«Пшик – и больше ничего»
Переговорная площадка, проводимая в рамках регионального гражданского форума, называлась весьма пафосно – «Власть и общество: вопросы взаимодействия в условиях открытого управления». Организаторами мероприятия выступили общественная палата губернии, ассоциация «Совет муниципальных образований Саратовской области» и вуз, в стенах которого как раз готовят будущих управленцев.
Список приглашенных был весьма разнообразен, но заинтересованных в диалоге чиновничества с народом оказалось не так уже и много. За круглым столом собрались представители общественности и научного сообщества. Чиновники в основной своей массе встречу проигнорировали.
В итоге переговорная площадка свелась к упрекам и «пустой говорильне», как выразился один из выступающих. Общественники сетовали на закрытость чиновников, на их нежелание меняться в лучшую сторону. И настоятельно предлагали введение общественного контроля над эффективностью деятельности органов власти. Научное сообщество тоже выказывало недовольство степенью открытости чиновников в стране в целом и в нашем регионе в частности. Однако перспективы контроля этого дела со стороны общественников ее не радовали.
Того, что думает по этому поводу власть, понять не удалось. Министр по делам территориальных образований области Людмила Жуковская произнесла дежурные слова о необходимости изменений в лучшую сторону и покинула мероприятие.
Кто? Зачем? Почем?
Переговорная площадка проходила в помещении с громким названием «Конгресс-Холл». Обстановка была приятной, нарядной и функциональной. Оливковые стены и занавески, красивый круглый стол насыщенного шоколадного цвета, бежевый ковролин, флаги страны, региона и института, четыре плазменных экрана по периметру помещения и видеокамеры на потолке. Уюта добавляли кадки с цветами. На одной из стен висел портрет Столыпина. Размера весьма внушительного. На противоположной располагалась фотография Путина, поменьше.
Постепенно слушателями заполнялась галерка. Основной контингент – студенты кафедры государственного и муниципального управления, снятые с лекций. «Ребят, что происходит? Что мы тут делаем?» – вопрошали вновь прибывшие. Когда свободных стульев не осталось, к студентам подошел преподаватель. Сообщив, что необходимо освободить места для прессы, он разрешил уйти домой пятерым. Молодежь поняла наставления по-своему и решительно направилась в сторону двери. «Пятеро должны остаться», – передавали студенты радостную новость друг другу. Те, кто сбежать не успел, очень расстроились, резюмировав: «Так нечестно!» Таким образом, тему открытости власти перед народом пропустили не только действующие чиновники, но и будущие.
На правах хозяина собравшихся принимал заместитель директора института Олег Фомин. Он сообщил, что ректор Дмитрий Аяцков уехал в Дагестан на конгресс народов России. Туда же отправился еще один участник переговорной площадки – председатель комитета общественных связей и национальной политики Борис Шинчук. «Председатель общественной палаты области Александр Ландо и глава администрации Саратова Алексей Прокопенко срочно уехали на открытие центра реабилитации. Но они обещали подойти. Остальные, скорее всего, просто опаздывают, так что ждем», – благодушно пояснил наличие свободных кресел модератор площадки – председатель комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению общественной палаты Алексей Степанов.
По мере того как напряжение в зале нарастало, упреки в сторону власти звучали всё громче, изменилось и настроение модератора. Под конец Степанов решил назвать фамилии тех власть имущих, кто манкировал приглашением или отреагировал на него странно: «Полностью нас проигнорировали первый заместитель министра информации и печати Светлана Бакал и депутат областной думы Владимир Писарюк. От главы администрации Саратова было звонков девять с вопросами: «Кто будет?», «Зачем?», «Почем?»
«Дружище, ты не выполняешь регламент»
Жуковская начала свое выступление так: «Президент объявил открытость одним из критериев оценки органов власти». И стала приводить примеры правильной и неправильной работы чиновников. У правительства области есть свой сайт, хороший, информативный. А вот у муниципалитетов с этим беда. Много вопросов как по доступу к глобальной паутине, так и по работе внутри нее. Еще очень актуальны для власти живые встречи с народом.
