Сергей Пригородов: Цель – войти в десятку лучших

Оценить
Акционеры саратовского авиапредприятия развивают авиационный бизнес

Со сменой собственника у ОАО «Саратовские авиалинии» начался новый этап жизни, который компания обозначила словами: «Мы меняемся к лучшему». И если 2012 год был годом финансового оздоровления и стабилизации, то 2013-й подготовил для авиапредприятия много перемен, совершенно не случайно совпавших по времени. О произошедших преобразованиях «Газете недели» рассказал заместитель генерального директора – начальник авиационно-технической базы ОАО «Саратовские авиалинии» Сергей Пригородов, который сейчас исполняет обязанности генерального директора.

– Сергей Иванович, новое название, новый логотип, а главное, новые самолеты и направления: почему вдруг произошло так много изменений за короткий период?

– Долгое время предприятие топталось на месте. Предыдущее руководство компании не стремилось к ее развитию, поскольку нужны были большие инвестиции. С годами сложился негативный имидж предприятия.

Серьезные перемены на предприятии начались лишь с приходом новых акционеров, которые решили развивать авиационный бизнес, значительно увеличивая объемы перевозок, расширяя и усиливая авиатехническую базу. Всё это для того, чтобы войти в число пятнадцати или даже десяти ведущих авиакомпаний России. Мы понимаем, задача амбициозная, саратовский аэропорт тупиковый в том смысле, что здесь не проходит транзит, пересадки пассажиров. Приближаться к поставленной цели мы начали за счет расширения географии полетов и увеличения числа чартерных программ. Привлекли сторонних авиа­перевозчиков: появились рейсы в Оренбург, Самару, Казань. Делается всё необходимое для поддержания хорошего технического состояния предприятия.

В конце прошлого года руководство компании стало поднимать вопрос о приобретении современной авиатехники. Обычно с момента принятия подобных решений до прихода новых самолетов проходит не меньше полутора лет. У нас события развивались стремительно. Уже в ноябре две машины «Embraer 195» начнут перевозки пассажиров. Наши акционеры не скрывают, что хотят довести парк этих самолетов до 8 единиц.

– Наверняка у непосвященных, но бдительных саратовцев возникнет недоверие к самолетам, произведенным в Бразилии. Почему предпочли их, а не наши «Sukhoi SuperJet 100»?

– Воздушные суда «Sukhoi SuperJet 100» не оправдали надежд, которые на них возлагались. Опыт «Аэрофлота» показал: они пока требуют много доработок.»Boeing» и «Airbus» – магистральные самолеты, а в сегменте производства региональных самолетов известны два больших предприятия: канадское «Bombardier» и бразильское «Embraer». Заметьте, в Канаде, где присутствует свое национальное авиастроительное производство, крупнейшая авиакомпания «AirCanada» все-таки использует по большей части самолеты «Embraer», потому что они надежны и признаны во всем мире. Бразилия – крупнейший поставщик авиатехники, на сегодняшний день «Embraer» выпустил более 1000 самолетов семейства «E-Jet», серийное производство которых началось в 2002 году.

– В России уже есть такие самолеты?

– Региональные компании используют всего несколько типов самолетов: «АТR-42», «АТR-72», производящиеся в Европе, и канадские «Bombardier». Мы первые в России осваиваем «Embraer».

«Embraer 195», в отличие от «Як-42», не требует технического обслуживания в промежуточных портах. Бразильским самолетом управляют два пилота, там нет бортинженера, как в «Як-42». Существенно меньше расход топлива. В целом самолёт более экономичный. Это позволит хотя и не снизить, но и не повышать, как прогнозировали многие «злопыхатели», цены на билеты, предоставляя пассажирам за ту же сумму больший комфорт и более высокую скорость полёта.

– Какая ведется подготовка к принятию самолетов?

