«Единственно из чистого желания быть полезным городу»
Есть в Одессе Маразлиевская улица. Она названа в честь Григория Маразли. Во внушительном списке добрых дел общественного деятеля, городского головы, известного меценатством и благотворительностью, значится также и водопровод, который был открыт в Одессе на его деньги. Вспомнился мне Маразли потому, что в Саратове устройство первого водопровода – тоже заслуга одного человека. Звали этого человека Василий Гришин.
«...Вода принимала невозможный вид буро-желтого цвета, с навозным запахом, и этот аромат не только не исчезал после кипячения, а становился еще более острым». Так коренной саратовец и деятель местного самоуправления
И. Я. Славин описывает Волгу во время ледохода. Однако в 1830-е гг. большинство населения сорокатысячного Саратова использовало для питья и бытовых нужд волжскую воду. Её приходилось либо носить с реки самим, либо пользоваться услугами водовозов. Стоимость доставки воды зависела от расстояния.
Идея устройства в Саратове водопровода витала в воздухе уже с конца XVIII века. В 20–30-е годы XIX века было разработано несколько проектов водоснабжения города. Однако из-за их дороговизны и неуступчивости владельцев земли, на которой были источники воды, эти проекты так и не претворили в жизнь. Медливших отцов города опередил частный пристав Василий Васильевич Гришин, который взял да и построил в Саратове водопровод. Причем сделал он это на свои личные сбережения.
О Гришине известно, что он появился на свет в Саратове в 1803 году. В юности, решив пойти по стопам отца, старшего землемера Саратовской межевой конторы, поступил учеником в эту контору. Здесь-то Гришин и приобрел знания по математике, топографии, навыки строительного искусства. Однако по слабости здоровья ему пришлось перейти в Саратовскую контору иностранных поселенцев, а затем в провиантскую комиссию. В начале тридцатых годов Василий Васильевич служил в городской полиции. Саратов тогда делился на несколько частей, во главе которых стояли особые чиновники из аппарата полиции – частные приставы. Они находились на страже порядка на территории своего участка: наблюдали за торговлей, трактирами, гостиницами, за состоянием дорог, мостов, за проживающими иностранцами и иногородними и т. д. За 12 лет службы в полиции Гришин был приставом в разных частях города, а потом исполнял должность младшего полицмейстера. В 1849 году он ушел в отставку.
Этого странного человека не оставляла мысль устроить в Саратове водопровод, и «не по видам тщеславия или своекорыстия, а единственно из чистого желания быть полезным городу». С весны 1844 года Гришин стал прокладывать деревянные трубы от бивших у подошвы Лысой горы родников к Митрофаньевской площади (в настоящее время площадь в районе кинотеатра «Победа»). Далее трубы продолжили до Соборной площади, откуда вода самотеком должна была из бассейна поливать Александровский бульвар («Липки»). К декабрю работы были закончены. На Митрофаньевской и Соборной площадях установили бассейны. Самоучке-инженеру и его жене пришлось изрядно попереживать за успех своего предприятия. По семейной легенде супруга (она была нездорова и не смогла присутствовать на открытии водопровода), узнав, что вода в фонтане забила, упала в обморок и вскоре скончалась.
«Гришинский» водопровод по подземным трубам доставлял от 15 до 25 тысяч ведер в сутки в деревянный бассейн. Стоимость его вместе с лесными материалами составила 3098 рублей 59 копеек. Городу водопровод обошелся бесплатно. И только спустя какое-то время купцы, мещане и чиновники компенсировали расходы Гришина, собрав для него сумму, затраченную на строительство. В память о важном событии в жизни саратовцев, произошедшем в декабре 1844 года, для Василия Васильевича была изготовлена оригинальная каменная печать. Она изображала трех женщин: две из них с коромыслами на плечах, а третья черпала воду из бассейна. Внук Гришина А. И. Жеребцов передал её в музей Саратовской ученой архивной комиссии. На этом след печати обрывается...
Василий Васильевич умер в начале 50-х годов XIX века почти всеми забытый. Устроитель первого саратовского водопровода был похоронен в Саратове на кладбище у церкви Красного Креста (ныне территория неподалеку от ГТРК). Но на этом цепь несправедливостей не закончилась. Впоследствии заслугу Гришина приписали губернатору А. Д. Игнатьеву и городскому голове Л. С. Масленникову да к тому же перенесли во времени – годом появления первого водопровода стали называть 1856-й.
Наталия Самохвалова, Государственный архив Саратовской области