Берегись водителя!

Оценить
Агрессия на дорогах как норма поведения

Саратовские дороги захлестнула волна агрессии. Замешкавшимся на светофоре водителям истошно сигналят, соблюдающих скоростной режим, моргая фарами, подгоняют, пешеходов на переходах пропускают лишь единицы, а уж как у нас любят подрезать!

Новый термин для ПДД

Это явление отнюдь не уникально и присуще не только нашей области. «Похвастаться» подобными достижениями могут и другие регионы. В прошлом году проблемой озаботились некоторые депутаты Госдумы. Фракция ЛДПР вынесла на рассмотрение коллег законопроект, предусматривающий штрафные санкции для водителей, управляющих машиной в агрессивной манере.

Как выглядит эта самая манера вождения, в законопроекте пояснили так: это стиль, при котором водители часто перестраиваются с одной полосы на другую, при помощи звуковых и световых средств требуют уступить им дорогу, резко ускоряются и так же резко тормозят, не соблюдают дистанцию с идущим впереди автомобилем. Наказывать таких баранкокрутителей предложили на сумму от двух с половиной до пяти тысяч рублей.

Однако коллеги по Думе законопроект зарубили. Отказ пояснили тем, что в правилах нет ни слова об агрессивном вождении, поэтому для начала стоит ввести в ПДД подобный термин, а потом уж рассматривать связанные с ним санкции. А о том, что ситуацию на дороге не это изменит, а лишь создаст очередную кормушку для нечистых на руку гаишников, говорили эксперты, привлеченные к изучению законодательной инициативы.

Инициаторы законопроекта на этом не успокоились и пошли в этом году на второй круг. Предложили ужесточить наказания по уже имеющимся в ПДД нарушениям – увеличить в пять-десять раз штраф для тех, кто не соблюдает правила маневрирования. Либерал-демократы пояснили: действующие санкции являются незначительными, водителей они не дисциплинируют, а сотрудники ДПС предпочитают с такими нарушениями не связываться – бумажной волокиты от них больше, чем денег.

Стоит отметить, что на момент внесения инициативы в Госдуму водители, пренебрегающие поворотниками, отделывались либо предупреждением, либо штрафом в сто рублей. В итоге санкции за игнорирование правил маневрирования, как и многие другие, всё же ужесточили. С сентября этого года наказание за невключенные поворотники составляет 500 рублей.

Вскоре, после того как законодатели зарубили инициативу о штрафах за агрессивное вождение, в дело вмешался премьер-министр Дмитрий Медведев. Он поручил развернуть масштабную просветительскую программу вежливого отношения водителей друг к другу. Прописать в ПДД понятия «опасное» или «неосторожное вождение» и выработать санкции за подобные нарушения. Привлеченные к работе эксперты поясняли, что за основу планируется взять определение, действующее в британском законодательстве, где опасное вождение трактуется как умышленные действия, составляющие угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Так как в заключениях экспертов отмечалось, что для работы новых норм требуется соблюдение равенства на дороге и доведение фактов грубого нарушения правил до суда, то в грандиозных планах премьера значилось создание института общественного контроля. Структура эта, состоящая по большей части из добровольцев, должна была следить за тем, чтобы требования ПДД соблюдали все участники дорожного движения.

С тех пор минуло полгода. О том, как продвигаются инициативы Медведева по снижению градуса дорожной агрессии, никакой информации нет.

Пацаны не поймут

Агрессия на дорогах проявляется по-разному. Она не всегда сводится к рукоприкладству или порче чужого имущества. Для одних водителей в порядке вещей парковка на тротуаре или детской площадке, для других – разворот через две сплошные. Третьи не считают нужным пропускать мчащиеся к пострадавшим машины экстренных служб, четвертые любыми способами стараются поддеть водителя-новичка, пятые игнорируют правила маневрирования. Помнится, большое впечатление произвел на меня опрос на форуме «АвтоСаратов». Самыми популярными ответами на вопрос «В чем причина того, что водители включают поворотники всё реже?» оказались такие: «Пацаны не поймут» и «Лень».

