Бюджет стал публичным
Бюджет Саратовской области два раза представляли широкой публике на минувшей неделе. Рисовали его параметры и приоритеты. Легче всего слушать бюджет было губернатору Валерию Радаеву. Чтобы он ни говорил о своем видении приоритетов, это были только слова. «Желания у нас у всех большие, – сказал губернатор. – А критерий один: правильно распределить бюджет. Задачи, поставленные первым лицом страны, и исполнение указов президента – это приоритеты».
«Казы, казы, кутер ясы»...
Министр финансов Александр Ларионов необходимость выполнения масштабных задач, поставленных президентом, подтвердил: «Это важнейший и безусловный приоритет областной власти». Все президентские задачи, напомним, касаются социальной сферы, но самые дорогие из них – зарплаты бюджетников, занятых в медицине и образовании. Одним велено поднять зарплату до средней по экономике региона, другим – сделать ее в два раза больше средней региональной. Наверное, Владимир Владимирович думает, что после этого нация станет здоровой и образованной. Если он заблуждается, то региональные власти будут не виноваты. Потому что не выполнить приказ они не могут. В российской властной вертикали, как в армии, приказы главного начальника выполняют, а не обсуждают. Это как бы минимальное и достаточное условие для дальнейшего пребывания в кресле, которое занимаешь на текущий момент.
Выполнение путинских указов саратовскому правительству осложняют по большому счету две вещи – консолидированная группа налогоплательщиков, которая продолжает расти (в 2012 году было шесть таких особых налоговых субъектов, а в 2013 году уже девять), и, мягко говоря, непростая ситуация с долговыми обязательствами области. С консолидированными налогоплательщиками (это вертикально интегрированные предприятия с начальством в Москве, которым дано право играть с налогом на прибыль и имущество по собственным правилам) всё ясно. О том, что все эти ржд, газпромы, транснефти, росатомы – гадские лоббисты, думающие только о собственной выгоде, можно кричать хоть на госсоветах, хоть в кабинете у самого председателя правительства. И когда-нибудь даже докричаться. И вернуть все к прежней схеме (где работаешь, там и платишь налоги). А вот с растущим долгом области всё хуже. Потому что он будет продолжать расти. Весь прошлый год мы слушали про то, что обслуживание наших многомиллиардных долгов обходится областному бюджету в 3 миллиарда рублей в год. И что губернатор Радаев делает всё от него зависящее, чтобы сократить если не сам долг, то хотя бы этот платеж коммерческим банкам. И его усилия венчаются прекрасными успехами, и российское министерство финансов одобряет для Саратовской области всё новые бюджетные кредиты – дешевле банковских.
Министр финансов Александр Ларионов |
И вдруг, такая неожиданность – обсуждаем новые виды на грядущие бюджеты, и снова проскальзывает стоимость обслуживания госдолга в 3 миллиарда рублей. Госдолг области будет расти и дальше. Но на этом прискорбном факте в ходе двух обсуждений бюджетной картины 2014-го и последующих годов предпочли не останавливаться. Ну, есть он и есть, что плохое ворошить? Как говорится, «казы, казы, кутер ясы»: татарская мудрость, которая в переводе звучит как «доковыряешься – будет болячка».
Авто за три миллиона поможет Москве
Анализировать бюджет региона могут только или никогда не видевшие сотен страниц росписи нахалы, или дотошные спецы. Для остальных достаточно широких мазков. Существенных изменений в налоговом законодательстве и новых налогов в ближайшее время не ожидается. Федеральные власти так и не дозрели до пересмотра Бюджетного кодекса, и оставлять собираемые на территориях налоги им никто так и не собирается. Даже наоборот.
Забирают половину налога на доходы физических лиц из числа мигрантов и штрафы за нарушение миграционного законодательства к себе в федеральный центр. Это сто миллионов рублей минус из консолидированного бюджета области. Взамен милостиво повысили транспортный налог (который идет в региональный бюджет) владельцам автомобилей дороже трех миллионов рублей. Посмотришь внимательно и поймешь, что это милостыня для Москвы, например, а для Саратовской области – сплошное издевательство. Мало у нас таких авто, и их владельцы наш бюджет своим транспортным налогом из ямки, в которую скатились, раздавая направо-налево социальные популистские льготы, не вытянут. Вот, например, только возможность для ветеранов труда областного разлива кататься на общественном транспорте по дешевым проездным будет стоить областной власти в следующем году около 700 млн рублей. Примерно столько решили дать и сельскому хозяйству. Сельские жители из общего бюджетного пирога получат меньше, чем в году нынешнем, например. Потому что бюджет следующего года будет еще сложнее нынешнего, где уже никто не скрывает дырку от недобора по прибыли. Более того, власти уже учитывают, что заткнуть ее не получится и в следующем году.
Не до игр
«На самом деле реально в этом году мы планируем собрать не более 46 миллиардов рублей в областной бюджет, – сказал в своем выступлении министр экономического развития Владимир Пожаров. – И на следующий год мы заложили реальные цифры и не стали играться в то, что соберем больше расчетного». Вместе с опытом к министрам радаевского правительства приходит и осознание, с одной стороны, огромной зависимости от федерального центра, а с другой стороны – огромной оторванности.
