Тупик во всю губернию
Один эксперт, который по роду службы постоянно общается с главами муниципалитетов, сказал, что вменяемых и относительно профессиональных глав у нас, в Саратовской области, от силы десять человек. Еще он сказал, что очереди из желающих руководить районами в области нет. А кандидатуры тех, кто по каким-либо обстоятельствам соглашаются работать в команде Валерия Радаева, губернатор должен согласовывать с тем, кому он, Радаев, обязан своим креслом. Поэтому, наверное, чтобы заткнуть образовавшуюся кадровую дыру в Саратовском районе, пришлось пожертвовать целым областным министром и назначить главного аграрного чиновника Ивана Бабошкина руководить проблемным муниципалитетом. Валерий Васильевич всё это понимает и переживает. Но от этого ситуация не меняется.
Еще эксперт сказал, что практически все главы, за исключением вменяемой десятки, не понимают, что входящий в регион бизнес надо холить и лелеять. Более того, руководители муниципалитетов начинают сразу предъявлять к предпринимателям непомерные требования. И они, предприниматели, уходят в тень. Или вообще покидают неприветливые территории.
Это что касается экономики. А есть еще социальная составляющая, личностные аспекты и, наконец, межнациональные проблемы.
Причем они, эти межнациональные проблемы, у нас в области проявились столь рельефно, что депутаты Госдумы озаботились очередным перлом законотворчества и решили переложить ответственность за межэтнические конфликты на плечи глав муниципалитетов. (Читайте опрос экспертов на эту тему.)
От А до Я
В нашем случае от А до Э, потому как в Саратовской области 42 муниципальных образования. Город Саратов и три ЗАТО – Михайловский, Шиханы и Светлый – мы рассматривать не будем. И в областном центре, и в закрытых территориальных образованиях своя специфика. А вот что касается, например, А и Э – Александрово-Гайского и Энгельсского районов, – то там беда.
Причем беда в первую очередь связанная с руководством районов. В свободолюбивом Энгельсе бизнесмены стонут от странной манеры руководства главы муниципалитета Дмитрия Лобанова, дают пресс-конференции и пишут открытые письма губернатору, в которых просят Радаева избавить район от Лобанова.
Власть в лице губернатора Радаева на это не реагирует. Понятно, бизнесмены – народ осторожный, и на площади народ не выведут. Но этот самый народ, который непременно будет терять работу после ухода бизнеса из Энгельса, может и сам сообразить, кто виноват в его проблемах.
Впрочем, есть подозрение, что массовые волнения в Энгельсе – проблема не близкая. Потому как город большой, многие энгельсцы работают в Саратове, заняты в социальной сфере и потому зависимы и невероятно пассивны.
Другое дело – Александров Гай, край географии и граница области. Но и оттуда, из далеких заволжских степей, доносятся тревожные сигналы. Дескать, глава администрации Сергей Федечкин притесняет бизнес, развел семейственность, задорно прибирает к рукам жилищно-коммунальный комплекс и за бесценок распродает муниципальную собственность. Вот что пишет, например, газета «Саратовский репортер»: «В Александров Гае, как мы смогли убедиться, исполнительная власть, и прежде всего в лице главы администрации Сергея Федичкина, принимает решения не в интересах населения района, а в интересах отдельных чиновников. Или скажем еще понятнее – Федичкин принимает решения в интересах Федичкина. В интересах самого себя.
Не будет большим преувеличением, если мы скажем, что сегодня район превращен фактически в клановый частный бизнес. Братья, жены, племянники… Друзья.
Важнейшее стратегическое сооружение в районе – очистные сооружения, не сегодня – завтра могут перестать существовать, как объект».
А немногим раньше другое издание, «Четвертая власть», рассказало, что «предприниматель Максим Ермолаев написал в Общественную палату письмо отчаяния о том, как власти Александоровогайского района пытаются пустить его по миру. У него были все причины отчаиваться – в момент написания письма рабочие ломали построенным им двухэтажный жилой дом с мансардой».
