Хочу права!

Оценить
Легальная дорога к водительскому удостоверению становится длиннее

Будущим водителям автомобилей придется теперь дольше учиться на права, сдавать три экзамена и за каждый из них платить отдельные госпошлины. Такие нововведения вступят в силу уже 5 ноября 2013 года вместе с новым законом о безопасности дорожного движения. При этом ужесточатся требования не только к кандидатам в водители, но и к образовательным учреждениям. Как и обещали, каждой автошколе будет велено обзавестись собственными площадками для обучения вождению или специальными автодромами.

Автошколам в России в последнее время в рамках борьбы за безопасность дорожного движения уделяют очень много внимания. С одной стороны, это совсем не плохо. Например, ужесточение условий лицензирования (перед этим максимально упрощённое) позволило бы избавить рынок специализированных образовательных услуг от ряда мошеннических организаций. Остались бы только самые профессиональные и надёжные.

Но с другой стороны, так часто меняющиеся правила работы автошкол и условия получения водительских прав всё больше запутывают людей. В общем-то, и сейчас, до вступления в силу новых поправок, при необходимости выбрать автошколу человек легко впадает в ступор. В Саратове, например, мы насчитали аж 78 организаций, готовых обучить вождению автомобиля, у каждой из которых по 5–6 филиалов. Поди-ка разберись, какая лучше...

Лицензия – ширма

Советов, как правильно выбрать автошколу, чтобы действительно научиться управлять автомобилем, превеликое множество. И в Сети, и у отучившихся уже знакомых.

И первое, на что при выборе автошколы настоятельно рекомендуют обратить внимание, – это лицензия. У уважающих себя организаций, мол, такой документ (чаще его копия) красуется на самом видном месте, чтобы потенциальные курсанты могли проверить данные и убедиться, что данное учебное учреждение – то, что нужно.

На самом деле важность лицензии сегодня несколько преувеличена. Когда-то это действительно был серьёзный и весомый аргумент в пользу образовательного учреждения. Ещё несколько лет назад автошколу на наличие помещения для обучения, площадки-автодрома, учебных автомобилей, методических материалов и прочего проверяли сотрудники ГИБДД. И лицензия выдавалась только на основании их заключения. После упрощения процедуры для получения лицензии достаточно представить в лицензирующий орган пакет документов. Соответствие написанного на бумаге реальности чаще всего никто не проверяет. Поэтому сегодня так много на рынке организаций, деятельность которых свелась не к обучению будущего водителя, а к продаже сертификатов об окончании обучения. Так что, хотя теперь процесс получения лицензии для автошколы может оказаться непростым и весьма длительным (от 4 до 12 месяцев), её наличие ещё ничего не гарантирует.

В ГИБДД должны всё знать

Еще можно обратить внимание на форму собственности организации-автошколы. Оказывается полноценную автошколу зарегистрировать можно только при создании ООО (общества с ограниченной ответственностью) или НОУ ДО (некоммерческого образовательного учреждения дополнительного образования). А на индивидуального предпринимателя можно зарегистрировать только автошколу-экстернат (курсы), для открытия которой не нужна лицензия. Но с 5 ноября текущего года все экстернаты окажутся вне закона.

Знающие люди подсказывают, что авто­школа обязательно должна быть зарегистрирована в ГИБДД. Несмотря на то что при выдаче лицензии Госавтоинспекция сейчас и не играет решающей роли, автошкола без одобрения инспекторов не заработает. Прежде чем начать набор курсантов, после получения основных разрешений (лицензии и заключения СЭС и пожарной инспекции) в ГИБДД регистрируется правильно оборудованное классное помещение. Кроме того, в ГИБДД регистрируются и утверждаются набранные группы учеников, которых якобы даже проверяют по базе инспекции. «Прежде чем подписывать договор с автошколой, наведи справки о ней в ГИБДД, – советует «близкий к инспекции» знакомый. – Если там о ней ничего не слышали, это не есть гуд. Обычно на итоговых экзаменах в ГИБДД стараются сильно не валить студентов хорошо знакомых автошкол, так что делай выводы».

