Пока здесь чистое поле

Оценить
Повторное исследование неперспективной территории позволило обнаружить немалые запасы нефти

В Саратовской области открыто нефтяное месторождение – крупное в масштабах региона и самое крупное среди недавно открытых по России. Как пояснили «Газете недели» в областном минпроме, месторождение Клинцовское было названо министром природных ресурсов и экологии РФ Сергеем Донским в числе восьми крупных открытий года. Хотя по величине извлекаемых запасов, по данным минпрома, его можно отнести к средним.

Открыло Клинцовское месторождение ООО «Нефтяная компания «ГеоПромНефть». Оно же продолжает его разведку в соответствии с лицензией на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья в пределах Пугачёвского-1 – участка недр, который компания получила на условиях аукциона в 2006 году. Именно с этого момента и началось детальное изучение данной территории. До этого открытых залежей нефти и газа здесь не было. Хотя скважины активно бурили в 60-х – 70-х годах.

Чистый лист с высокой стоимостью

«Месторождение нефтяное, площадь территории более 340 кв. км, находится участок в пределах двух районов – Пугачёвского и Краснопартизанского. Большая его часть – в Краснопартизанском районе, хотя самый близкий населённый пункт, от имени которого и берёт название месторождение, село Клинцовка, относится к Пугачёвскому району», – без лишних предисловий начал рассказывать главный геолог ООО «НК «ГеоПромНефть» Владимир Климашин.

Изучение огромного арсенала геологической информации по обширной территории Саратовской области началось сразу после создания предприятия в 2004 году. Тогда у компании ещё не было никаких активов, и геологи занимались сбором и изучением информации по саратовскому левобережью, полученной 30–50 лет назад.

«Мы детально пересматривали и изучали всю полученную ранее информацию. В частности, на территории нынешнего Клинцовского месторождения работы велись ещё в 50-х годах прошлого века, – говорит Климашин. – Здесь долго работала Пугачёвская № 3 нефтеразведка. Также долгое время поисковыми работами занималось предприятие «Нижневолжскгеология», открывшее вблизи от рассматриваемого месторождения Южно-Первомайское, Перелюбское и Западно-Вишневское месторождения. Но все исследования были остановлены в своё время из-за выводов о бесперспективности территории. Эта территория Пугачёвского свода была отнесена в 1970-е годы к низкоперспективным, решили, что искать тут нечего, и работы свернули».

Из-за этих выводов, сделанных полвека назад, долгие годы никто на эту территорию не претендовал. И только в 21 веке, когда недропользователи обзавелись высокотехнологичным оборудованием, интерес к участку снова проснулся.

В 2006 году Управление по недропользованию по Саратовской области (Саратовнедра) объявило аукцион на право вести геологоразведочные работы на данном лицензионном участке, и желающих его получить оказалось довольно много. Просто к выводам о вероятной перспективности территории одновременно пришли сразу несколько организаций. «Фактически на аукцион была выставлена территория, на которой не было ни открытий, ни признанных перспективными земель, – рассказывает Владимир Климашин. – То есть «чистый лист» с довольно высокой стоимостью. Аукцион тогда выиграли мы, и с 2006 года, согласно лицензии на поиск и разведку сроком на 25 лет, ведём здесь геологоразведочные работы на условиях предпринимательского риска. То есть вероятность того, что все наши затраты могут и не оправдаться, была очень велика».

Ещё сколько-то нефти есть...

Новейшие сейсмические работы, которые выполняли сразу несколько организаций, обобщение и анализ полученных ими данных показали, что все предыдущие исследования и выводы по территории были ошибочными. Хотя скважин, как говорит мой собеседник, в своё время было пробурено множество, они все каким-то чудом оказались за пределами перспективных горизонтов. «Нам пришлось сделать новую тектоническую модель этой территории, после чего смогли определить реальную структуру недр, – рассказывает Климашин. – Мы пробурили скважину № 4 «Клинцовская», а также расконсервировали целый ряд старых скважин на этой же территории, что позволило понять геологическое строение территории до глубины 2300–2400 метров».

Как поясняет Владимир Петрович, в декабре 2010 года в открытом стволе ГеоПромНефть получила приток 396 кубов нефти в сутки. А в конце 2012-го – начале 2013 года в этой же скважине – первооткрывательнице № 4 Клинцовской – и в старой, выведенной из ликвидации № 2 Клинцовской, компания получила промышленную нефть уже в колонне. Новые результаты позволили ООО «НК «ГеоПромНефть» в этом году защитить Клинцовское месторождение уже на государственной комиссии. Определёно, что объём геологических запасов нефти составляет 34,3 млн тонн, объём извлекаемых запасов – 12 млн тонн. К слову, предыдущая оценка территории, сделанная ещё в советское время, показала, что объём прогнозных ресурсов составлял всего 5 млн тонн условного топлива, из них 2 млн тонн нефти.

Пока, как признаются сотрудники компании, месторождение ещё не до конца изучено. Сейчас в работе только две скважины, а площадь месторождения огромная. На территории Клинцовского месторождения сейчас ведутся и доразведка, и доиспытания скважин. По словам специалистов, это позволяет предполагать, что в течение ближайших двух-трех лет объёмы обнаруженной нефти будут донарощены. «То есть мы уже видим, что в других пластах, недоизученных, есть ещё сколько-то нефти», – говорят в компании.