Вот губернатор, по словам Жуковской, старается, ездит по районам, с жителями общается. И эти жители жалуются Валерию Радаеву на местное руководство. На его закрытость и безучастность. «Люди не получают информацию от органов власти, и это порождает огромное количество вопросов, домыслов, непонимания и дает определенную оценку органам местного самоуправления», – отметила Жуковская. И привела в пример свежий случай: «В Федоровском районе на встрече с жителями председатель совета ветеранов сообщил губернатору, что глава района не прислушивается к общественникам и народу».
Чтобы исправить ситуацию, в правительстве области задумали провести конкурс на самое открытое муниципальное образование. «Ведь слышать мнение людей, которые видят проблемы изнутри и понимают необходимый результат, будет большим плюсом для власти», – резюмировала чиновница. После чего «ответственная за государев орган и за МСУ» Жуковская отправилась «на самый край Саратовской области». Чем очень обидела общественников.
О том, как работает хваленый сайт регионального правительства, рассказал заместитель заведующего кафедрой прикладной информатики и информационных технологий в управлении ПИУ Игорь Волошин. «Внешний вид официального ресурса стал более приветливым», – подвел он итоги экспресс-анализа правительственного портала. Что касается недостатков ресурса, то докладчик отметил: порой отсутствует актуальная информация и присутствует неактуальная. «Когда в области изменились тарифы на коммунальные услуги, несколько месяцев этой информации не было нигде. Зато на сайте до сих пор зачем-то висит расписание движения поездов на 2009–2010 годы», – привел примеры Волошин. Не оценил он и версию сайта для слабовидящих: «Я бы сказал, что она для суперзрячих. В высоту кегль не больше восьми пунктов. А при масштабировании буквы начинают залазить одна на другую». Вывод докладчик сделал такой: страницы необходимо привести к единообразию, для этого сайту нужен «единый ответственный».
Модератор удивился столь лояльной оценке портала и поделился своим мнением. Он искал информацию к заседанию правительства, успехом его поиски не увенчались. «Я позвонил заместителю министра, тот обратился к своему специалисту, и через полчаса мне указали путь. То есть информация есть, но ее не найдешь», – возмутился Степанов. И добавил еще дегтя: «На сайте есть ссылка «Национальные проекты». Звучит громко. Только руководит ими, оказывается, губернатор по фамилии Ипатов. А исполняют их министры, которых давно в правительстве нет».
За сайт заступился первый заместитель председателя областного комитета по информатизации Артем Зубков. Он отметил, что для централизации сайта необходимы ресурсы человеческие и финансовые. Однако проблема труднодоступных или устарелых сведений заключается, по словам Зубкова, не в отсутствии единого ответственного за сайт, а в работе конкретных специалистов.
«Борьба с устарелой информацией решается просто – введением регламента губернатора. Если на сайте висят некорректные сведения, он вызывает министра и говорит: «Дружище, ты не выполняешь регламент». И делает выводы», – поделился опытом ректор СГТУ Игорь Плеве.
Власть – как Васька, который слушает да ест
Звучали на мероприятии и цифры. Степанов привел в пример исследование ВЦИОМ, проведенное в апреле. Респондентам предложили оценить работу правительства страны. Итог такой: 42 % затруднились назвать достижения кабинета министров, еще столько же заявили, что достижений не было вовсе. Декан факультета социально-политического менеджмента СГСЭУ Светлана Седова поведала о региональных замерах общественного мнения. «В этом году проведено исследование на выявление потребностей в открытости и доступности информации со стороны населения. Выяснилось, что о деятельности правительства жители имеют самое негативное представление, однако заинтересованность в информации, какого рода задачи стоят перед властью и как она их решает, есть у 80 процентов опрошенных», – заметила Седова.