Там, далеко, в Москве, чем-то своим госуправленцы озабочены. Ну, самое большее – покрутят тамошние властные головы по сторонам. Не любят они смотреть вниз по вертикали. Тем более внизу что-то рассматривать. А у нас, внизу, от этого сплошные недоразумения. Вот, например, в целях борьбы с неэффективными расходами федеральный центр тут недавно отказался софинансировать строительство спортивных сооружений дороже 500 млн рублей. И что мы теперь будем делать со своим проектом водного стадиона стоимостью более миллиарда? Мы же, рассчитывая на их софинансирование, свои областные деньги на проект небось уже потратили? Теперь снова тратить деньги на новый более дешевый проект или отказаться вообще от строительства?
Нет, эти вопросы губернатор на заседании правительства, где рассматривался бюджет, не задавал и вслух не размышлял. Что он, дурак, что ли, про плохое разговаривать под камеры? И даже когда губернатор прикрикнул на министра финансов Александра Ларионова, чтобы тот вместо того, чтобы «с ноги на ногу переступать» на трибуне, жестко напоминал про дефицит и про то, что «бюджета не хватает по всем направлениям», он вовсе не хотел, чтобы министр Ларионов прямо на трибуне обернулся каким-нибудь навальным.
Представляете, если бы Александр Степаныч начал вдруг говорить про то, что на госуправление идет слишком много бюджетных денег, и, значит, или чиновников у нас слишком много, или аппетиты у них акульи, а следовательно, надо или половину чиновников выгнать, или оставшихся заставить работать бесплатно, чтобы потом чиновничью высокую пенсию без стыда получать за тяготы и мытарства, что пришлось перенести на госслужбе? Да его б сразу госпитализировали на принудительное психлечение.
Губернатор хотел услышать от министра здесь и сейчас жесткое «нет» на все чужие мечты увеличить расходы на то и на другое. «Не надо перекладывать на какие-то согласительные комиссии ответ. Комиссия ничего не прибавит. Комиссия волшебник, что ли, у нас?» – учил своего министра губернатор.
Но Ларионов никогда не претендовал на публичность в политике. Максимум, что может, – это на рабочих совещаниях в областной думе приструнить депутатов назиданием о том, что все их мечты о расходах без источников финансирования серьезно воспринимать не в силах, потому что они для него всего лишь «хотелки». У Ларионова в докладах всегда всё скучно. «Вместе с полномочиями по организации дошкольного образования с местного на региональный уровень передается 10 процентов от налога на доходы физлиц. Одновременно на местный уровень с регионального переходит доля от аренды и продажи участков земли, расположенных в границах муниципального образования, госсобственность на которые не разграничена».
Ну, еще обещал министр муниципалитетам на формирование дорожных фондов «10 процентов акцизов на нефтепродукты по дифференцированным отчислениям, исходя из протяженности автомобильных дорог муниципалитетов». Это за рубежами нашей родины какие-нибудь министры финансов штатов и земель всегда держат в руке красный карандаш и рулят с его помощью высшими чиновниками. Наших региональных министров финансов легче представить с логарифмической линейкой в руке. Скажет им первое лицо копеечки найти даже в самом сложном бюджете – и найдут.
Соцработники погоды не сделают
В этот раз губернатор Радаев поставил перед министерством финансов задачу найти деньги на повышение зарплат соцработникам. Исправлял он этим своим решением недоработку президентской команды, которая готовила зарплатные указы и пропустила эту категорию бюджетников. В Саратовской области изыскали возможность добавить им тысячу рублей к окладу. С одной стороны, повышать зарплаты бюджетникам вроде как накладно. С другой стороны, повышения эти помогают прогнозировать рост доходов физических лиц и, соответственно, рост платежей по налогу на доходы физических лиц, связанному с фондом оплаты труда. Этот налог у нас будет самым главным в доходной части областного бюджета и составит почти 19 млрд рублей. (Не будем, правда, забывать, что на следующий год муниципалитетам снизили их часть от НДФЛ, перераспределив несколько процентов на региональный уровень.) Вклад налога на прибыль организаций скромнее почти на 2 млрд. Налогом на имущество юрлиц в областную казну возьмут около 8 млрд.
Итого три налога принесут в областную казну почти 44 млрд рублей. А все налоговые и неналоговые доходы областного бюджета прогнозируются на уровне 50,8 млрд рублей. Что сбросит с барского плеча федеральный центр, ещё точно не известно. Пока ориентируются на 13–14 млрд. Возможно, будет и меньше. Федеральный центр не устает напоминать, что будет сокращать трансферты и что помогать будут только экономным и успешным. А мы-то получаемся и неуспешными, и неэкономными. Так что нам надеяться можно только на то, что всё выйдет по пословице, в которой некоторые не по хорошу милы, а по милу хороши.
