«Последний рассвет»

Оценить
На одной из встреч с саратовскими читателями писательнице Александре Марининой был задан прямой вопрос: не смущает ли ее то обстоятельство, что произвольное разделение одного романа на три якобы отдельных тома – дань коммерции, а не творчеству.

На одной из встреч с саратовскими читателями писательнице Александре Марининой был задан прямой вопрос: не смущает ли ее то обстоятельство, что произвольное разделение одного романа на три якобы отдельных тома – дань коммерции, а не творчеству. Маринина признала, что смущает. И вот исправилась: ее новый роман «Последний рассвет» (М., «Эксмо», 2013) уместился в один том. Сменился и слоган на обложке: еще совсем недавно это было словосочетание «Другая Маринина» – и вот, после пары ироничных рецензий последовал апгрейд слогана. Теперь он выглядит так: «Маринина. Больше чем детектив».

Итак, у богатого бизнесмена Игоря Панкрашина, «холеного и весьма привлекательного мужчины пятидесяти семи лет от роду», была жена Евгения, «простая и сердечная баба, мать, хозяйка», которая «книг почти совсем не читала» и все силы отдавала детям – двум родным и двум приемным. Кроме того, она так отчаянно держалась за компанию подруг из прежней, советской, малоденежной жизни, что боялась смутить их видом собственного благополучия, а потому старалась и выглядеть, и вести себя максимально демократично. Это не означало, конечно, что пятидесятипятилетняя Женечка ездила по Москве на метро, одевалась и обувалась в секонд-хенде, отоваривалась в дешевых оптовках и паслась возле уличных лотков «Тысяча мелочей по 10 рублей». Однако она мужественно избегала гламурных бутиков и продвинутых спа-салонов, выбирала платья немаркой похоронной расцветки, делала себе маникюр сама, стриглась у обычных парикмахеров, не пользовалась косметикой и остерегалась явных ювелирных изысков. Но однажды, в канун помпезного юбилея приятеля мужа, эта святая женщина совершила роковую оплошность. Она одолжила на пару дней по-настоящему редкое украшение – колье с драгоценными камнями... И в тот же день ее зарезали в подъезде.

Чтобы оправдать новый слоган, Маринина уводит сюжет далеко на периферию и сообщает читателю много интересной информации, касающейся производства украшений. Однако читатель покупает все-таки детектив, а если кому-то захочется узнать побольше про золото и бриллианты, существует немало научно-популярной литературы. Как видно, автор ее хорошенько изучила. И потом уже не могла бросить на полпути кропотливо собранный материал – пусть даже и во вред основному сюжету.