Короче, не любят власти Алгая предпринимателей.
То, что с социальной составляющей в районе не всё в порядке, очевидно: нормальной воды там не было никогда, а теперь, после того как начались ритуальные пляски вокруг очистных сооружений, о водоснабжении можно и не вспоминать. Что наверняка не понравится населению района.
Есть в Алгае еще одна проблема, связанная с контрабандой казахской водки через границу. Местным предпринимателям отчего-то не нравится, что алкоголь население приобретает не у них, а у шоферов-транзитников. Знающие люди говорят, что безакцизная казахская водка ничуть не хуже легальной российской, а стоит значительно дешевле.
В Дергачах, а это тоже приграничный регион, владельцы магазинов уже перестали приобретать лицензию на реализацию алкогольной продукции, что означает, кстати говоря, недополученные бюджетом деньги.
Реперные точки
Но при всех сложностях и проблемах Алгая он не был (пока не был?) самой горячей точкой на карте области.
Потому как есть муниципалитеты, в которых ситуация уже достигла точки кипения. Это, понятно, Пугачев, Петровск, Балашов. И, конечно, Саратовский район.
О летних событиях в Пугачеве знает вся страна. О том, что причиной трагедии были не только межнациональные проблемы, но и невероятно низкий уровень жизни в городе. На летних массовых митингах жители Пугачева предъявляли претензии к главе администрации района Станиславу Сидорову.
Сейчас, чтобы выровнять ситуацию, власти стараются. Начали ремонтировать дороги, налаживать освещение. Полпред президента в ПФО Михаил Бабич приезжал с очередной инспекционной проверкой и опять встречался с людьми. А они, как ни странно, задавали вопросы, на которые Сидоров отвечать не стал. Или просто не смог это сделать, предоставив это присутствующим в зале министрам областного правительства. Тем не менее, господин Сидоров продолжает пребывать в кресле главы администрации.
Ладно, глава Пугачевского района – ни рыба ни мясо. Он просто ничего не делает и ничего не знает.
А вот глава Балашовского района Елена Щербакова доработалась до того, что Балашов запросился в Воронежскую область. И это только затем, чтобы избавиться от ненавистной главы. О том, как Елене Юрьевне удалось добиться столь массового «признания», неоднократно писали региональные средства массовой информации. И слухи по поводу того, что Щербакова со дня на день покинет кресло главы района, тоже появляются с завидным постоянством. Но воз и ныне там. В чем причина столь невероятной административной усидчивости главы Балашовского района? Возможно, в непрофессионализме вице-губернатора Дениса Фадеева, который – по своим обязанностям – должен заниматься муниципалитетами. А может быть, Елена Юрьевна, как преданный единоросс, симпатична главному человеку области. Тому, который руководит губернатором Радаевым.
Еще одно чудесное место на карте Саратовской области – Петровский район. Сколько времени понадобилось для того, чтобы выдавить из руководящего кресла Светлану Батяйкину? Год, полтора, два? То есть практически с момента ее назначения, которому поспособствовали депутаты Василий Синичкин и Василий Максимов.
Нынешний глава администрации Юрий Заигралов, несмотря на то что немного проштрафился на выборах 8 сентября и пропустил в местный совет одного неправильного человека, умудрился, как это ни странно, наладить отношения с элитой района. Каких-либо межнациональных проблем в Петровске пока, к счастью, нет.
Саратовский район, который всегда был непростым муниципальным образованием, умудрился в одночасье дискредитировать партию «Единая Россия». Ну, не саму партию, а ее видного члена Василия Синичкина, которого поставили руководить районом взамен многолетнего его хозяина Анатолия Зотова. Пресса много писала о Синичкине, деньгах, которые он брал для того, чтобы помогать социальной сфере военно-воздушно-морского флота. Или что-то в этом духе. Тут ситуация была безвыходной, Василий Павлович попал за решетку, потому кресла главы районной администрации его лишили.
