходы от продажи нефти не проедаются избранной кастой, а идут на развитие этой самой нефтяной отрасли. Там месторождения вырабатываются до последней капли, там огромное внимание уделяется экологии. У нас же вокруг нефтяных месторождений тысячи гектаров убитой земли и озёра разлившейся нефти, а экологов, пытавшихся привлечь внимание к будущей катастрофе в Арктике, держат в тюрьме за пиратство.
Единственное, что не сказал Шувалов, – что будет со страной, власти которой не хотят заниматься инновационным развитием. Рано или поздно цены на нефть упадут. В той же Украине, которую наша родина постоянно шантажирует ценами на топливо, в будущем году начнется бурение 68 месторождений сланцевых нефти и газа. А Соединенные Штаты уже начали экспорт продуктов из собственной сланцевой нефти (продажу сырых нефтепродуктов законы США не допускают). Мы же в топливо из сланцевых слоев не верим. Не все, конечно, но вот Миллер не верит. И никаких шагов в этом направлении не предпринимаем. Да и зачем, когда всем им на жизнь хватает.
Понятно, не все деньги уходят на дворцы в России и на квартиры в Майами. Есть еще имиджевые проекты, такие как Сочи, остров Русский. Это там проводился саммит АСЕАН. Еще нам рассказывали, что все здания и сооружения, построенные для этого двухдневного мероприятия, принесут огромную пользу жителям Владивостока. Не буду рассказывать в подробностях, на что они пригодились, можете сами найти в Интернете. Но вот международный университет почему-то никак не получается: не хотят богатые китайцы учиться во Владивостоке, всё их в Оксфорд тянет. Из последних имиджевых проектов стоит отметить еще один, относительно небольшой, всего на 12 миллиардов (ровно бюджет города Саратова). Это проект «Кортеж» – отечественные автомобили для руководства страны. Учитывая особенности нашего автопрома, сумму можно смело удваивать. И есть немалая вероятность, что после получения новых авто начальники, тяжело вздохнув и что-то сказав о растущих не из того места руках, вернутся в любимые «мерседесы» и БМВ.
Но и это, так сказать, семечки. Главная статья нашего бюджета – расходы на оборону. Это против их роста возражал Кудрин – и где он сейчас? Вот что говорит ответственный за оборонную промышленность вице-премьер Рогозин:
«Мы считаем, что нам нужно моментально и немедленно, не теряя времени, вкладывать средства в развитие восточных территорий.
Мы будем перемещать туда ракетостроительную и авиационную промышленность. Мы до 2020 г. собираемся вложить в перевооружение российских вооруженных сил 500 миллиардов евро только на закупки, а на техническое переоснащение предприятий – 100 миллиардов долларов».
Как тратятся эти деньги? Не будем говорить о пистолетах «Глок», которые чиновники от обороны хотели купить по цене, вчетверо превышающей реальную. Скажем о чем-то большем. Днями во Франции спущен на воду вертолетоносец «Владивосток» типа «Мистраль». Стоит он нам – без вооружения – 600 миллионов евро. При этом военные моряки убеждены, что корабль не нужен российскому флоту, к тому же на наших военных базах его негде обслуживать. Но это же такая мелочь – 600 миллионов за один, да на очереди еще три.
Государство, которое позволяет себе такие бездумные траты, приближает себя к кризису. 55 миллиардов инвестиций, и о сокращении инфляции, и о росте ВВП.
На других, более специализированных мероприятиях принят гораздо более сдержанный тон. Днями на Всемирном экономическом форуме в Москве бывший министр финансов Алексей Кудрин предрек, что в ближайшие годы бюджет страны недосчитается примерно трех триллионов рублей. Он объяснил это замедлением роста экономики, снижением объемов экспорта и импорта и недопоступлением доходов от приватизации и налогов, связанным с сокращением финансовых результатов предприятий.