– Приходится сталкиваться с дилетантскими рассуждениями о том, что пилоты сразу садятся на новые самолеты. Слышать или читать это просто смешно. Никогда неподготовленного ни пилота, ни технического специалиста никто не допустит ни к какому самолету. Мы выполняем требования авиационных властей, сертификационные требования. Сейчас наши пилоты во главе с генеральным директором Константином Владимировичем Соколовым проходят серьезную двухмесячную подготовку, теоретическую и тренажерную, во Франции, в «Ле Бурже». Лётчики должны будут пройти аэродромные тренировки, пилотировать самолёт под наблюдением инструктора, прежде чем начать управлять самолетом самостоятельно. Бразильские специалисты проводили в Саратове занятия для технического персонала авиакомпании, и шесть наших специалистов обучались в Бразилии, посещали завод.

Тем не менее на первых порах поддержание лётной годности воздушных судов будет осуществлять специализированная компания, имеющая большой опыт работы с «иномарками», подтверждённый специальными сертификатами и допусками. Приедут и бразильские инженеры. Но мы планируем развивать нашу авиационно-техническую базу, строить ангарный комплекс, чтобы осуществлять все виды техобслуживания для «Embraer 195» самостоятельно. Помещения для размещения технических служб уже отремонтированы и оснащены, закуплены инструменты, необходимые для бесперебойной эксплуатации воздушных судов, оборудование, запчасти и расходные материалы поступят в ближайшее время.

– У вас произошло очень заметное внешнее изменение. Самолеты меняют свой привычный цвет на желтый. Почему?

– Мы меняем не просто цвет. Компания, преображаясь сама, полностью меняет свой фирменный стиль. Теперь ее основные цвета – синий, оранжевый, желтый. Новая символика и цвета в разных сочетаниях будут использоваться абсолютно во всем, что касается нашего авиапредприятия, от техники до бейджей, авиабилетов, бланков для писем, сувенирной продукции, упаковки для питания и так далее. Для кого-то новый цвет самолетов связан с происхождением названия нашего города – «желтой горой». Кому-то желтый самолёт напоминает симпатичную птичку иволгу. А для кого-то это цвет солнца, а значит, позитив и жизненная энергия. Надеемся, цвет придется по душе нашим пассажирам. Самолеты «Саратовских авиалиний» будут видеть издалека.

А поскольку мы расширяем число зарубежных направлений, в логотипе теперь используется написание латиницей: «Saratov Airlines».

– Приобретение самолетов приведет к появлению новых направлений у «Saratov Airlines»?

– Дальность полетов бразильских машин существенно больше, чем у «Як-42», – 4167 км. Их более современные экономичные двигатели дают новые возможности. Уже разработано расписание полетов на следующий год. Совсем скоро вы узнаете и эти подробности. В текущем же году, в августе, у нас уже появился еженедельный рейс в Прагу, который теперь выполняется на регулярной основе. А с 22 ноября открывается новое направление, чартерный рейс Саратов – Дубай – Саратов.

– Когда будет завершена реконструкция аэровокзала?

– Согласно разработанному в компании плану начало эксплуатации новых самолетов совпадет по времени с открытием обновлённого аэровокзала. Меняя имидж, компания «Саратовские авиалинии» в первую очередь старается быть внимательной к пассажирам. Старая планировка аэровокзала не соответствовала требованиям транспортной и авиационной бе­зопасности, не позволяла осуществлять обслуживание пассажиров в соответствии с требуемыми технологиями, поэтому здание аэровокзала было незадействованным. Преобразования давно напрашивались. К началу ноября планируется завершить работы по перепланировке и отделке внутренних помещений, обустройству прилегающей территории. Автобус, доставляющий пассажиров на борт, будет подъезжать прямо к аэровокзалу.

Обновляется не только техника и помещения, но и персонал компании. В результате жесткого конкурса мы набрали штат бортпроводников, среди которых несколько юношей. Молодые, энергичные, приветливые, обходительные стюарды и стюардессы, представляющие лицо современной компании, в новой красивой форме будут встречать пассажиров у трапа и, надеемся, каждый раз оставлять у них приятное впечатление о рейсе.

Саратовские авиалинии