Но и нам никуда не деться от законов для всех, предписывающих регионам со следующего года взять на себя оплату классного руководства учителей, с 2015 года – финансирование оздоровительных компаний детей, находящихся в трудной ситуации, с 2016-го – оборудование рабочих мест для инвалидов. Не исключено, что число поддержанных бюджетом детей и инвалидов сократится. Потому что никто не знает, что у нас будет скоро считаться непервоочередными расходами. Как выяснилось на заседании правительства, в ходе работы над бюджетом 2014 года в числе прочих непервоочередных сократили на 30 процентов расходы на сельское хозяйство.
Особенно из-за сокращений бюджетной поддержки аграрному сектору расстроился управляющий саратовским филиалом Россельхозбанка Олег Коргунов. Он даже выступил на публичных слушаниях. Говорил красивые и правильные слова о том, что повышать зарплаты учителям, конечно, надо, но что они будут есть на завтрак, обед и ужин, если село не выровняется после трех лет засухи и года потопа? Но потом рассекретил свой личный интерес. «Я имею право кредитовать только финансово устойчивый агропромышленный комплекс. Субсидии и поддержка из госпрограмм являются одними из показателей финансового благополучия хозяйства», – сказал Олег Коргунов. И спросил, нельзя ли как-то прибавить сельскому хозяйству. Александр Ларионов ответил, что «решение не за министром финансов и не за зампредом, решение должно быть коллегиальным на площадке Саратовской областной думы». «Не я прибавляю и убавляю. Мое дело – свод тех решений, которые вырабатываются в правительстве. Вот мы их свели».
Ларионовская лепта в бюджете тоже будет
Саратовская область уже в ноябре начнет участвовать в пилотной программе использования остатков средств на едином счете федерального бюджета. До 5 млрд рублей можно будет «перехватывать» на срок до 30 дней под четверть ставки рефинансирвоания Центробанка. «Хотя и короткие деньги, но дешевые, – говорит министр Ларионов, уточняя, что бюджетные кредиты, работа по получению которых тоже не исключается, дороже. Там процент – половина ставки рефинансирования. (В настоящее время ставка рефинансирования составляет 8,25 %. – Прим. ред.) Доступ к единому счету федерального бюджета, может, и не сильно позволит сэкономить, но маневренности бюджету, безусловно, добавит, позволив покрывать временные разрывы между расходами и доходами.
А еще министр Ларионов надеется на новую структуру внутреннего финансового контроля. Говорит, что решено вернуться к системе КРУ. В этом случае, по словам Ларионова, не будет конфликта интересов у министра финансов, когда ему предписывается и организовывать бюджетный процесс, и контролировать его.
Если кто и верит в чудеса, то только Ландо!
Начальника общественной палаты области Александра Ландо категорически не устраивает налогооблагаемая база и, соответственно, сбор доходов в областной бюджет. Он сказал об этом на публичных слушаниях, которые предшествовали выносу бюджетов 2014, 2015, 2016 годов на заседание правительства, откуда бюджет уже отправился в Саратовскую областную думу. И его не устроили рассказы министра Пожарова о большой работе по оформлению земли, где силами радаевского правительства удвоена налогооблагаемая база. И пожаровское упоминание про борьбу с теневым оборотом его не впечатлило. И даже надежды на продукцию саратовского винно-водочного комбината, которую вдруг да предпочтут жители области чужому алкоголю, не успокоили.
На заседание правительства главный общественник Ландо пришел уже с собственными конструктивными предложениями по бюджетным резервам. Например, налоговая служба может проверить, платят ли налоги фирмы и фирмёшечки, расположенные на первых этажах строений по улице Кутякова. Ландо уверен, что на той улице наберется от силы 50 процентов законопослушных предпринимателей. В зону особого внимания налоговых органов, по мнению Ландо, должны попасть сейчас все риелторы, автомеханики и другие податели объявлений в газеты. «Налоговая служба и правоохранительные органы должны работать на опережение. А им нужны сигналы, – сетовал Ландо. – Обращаю внимание сенатора Исаева, что надо изменить как-то принципы их работы, чтобы «как потопаешь, так и полопаешь» стало. Этого у нас нет». А еще у губернатора нет полномочий спрашивать с налоговой службы. И общественник Ландо полагает, что ей надо устроить новую жизнь в условиях двойного подчинения.
А вот у директоров школ, которые разрываются, стремясь угодить и министерским чиновникам, и работникам районо, жизнь может стать и попривольнее, если в области услышат предложение Александра Соломоновича и сократят районные отделы народного образования. «Райздравы убрали, и не хуже работает медицина», – подбадривал он членов правительства. Были и другие предложения.
Самые едкие стрелы главный общественник метнул в работников прокуратуры. Он напомнил им слова президента Путина: «Контрольно-надзорная деятельность должна не порождать иллюзию кипучей работы, а на деле улучшать ситуацию», – и дальше сказал, что от того, что прокуратура написала сто тысяч предписаний городу Саратову, ничего не изменилось. А вот если бы прокуроры указали городской власти, где те резервы, которые она не собирает, они бы работали в согласии с установкой президента. Даже губернатор опешил от таких смелых заявлений. И сказал, что у прокуратуры работа такая – сто тысяч предписаний писать, а «мы в ответ обязаны смотреть, думать, искать».