Кудрин также заявил, что ожидает, что рост экономики в этом году будет ниже прогнозных 1,8 процента и составит около 1,6. По мнению бывшего министра, экономика «завязла в стагнации по самые уши, и если правительство не будет проводить реформы, то эта ситуация может затянуться на 3–5 лет». Ну, с Кудриным всё понятно: отставленный с должности за сопротивление росту военных расходов, он может позволить себе самые резкие заявления. Но не менее резко (по сути) высказался первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он откровенно признал, что пока сохраняются высокие цены на нефть, инвестиционного развития России не будет. Разве что в речах министров, губернаторов и так далее.
Откровения Шувалова заставили журналистов вспомнить опыт Норвегии, которая, несмотря на высокие доходы своей нефтяной отрасли, является технологически развитой страной. Всё дело в том, что там доходы от продажи нефти не проедаются избранной кастой, а идут на развитие этой самой нефтяной отрасли. Там месторождения вырабатываются до последней капли, там огромное внимание уделяется экологии. У нас же вокруг нефтяных месторождений тысячи гектаров убитой земли и озёра разлившейся нефти, а экологов, пытавшихся привлечь внимание к будущей катастрофе в Арктике, держат в тюрьме за пиратство.
Единственное, что не сказал Шувалов, – что будет со страной, власти которой не хотят заниматься инновационным развитием. Рано или поздно цены на нефть упадут. В той же Украине, которую наша родина постоянно шантажирует ценами на топливо, в будущем году начнется бурение 68 месторождений сланцевых нефти и газа. А Соединенные Штаты уже начали экспорт продуктов из собственной сланцевой нефти (продажу сырых нефтепродуктов законы США не допускают). Мы же в топливо из сланцевых слоев не верим. Не все, конечно, но вот Миллер не верит. И никаких шагов в этом направлении не предпринимаем. Да и зачем, когда всем им на жизнь хватает.
Понятно, не все деньги уходят на дворцы в России и на квартиры в Майами. Есть еще имиджевые проекты, такие как Сочи, остров Русский. Это там проводился саммит АСЕАН. Еще нам рассказывали, что все здания и сооружения, построенные для этого двухдневного мероприятия, принесут огромную пользу жителям Владивостока. Не буду рассказывать в подробностях, на что они пригодились, можете сами найти в Интернете. Но вот международный университет почему-то никак не получается: не хотят богатые китайцы учиться во Владивостоке, всё их в Оксфорд тянет. Из последних имиджевых проектов стоит отметить еще один, относительно небольшой, всего на 12 миллиардов (ровно бюджет города Саратова). Это проект «Кортеж» – отечественные автомобили для руководства страны. Учитывая особенности нашего автопрома, сумму можно смело удваивать. И есть немалая вероятность, что после получения новых авто начальники, тяжело вздохнув и что-то сказав о растущих не из того места руках, вернутся в любимые «мерседесы» и БМВ.
Но и это, так сказать, семечки. Главная статья нашего бюджета – расходы на оборону. Это против их роста возражал Кудрин – и где он сейчас? Вот что говорит ответственный за оборонную промышленность вице-премьер Рогозин:
«Мы считаем, что нам нужно моментально и немедленно, не теряя времени, вкладывать средства в развитие восточных территорий.
Мы будем перемещать туда ракетостроительную и авиационную промышленность. Мы до 2020 г. собираемся вложить в перевооружение российских вооруженных сил 500 миллиардов евро только на закупки, а на техническое переоснащение предприятий – 100 миллиардов долларов».
Как тратятся эти деньги? Не будем говорить о пистолетах «Глок», которые чиновники от обороны хотели купить по цене, вчетверо превышающей реальную. Скажем о чем-то большем. Днями во Франции спущен на воду вертолетоносец «Владивосток» типа «Мистраль». Стоит он нам – без вооружения – 600 миллионов евро. При этом военные моряки убеждены, что корабль не нужен российскому флоту, к тому же на наших военных базах его негде обслуживать. Но это же такая мелочь – 600 миллионов за один, да на очереди еще три.
Государство, которое позволяет себе такие бездумные траты, приближает себя к кризису.