Посильный вклад в долгую перспективу

В перспективе, когда от поисково-разведочной части работ ГеоПромНефть будет переходить к эксплуатационной, на территории Пугачёвского и Краснопартизанского районов будут зарегистрированы обособленные подразделения, построены вахтовые посёлки и необходимая инфраструктура. «Будут созданы рабочие места прежде всего для тех людей, что живут в окрестных поселениях. Налоги с доходов физических лиц – наших сотрудников в подразделениях и регулярные платежи за пользование недрами будут поступать в местный бюджет. Таким образом, мы внесём свой вклад в развитие этих районов», – рассказывает заместитель гендиректора нефтяной компании Инна Мужарова. Так что у Краснопартизанского и Пугачёвского районов появилась реальная перспектива на развитие нефтегазовой отрасли и собственной экономики на ближайшие 25 лет.

Правда, специалисты ООО «НК «ГеоПромНефть» делают оговорку, что произойдёт это не сию минуту, а примерно через 5–10 лет. Именно столько времени требуется на прохождение пути – от открытия месторождения до его развития. «Порядок такой: сначала ведутся поисково-оценочные работы, затем разведочные, когда бурятся разведочные скважины, которые доуточняют данные по запасам. А уже потом начинается эксплуатационное бурение, – поясняет Мужарова. – В принципе все скважины, которые мы бурим, если они продуктивные, потом вводятся в эксплуатацию. Потом – это после того, как будет построена вся необходимая транспортная инфраструктура. Пока что здесь чистое поле – нет ни дорог, ни трубопровода».

По бездорожью в светлое

Отсутствие инфраструктуры – это первая трудность, с которой сталкиваются компании при разработке открытых месторождений. Если говорить о Клинцовском, то, по словам моих собеседников, место там совершенно глухое. Нет дорог, электроэнергии, жизни. «Мёртвая зона, – описывают местность специалисты нефтяной компании. – Стоят столбы, с которых давно сняты провода, и пустая, безжизненная деревня с названием «Светлое». Зимой здесь особенно тяжело работать. В этом году был период, около полутора месяцев, когда на полях стоял снег высотой в два с половиной метра. Пути не расчищаются, потому что не для кого. И наши КамАЗы пробирались в буквальном смысле через снежные туннели».

Другая трудность – отсутствие сегодня на саратовском рынке качественных подрядчиков буровых работ. По словам Владимира Климашина, эта ситуация не способствует открытию новых месторождений нефти и газа. Низкое качество бурения местными компаниями приводит к неоднозначности информации и вообще к бракам в строительстве скважин. Вопреки ожиданиям областного минпрома, который выразил надежду, что бурением на Клинцовском месторождении будут заниматься всё-таки саратовские предприятия, ООО «НК «ГеоПромНефть» приняло решение пригласить буровые бригады из других регионов. «Для бурения следующих скважин мы хотим приглашать компании из тех регионов, где отрасль развита достаточно высоко», – сообщила Инна Мужарова.

Дикие запросы саратовской глуши

Ещё одна проблема, на этот раз общая для всех недропользователей Саратовской области, – это взаимоотношения с землевладельцами.

«Землевладельцы должны быть заинтересованы в сотрудничестве с недропользователями, потому что мы за аренду их участков платим в два-три раза больше, чем они могли бы выручить от продажи урожая выращенных здесь зерновых или овощных культур, – говорит главный геолог Владимир Климашин. – Но они требуют в сотни раз больше за временное пользование при ведении сейсморазведочных работ и буровых работ». По словам моих собеседников, у фермеров абсолютно нет понимания того, что недропользователь приходит на фактически «стерильный» участок недр. И прежде чем заработает хоть что-то, пройдёт в среднем 7–8 лет. «Это и есть те самые условия предпринимательского риска, – говорит Климашин. – Участок может оказаться пустышкой, и никакой выручки, перекрывающей текущие убытки, недропользователь не увидит. А землевладельцы уже сегодня требуют от нас такие суммы за аренду, как будто мы уже качаем нефть и прямиком её продаём».

Сотрудники ГеоПромНефти привели наглядный пример запросов землевладельцев: 200 тысяч рублей за один погонный километр при работах сейсморазведочного отряда в зимнее время. Это когда идёт КамАЗ и ударяет в землю с определённой периодичностью специальной вибромашиной. Такие работы, как правило, ведутся зимой, когда с полей давно собран весь урожай, лежит 5–10-сантиметровый слой снега, а озимые посевы надёжно укрыты». То есть мы пришли, 10 раз ударили и ушли. Но вынуждены заплатить за это фермеру 200 тысяч рублей на километр. Это какая же при таких расценках должна быть в конечном итоге себестоимость у нефтепродукта?!» – удивляются мои собеседники.

Инна Мужарова рассказала, что раньше в Саратове действовала логичная и адекватная методика расчёта арендной ставки сопоставимой с урожайностью. По её словам, тогда использовались показатели стоимости сельхозпродукта и средней урожайности, которые пересчитывались с учётом повышающего коэффициента. В результате фермер мог видеть и сравнить вероятную выручку от собранного урожая и от сдачи участка в аренду недропользователю. Но несколько лет назад эту методику отменили, и теперь арендная ставка определяется исключительно волей и желанием владельца земли.