Список агрессивного поведения можно продолжать долго. По словам психолога Антона Гущина, причин, которые провоцируют агрессию, довольно много: личностные качества самого человека, проблемы в семье или на работе, состояние дорожного полотна, стиль вождения других водителей, дорогие или, наоборот, слишком убогие машины соседей по пробке, музыка, играющая в салоне и даже запах освежителя воздуха. Собеседник приводит примеры того, как рождается враждебность:

«Представьте, мимо вас на большой скорости проносится машина. Если вы человек азартный, в голове может возникнуть мысль: «А что же я плетусь?» Вы давите на газ, ускоряетесь, в общем, принимаете некий вызов. А соревнования очень часто провоцируют агрессию. И вот вы уже сами мчитесь, моргая фарами встречающимся на вашем пути тихоходам. Еще пример: в машине громко играет ритмичная или агрессивная музыка. Сердцебиение водителя учащается, мышцы начинают реагировать на раздражитель. Тело напрягается, сжимаются челюсти, нога сильнее давит на педаль газа».

С одной стороны, агрессивное поведение заложено в самой природе человека, поясняет Гущин. С другой стороны, агрессию можно сдержать воспитанием. Культурный, образованный человек способен контролировать свои инстинктивные стремления. «Но вся культура и образованность отходят на второй план, когда враждебность становится нормой поведения на дорогах. У нас в последнее такая тенденция становится всё заметнее», – замечает психолог. Он обращает внимание на такую закономерность: взаимоуважение между водителями появляется тогда, когда на дорогах отсутствуют пробки. Чем выше плотность транспортного потока, тем выше градус напряженности в воздухе.

Что касается мотивов агрессии, то, по словам Гущина, можно выделить два наиболее часто используемых – «это стремление к доминированию и возможность повысить собственную значимость в глазах окружающих». Такие люди стараются приобретать дорогие машины, причем остановиться на одной они не могут. Им всегда кажется, что автомобиль товарища круче. Люди с заниженной самооценкой либо стремятся расширить свой автопарк, либо меняют машины на всё более мощные и дорогостоящие. В итоге получается замкнутый круг, мощные машины имеют богатый потенциал. И вот, тащась на средней скорости вместе с продукцией российского автопрома, эти водители злятся уже на всех, кто окружает их на дороге и не дает как следует разогнаться. Если же у водителя возможности приобрести шикарное авто нет, то он демонстрирует свое превосходство так: первым стартует на светофоре, подначивает к гонкам остальных, прикрикивает на водителей-женщин, новичков и пенсионеров.

Так почему же зачастую скромные и тихие люди, садясь за руль, начинают вести себя странно? «Я» человека сливается с автомобилем, к тому же в салоне машины человек чувствует себя защищенным», – поясняет психолог. И приводит пример. Вот мужчина идет по улице, догоняет пожилого гражданина, но не прикрикивает на него «Чего плетешься, старый?», а молча обгоняет. Далее он встречает на своем пути ребенка, который только делает первые шаги, но не издает возмущенное «Ходить научись, бестолочь!», а, легко маневрируя, обходит его. Когда этот же человек садится за руль, манера его поведения меняется.

Бороться с агрессивными водителями, по словам Гущина, можно двумя способами. «За нарушением всегда должно следовать наказание» – эта формула слишком утопична для наших реалий, но без нее навести порядок на дорогах не получится, замечает собеседник. Второй способ – не поддаваться на провокации агрессивных водителей. «Если вас провоцируют, посмотрите на агрессора. И сделайте вид, что извиняетесь, даже если неправ он. Такое поведение будет сродни ушату холодной воды, агрессор тут же успокоится», – советует психолог.

