Как кредитор кредитору

Оценить
Плевать хотела налоговая служба и на задолженность, и на субъектов экономической деятельности

Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета на 2014 год запланированы в размере 50 млрд рублей. Если в нынешнем году мы соберем всего 46, то фактически это означает, что региональный бюджет растет на величину инфляции. То есть никаких прорывов правительство Радаева, которое пришло на смену правительству Ипатова, региону не обеспечило. Одним из слабых звеньев можно назвать работу налоговых органов области.

Заместитель руководителя управления налоговой службы по Саратовской области Ирина Антонова выступала на заседании правительства области с отчетом и прогнозами собираемости областного бюджета. Говорила в том числе и о работе по банкротным делам. Непозволительно бегло. Сказала, что там более 900 миллионов рублей задолженности. Прогноза по возврату от нее не было. То есть фактически можно считать, что почти миллиард в бюджет позволит недодать налоговая служба.

Несколько дней назад меня внесли в список кредиторов учхоза «Красная звезда», которую налоговая инспекция банкротит с 2006 года, пытаясь взять с несуществующего предприятия 20 миллионов рублей недоимки. Я купила себе немножко задолженности в частности и для того, чтобы изнутри, как полноправный участник банкротного дела, посмотреть на совершенно уникальную позицию уполномоченного органа – налоговой службы. Можете себе представить, что ей абсолютно наплевать и на эту задолженность, и на потенциальных субъектов экономической деятельности, желающих работать на полях вблизи Аткарска.

Весной нынешнего года представителя налоговых органов совершенно не заинтересовало предложение поучаствовать в мировом соглашении и получить на свой бюджетный счет 20 миллионов рублей. Это позволило бы окрестным сельхозпроизводителям наладить на полях бывшего учхоза сельхозработы. Давать работу и заработок механизаторам, отчитываться за посевы, платить налоги за пользование землей. Если бы, конечно, они ее оформили. Потому что территориальное управление Росимущества всячески препятствовало не один год тому, чтобы земля официально перешла в руки земледельцам.

Зато юридический отдел этого госоргана легко оформил ее в пользование предприятию-банкроту, а точнее, конкурсному управляющему. Тот, ошалев, наверное, от своего успеха, засеял землю «Красной звезды» в нынешнем году подсолнечником и присвоил себе собранный урожай вместе с урожаем озимой ржи и пшеницы, которые выросли на тех же полях совершенно без его участия. Никто не беспокоил арбитражного управленца. Никому не было до него дела. Я даже не уверена, отражались ли все эти посевы на тысячах гектарах в статистической отчетности района. Но если на них закрыли глаза, то все, надеюсь, понимают, что это можно сделать только за маленькую мзду в нужные руки?

Прошлогодний урожай в отчетности управляющего частично отражен. На 30 процентов от общей массы подсолнечника, собранного с 2700 га, договаривались с тогдашним министром сельского хозяйства Иваном Бабошкиным и заместителем председателя саратовского правительства Александром Соловьевым. Но если ты выступаешь от имени государства, как это делает конкурсный «Красной звезды», что тебе договоренности? Наплевав на них несколько раз (потому что убрал урожай как минимум с половины площади), арбитражный управляющий скромно так написал в своем отзыве на жалобу, что на полях «были обнаружены» засеянными 600 гектаров. И что урожайность на тех полях составила не 12 центнеров с гектара, как сообщает районная служба статистики, а всего 4–5. Так написано в актах приема выполненных работ, которые ему подписали якобы убиравшие эти поля главы крестьянских хозяйств. С тем, что некоторые подписи на этих актах подделаны и договоры написаны задним числом, будут разбираться правоохранительные органы.

А вот кто будет разбираться с позицией отдела банкротств управления налоговой службы по Саратовской области? Ну ладно, допустим, они не знают, что при урожайности подсолнечника в 4 центнера с гектара хороший хозяин не выпустит в поле комбайн и не будет тратить на такой никчемный урожай дорогущую горючку. Но вот на минувшей неделе в арбитражном суде Саратовской области было объявлено, что предприятие «Красная звезда» наконец-то выставлено на торги. И что его продажной ценой налоговая инспекция, как главный кредитор, утвердила пять миллионов рублей. За 8 тысяч гектаров земли и все действующие помещения, типа зерноскладов и баз.

Налоговая инспекция в полном единодушии с конкурсным управляющим не только продает сельхозкомплекс за бесценок, она еще не соглашается продавать имущество «Красной звезды» единым сельхозкомплексом. У арбитражного управляющего могут быть какие угодно резоны поступать именно так. Но у налоговой-то инспекции, казалось бы, должно быть понимание, что на сформированном сельхозкомплексе для дальнейших сельхозработ не придется особо ничего налаживать и что придет сюда целевой покупатель, и гораздо быстрее пойдет отдача от полей? Ан нет. Налоговый орган это совершенно не волнует.

Да много чего не волнует налоговую службу. Вот лежат передо мной официальные бумаги, подписанные в Москве председателем оргкомитета премии «Экономическая опора России» депутатом Госдумы четырех созывов Александром Тягуновым. И в них – приглашение для аткарского директора сельхозпредприятия Александра Маслова 17 октября прибыть в «Президент-Отель», чтобы получить престижное звание «Образцовое предприятие» для своего ООО «Тургеневский» за хорошие официальные экономические показатели. Устарела информация об экономических успехах, так что даже не знаешь, плакать или смеяться. Директор Маслов махнул рукой и никуда на минувшей неделе не поехал. Потому что чего уж ехать? По воле арбитражного управляющего Романа Переплетова и налоговой инспекции Саратовской области он уже год не имеет возможности вывести технику в поле. Потому что год назад захотел этот смелый человек восстал против мздоимства и попросил делать всё по закону. Теперь вот спрашивает меня: «Может, не прав был? Может, надо было соглашаться платить в черную?»

Наказали заслуженного человека не только отлучением от поля. В настоящий момент у ООО «Тургеневский» арестованы даже комбайны. Арбитражный управляющий при поддержке налоговой службы куражится, обещая их распродать и вырученные деньги отдать налоговой инспекции. Что распродать может – верю. Что отдаст деньги в бюджет – не поверю никогда. За снятый урожай двух лет стоимостью под 20 миллионов рублей в конкурсную массу (для возврата кредиторам) ввел этот гений банкротной работы около двух миллионов рублей.

Я еще расскажу вам, чем закончилась именно эта история. Но сейчас меня интересует, сколько похожих банкротных дел запрятаны в тех, что официально «стоят» почти миллиард рублей. И на сколько миллионов из этого потенциального миллиарда стали богаче отдельные работники налоговых служб?

Не хочу мазать никого черной краской. Но, может быть, заместитель начальника управления налоговой службы по Саратовской области Ирина Антонова проверит поступивший от меня, теперь кредитора ГУП УОХ «Красная звезда», сигнал о сращивании позиций налоговой службы с конкурсным управляющим? Люди живут в поселке Тургенево. Больше тысячи человек. И они хотят обрабатывать землю. И не хотят уезжать из своего родного села, как уже уезжают из соседнего Елизаветино, потому что там в результате банкротства всё уже сломано и разграблено. И работать крестьянскому люду негде.