Штрих-пунктир
В Вольском районе района Анатолий Краснов обвиняет областную власть в давлении на районы: «На пресс-конференции, которую г-н Краснов провел 24 сентября, он заявил о «давлении из Саратова» и сообщил о солидарности с Пивоваровым. Глава выразил мнение, что кто-то решил использовать инициативу губернатора в качестве инструмента политического давления: «Я предполагаю, что кто-то, когда вот эти бумажки писал, продумал: «Это ведь одна из возможностей убрать неугодных глав!» (Портал «Вольск.ру».)
В Ершовском районе недовольны поведением главы районной администрации: «Мягко говоря, очень неприятно было наблюдать за тем, как превращали предвыборный период и сами выборы в шоу чиновники Ершовского района, где глава районной администрации Светлана Зубрицкая выступала в качестве кукловода и, абсолютно не стесняясь простых избирателей, налево-направо применяла свой административный ресурс. Может, она посчитала, что жители сельского района – это быдло, и ей можно делать всё что угодно?» (4vzsar.ru.)
В Марксе глава района Владимир Андреев чудил так сильно, что за его отставку проголосовали депутаты районного собрания. «Скандал вокруг главы администрации Марксовского района Владимира Андреева разгорелся еще в начале июля этого года, когда депутаты районного собрания написали заявление в правоохранительные органы, в котором просили провести проверку по факту якобы незаконной продажи муниципальной собственности. Как писал «Ъ», бывшую недостроенную столовую воинской части, переданную муниципалитету, глава администрации продал местному коммерсанту как стройматериалы за 538 тыс. рублей, тогда как, по оценкам экспертов, стоимость объекта могла достигать 10 млн рублей и более. Парламентариев также возмутило то, что решение было принято главой администрации единолично без согласования с представительным органом власти» («Коммерсантъ – Нижняя Волга».)
В Аткарском районе продолжается прессинг фермеров, у которых просто-напросто забирают выращенный урожай. Руководители района Виктор Томарев и Алексей Решетников делают вид, что в районе ничего не происходит, хотя их предшественники поплатились креслами за непрекращающиеся скандалы.
В Питерском районе глава администрации Виктор Дерябин был под следствием и даже немного посидел под стражей. Его подозревали в получении взятки. Но, за неимением лучшего, Дерябин остался руководить районом, хотя жители регулярно обращаются к областным властям и сообщают об административном беспределе. Глава Питерки Алексей Желудков тоже отбыл наказание за совершение ДТП со смертельным исходом.
Наверняка этот печальный список можно продолжать. Ведь районов области у нас 42…
А утки кто?
Есть такой старый анекдот, в котором папа пытался объяснить сыну, что такое альтернатива. У этого веселого папаши альтернативой курам были, понятно, утки.
Вот у нас уток нет. Говорят, что из областной думы в Балашовский район планируют делегировать Виктора Володина. Он, дескать, навел порядок в Калининском районе, справится и с Балашовом. Будем надеяться.
А где взять руководителей еще в 30 муниципалитетов? Более-менее приличные бизнесмены во власть идти не хотят, предпочитая «приводить в порядок свою планету».
Можно, конечно, обучать нынешних муниципальных руководителей. Но какова вероятность того, что они способны к этому непростому процессу? Запускать в районы молодежь, окончившую факультет муниципального управления в ПИУ им. Столыпина? Это даже не смешно.
Пытаться создать скамейку запасных? И опять ощущается резкий дефицит уток.
Впрочем, одна утка вроде бы в области есть. Точнее, не утка, а белая ворона. Которая водится в Балаковском районе и зовется Иваном Чепрасовым. Господин Чепрасов радостно предоставляет производственные площадки под инвестпроекты. Причем предоставляет несколько вариантов. И как говорят, на подходе в Балаковский район четыре очень крупных инвестора.
Но и это не самое главное. Оказывается, Иван Чепрасов раз в неделю в одной из балаковских школ с 18 часов и до последнего вопроса общается с жителями района. Причем делает это не для галочки, а по-взрослому. То есть на вопросы отвечает и на запросы реагирует.