Шерше ля... симулятор и толкового инструктора

«Техническое оснащение школы – очень важный критерий, от которого зависит качество обучения и, что самое главное, конечный результат, – убеждает подруга, бывшая курсантка автошколы. – Стоит оценить и состояние учебных автомобилей и заглянуть в аудитории. Ищи школу, у которой есть современный симулятор вождения».

Несмотря на то что современные учебные программы не требуют досконального изучения устройства автомобиля, такой набор «пособий», как «двигатель, оснащенный навесным оборудованием», коробка передач, задний мост вместе с тормозными механизмами и другие составляющие авто, остаётся для автошкол непременным.

Но и тренажёры-симуляторы для подготовки водителей, создающие в кабинетных условиях ощущение присутствия на дороге и реального участия в автомобильном движении, равно как и прочее современное компьютерное и мультимедийное оборудование, тоже уже считаются обязательными атрибутами уважающей себя учебной базы. К слову, и автодромы, которые теперь становятся обязательными, у большинства уже давно есть.

Конечно, открытие автошколы – удовольствие недешёвое. На приобретение методических пособий и оборудования, в том числе автомобилей, тренажёров, а также на получение лицензий, согласований и т. п. в стандартном бизнес-плане автошколы закладывается от 700 тысяч рублей до миллиона. Но при всех этих затратах эксперты отмечают, что автошкола вполне может быть доходной. Прибыль можно получить даже при наборе неполной группы. При среднем числе курсантов – 23 в группе – и стоимости обучения 15 тысяч в месяц автошкола может легко заработать порядка двух миллионов рублей в год.

Количество курсантов в группе – тоже критерий при выборе школы. В среднем набирается по 15–20 человек. Если больше, то пострадает эффективность обучения. Иногда автошколы набирают по 30–40 курсантов в одну в группу. Это значит, что владельцам всё равно, кто и чему научится в их организации. Автошкола, скорее всего, работает только на финансовый результат.

Нелишним при выборе автошколы будет и наведение справок о преподавателях и инструкторах. Мои советчики говорят, что опытные инструкторы, которые могут толково объяснить, что к чему, – один из признаков хорошей автошколы. Лучше, мол, перед тем как записаться в автошколу, познакомиться с ними лично. Если и не получится сделать выводы об их профессиональных качествах, то составить общее впечатление вполне реально.

Побольше узнать об учебных программах и предусмотренных для теории и практики часах тоже очень важно. Обычно минимальный практический курс вождения рассчитан на 32 часа. Но чем больше, тем лучше.

Ещё советуют обязательно поинтересоваться в автошколе, перед тем как в неё поступить, какие именно документы будут выданы по окончании обучения. Правильный ответ: свидетельство (сертификат) об окончании данной автошколы и водительская карточка со всеми личными данными курсанта и печатью из ГИБДД.

Не гонись-ка ты, брат, за дешевизною

На соответствие выделенным параметрам некоторые из 78 саратовских автошкол мы проверили. Чтобы не делать никому рекламы, отмечу, что у нас действительно много хороших автошкол с точки зрения материально-технической оснащённости, удобных аудиторий и наличия учебного автодрома. Интересно, что в Саратове сохранились государственные автошколы с историей и репутацией, вполне выдерживающие конкуренцию с новыми школами. А некоторым даже дающие фору. Всё ещё работают, и успешно, легендарные школы ДОСААФ России. Можно в Саратове пройти курс экстремального вождения, где научат «на подсознательном уровне сориентироваться и выйти из критической ситуации, сложившейся на дороге». Есть автошкола, в которой обещают индивидуальный подход к обучению каждого курсанта с учётом его психологических особенностей. Ещё есть в Саратове заведение, обладающее титулом «Лучшая автошкола для водителей легковых автомобилей и автобусов» в ПФО по итогам конкурса «Лидер российской автошколы». И при этом наборе уникальных порой предложений стоимость курса обучения на права категории «В» примерно у всех одинаковая – 13–15 тысяч рублей. И схожие сроки обучения – 2–3 месяца.

Цена обучения, говорят, тоже критерий. Есть общая рекомендация относительно стоимости автокурсов: если она слишком занижена – это повод задуматься, потому как в этом случае, скорее всего, в цену не входят оформление официальной документации и регистрация в ГАИ или же количество практических занятий будет недостаточным и придётся брать дополнительные часы за дополнительную плату. Потому гнаться за дешевизной в данном случае эксперты не советуют, ведь в конечном итоге всё может оказаться на порядок дороже.