 


[кстати сказать]

Вождение «небрежное» и «опасное»

Согласно международной статистике, с 1990 года и по настоящее время число погибших на дорогах Европы уменьшилось в два раза, а в России практически не изменилось. По данным ГИБДД, в прошлом году в нашей стране произошло примерно 200 тысяч аварий, в них погибло почти 28 тысяч человек, получили ранения 250 тысяч. Статистика позапрошлого года по количеству ДТП и числу пострадавших в них примерно такая же. В 2010 году эксперты подсчитали, что за последние пять лет ущерб российской экономике от аварий на дорогах составил 5,5 трлн рублей. Эта сумма сопоставима со всеми расходами страны на здравоохранение за тот же период.

Среди стран Европы и Северной Америки Россия занимает первое место в мире по дорожно-транспортным происшествиям со смертельным исходом на сто тысяч жителей. И шестое место при пересчете на сто тысяч автомобилей. Круче нас только Украина, Албания, Молдавия, Румыния и Белоруссия.

Несмотря на это в странах, где аварий и пострадавших в них на дорогах меньше, к нарушителям правил дорожного движения относятся гораздо строже, чем у нас. Там признанных виновными в опасном вождении не только как следует штрафуют или лишают прав, но даже сажают в тюрьму. Важный момент: в продвинутых странах, среди которых Франция, Германия, Япония, Сингапур, Австралия и США (большинство штатов), имеется разделение понятий на «небрежное вождение», ведущее к непредумышленным нарушениям правил, и «опасное вождение», ведущее к умышленным нарушениям. В зависимости от этого и выбирается наказание.

Под опасным вождением иностранцы зачастую понимают подрезание при обгоне, злоупотребление звуковым сигналом, моргание дальним светом, невключение поворотников, несоблюдение безопасной дистанции, «шашки» на трассе при опережении или обгоне, проявление враждебности к другим участникам дорожного движения.

Так, в Англии агрессивных водителей могут оштрафовать (сумму назначает суд), лишить прав с условием обязательной последующей пересдачи правил и посадить на пять лет.

В США наказание зависит от штата, в котором вас поймали за нарушение. Штрафы и лишение прав – такая мера действует везде. А вот с лишением свободы дело обстоит следующим образом: где-то вас могут посадить сразу, а где-то только после многократных нарушений правил. Штрафы в Штатах варьируются от 250 до 500 долларов, срок лишения прав – от одного месяца до полугода. Кстати, в США раздел «Автомобильная этика» – один из обязательных при изучении ПДД. Наверняка вы встречали новости о том, как звезду Голливуда или видного политического деятеля Америки оштрафовали за нарушение правил дорожного движения. К великой зависти россиян в Штатах за тем, чтобы нормы вождения соблюдали все граждане, вне зависимости от их социального, политического или звездного статуса, в полиции следят строго.

Очень кусаются штрафы за агрессию на дорогах в Австралии. Тех, кто не может совладать со своим гневом, «лечат» отъемом прав (на срок три года) и денег (порой суммы штрафов доходят до 5,5 тысяч долларов). Особо непонятливых, попавшихся на подобном нарушении снова, лишают прав на пять лет или сажают в тюрьму.

Японцы, позволяющие себе неуважение друг к другу на дороге, караются штрафом в 400 долларов и исправительными работами в течение полугода.

В Германии за провоцирование ДТП автовладелец не только платит штраф в размере 250 евро, но и лишается водительских прав на три месяца. А еще дорожная агрессия пресекается у них на корню вот каким образом: если какой-то водитель моргает или сигналит немцу, требуя уступить дорогу, или если немец становится свидетелем подобного рода нарушения, он немедленно звонит в полицию и сообщает данные дорожного хулигана. Потому что там такое поведение называется сильнейшим прессингом, который квалифицируют как принуждение к противоправным действиям. И кстати, это, по мнению россиян, «стукачество» называется у бюргеров действенной мерой по нормализации дорожной ситуации.