Толерантное и миролюбивое настроение члена общественной палаты Дмитрия Чернышевского, с которым он, по его признанию, пришел на мероприятие, быстро улетучилось. Очень огорчило его отсутствие верхов за столом. «Открытость власти нужна в первую очередь самой власти. Но наше государство не очень заинтересовано в гражданах, они для него, скорее, в качестве общественной нагрузки выступают», – раздраженно бросил Чернышевский. И принялся говорить про «трубу» и «углероды», за счет которых кормятся разного калибра руководители. «Иногда доходит до маразма – в высокие кресла садятся люди, способные только поддакивать вышестоящему начальству. Власти нужно общаться с патриотами, с теми, кто хочет процветания территории, а власть показывает, что она в этом не заинтересована», – подытожил выступающий.
«О какой открытости власти может идти речь?! Я вижу среди собравшихся только общество, власти не вижу. Даже у министра по делам территориальных образований нашлись дела поважнее, и она покинула нас», – продолжил наступление на верхи еще один член палаты Владимир Незнамов. Он отметил, что побывал во многих муниципальных образованиях и сделал выводы: «Лодку раскачивают не оппозиция и не националисты, как принято сейчас говорить, а власть на местах, которая в своих интересах работает. Во время общения с народом постоянно выясняется, что чиновники его мнение игнорируют. Мы проводим форумы, слушаем замечательные слова, а изменений нет, власть живет по принципу: Васька слушает да ест».
Незнамов вспомнил былые времена, когда информация в прессе про деятельность того или иного чиновника была руководством к действию для компетентных органов. «Сейчас никто ни на что не реагирует. Всё это приводит к развитию латентной коррупции в районах. О шикарных особняках и дорогих машинах, на которых ездят чиновники, знают все. Но никто не проверяет, откуда они взялись», – сетовал выступающий. Решить проблему, по мнению Незнамова, можно только введением жесткого общественного контроля – выявлять зарвавшихся чиновников и выносить им предостережение либо вотум недоверия. Иначе подобные переговорные площадки будут исполнять роль ток-шоу, на которых говорить и выпускать пар можно сколько угодно, а вот изменений ждать не стоит. «Это же как в передаче «Пусть говорят», пшик – и больше ничего», – резюмировал Незнамов.
Иначе будет хуже, чем в Пугачеве
С большим воодушевлением собравшиеся говорили о необходимости выработки инструмента влияния общественников на власть. Кстати, недавно эту же тему затронул и руководитель страны Владимир Путин. Он одобрил законопроект «Об основах общественного контроля», разработанный советом по правам человека при президенте и Общественной палатой РФ. Документ этот наделяет правозащитников и инициативные группы граждан правом контролировать эффективность деятельности госорганов, обязывает чиновников отчитываться перед общественностью и дает возможность проводить обязательную общественную экспертизу значимых документов.
На активность членов общественной палаты отреагировал Плеве, сообщив, что она вызывает у него беспокойство. «Какой тотальный контроль общественников за чиновниками? Это смешно! Каждый должен заниматься своим делом. Законы должны исполняться, вот и всё», – высказался ректор. И напомнил, что внедрение тотального контроля страна уже проходила. Было это в 1918 году и привело к анархии. Что же касается вопроса открытости власти, то, по словам Плеве, проблема заключается в том, что существует эта открытость лишь на бумаге, на деле же ее нет.
О том, что диалог власти с народом с каждым годом сходит на нет, говорил председатель Ассоциации самоуправляемых территорий Саратова Александр Джашитов. Власть давно не пользуется потенциалом комитетов территориального общественного самоуправления (КТОС). «Если раньше губернаторы Белых и Аяцков не только знали, что это за комитеты, но и взаимодействовали с ними, то губернаторы Ипатов и Радаев даже не различают КТОС и ТСЖ. Не обращает внимания на органы общественного самоуправления и глава города Грищенко. Не стремились к этому ни Тульский, ни Романов, ни Сомов», – горячился Джашитов.
Общественники еще долго наседали на власть, вспоминали ее заигрывания с народом и наплевательское к нему отношение и предрекали в скором времени социальные взрывы «похлеще, чем в Пугачеве». В итоге вопрос, который обсуждали на протяжении почти двух часов, услышит ли власть недовольство и захочет ли открыться гражданам, так и остался без ответа.