Всё по-новому

Кстати говоря, в ближайшее время сроки обучения и его стоимость, видимо, хорошенько откорректируются федеральным законом. Что касается сроков, то с учетом всех поправок длительность обучения в автошколе может составить 4–5 месяцев вместо сегодняшних двух-трёх. Кроме того, вместо двух экзаменов (внутреннего в автошколе и внешнего в ГИБДД) будущим водителям придётся пройти три испытания. И за каждый из них придется платить отдельные госпошлины (с 2010 года пошлина за экзамены была отменена). Предполагается, что эта мера будет финансово стимулировать кандидатов в водители более качественно готовиться к испытаниям.

Обещают, что экзамены теперь будут проходить в два этапа. На первом этапе – итоговые экзамены по теории и практике в автошколе, то есть получение первоначальных навыков вождения и первое основное испытание. На втором этапе – сдача теории и практики в ГИБДД. То есть в ГИБДД надо будет прийти дважды. Первый раз – для сдачи теоретического экзамена и «площадки», а по окончании обучения и выдачи свидетельства – на экзамен по вождению в условиях городского дорожного движения.

Количество попыток сдачи теоретической и практической частей в автошколе не ограничено. А вот на экзамены в городских условиях теперь будет отведено всего три попытки. Если с третьего раза сдать экзамен не удалось, следующая проверка состоится через 30 дней. Одновременно увеличивается срок действия положительной оценки за теоретический экзамен с 3 до 12 месяцев. Будет разрешено сдавать экзамены на машинах как с механической, так и с автоматической коробкой передач (сейчас только на механике). Однако эти нюансы будут указаны в водительском удостоверении.

Еще одно нововведение заключается в том, что принимать экзамены без обучения в автошколах больше не будут. То есть полностью исключается допуск к экзаменам после самостоятельной подготовки. Ужесточаются и требования к экзаменаторам: их минимальный возраст повысят с 23 до 25 лет, а водительский стаж с 3 до 5 лет.

Что касается стоимости обучения в автошколе, то, по подсчётам экспертов, средняя стоимость подготовки водителя легковой машины не должна быть меньше 26 тысяч рублей. В среднем специалисты прогнозируют повышение стоимости учёбы вождению на 10–20 процентов. Однако есть предположения, что все разговоры об увеличении цен родились в так называемых серых автошколах, существование которых в новых условиях окажется под угрозой. Вот, мол, и нагнетают и саботируют принимаемые ужесточения условий деятельности автошкол.

Старый проверенный

Обучение в автошколе – это, конечно, легальная дорога к водительским правам, где понятно, кому и за что ты платишь. Сначала за курсы – в среднем 15 тысяч рублей, как выяснилось. Затем пошлину за выдачу водительского удостоверения – 800 рублей. В промежутке, с учётом грядущих законодательных поправок, госпошлину за каждый экзамен. Однако существует и нелегальный путь. Тоже платный. Не открою никакой тайны, если расскажу об этой давно существующей схеме получения водительских прав. Когда нет желания учиться и нервничать, всегда есть возможность права купить. Но в среднем цена «доставки на дом» составит те же 15 тысяч рублей. Конечно, напрямую тыкать взятку инспектору в ГИБДД не стоит. Бесполезно, да и чревато. Знающие люди советуют искать «посредников» или обратиться в любую из автошкол. Да-да, поговаривают, что эти «связи» в автошколах и ГИБДД налажены очень хорошо.

Кстати, всегда есть возможность оплатить «неофициальную» сдачу экзаменов после обучения в самой школе. Многие школы не просто с удовольствием идут на такую схему, но сами нередко и неоднократно предлагают ученикам «удобный» способ сдачи экзаменов. Такса за сдачу одного экзамена составляет от двух до четырёх тысяч рублей. Правда, съездить в МРЭО, поклацать на тамошнем компьютере для сдачи теории и порулить для сдачи практики всё равно придется. Но положительные результаты будут гарантированы.