Каждый «Пугачёв» сам и виноват!

Оценить
Москва намерена передать функции борьбы с ксенофобией на уровень муниципалитетов

15 октября, в день выхода этого номера, Госдума собирается принять сразу во втором и третьем чтениях законопроект об увольнении глав муниципалитетов за межнациональные конфликты. О том, кто должен отвечать за подобные конфликты, для чего принимается этот законопроект и к чему приведет подобная мера, говорят наши эксперты.

Законопроект был зарегистрирован и отправлен в комитет по делам национальностей еще в конце февраля. По мнению парламентариев, сейчас региональные и муниципальные чиновники никак не участвуют в работе по предупреждению межнациональных, межконфессиональных столкновений на собственной территории. «Всем известные события в Пугачеве – яркий пример актуальности этого документа, – говорит один из авторов закона депутат от «Единой России» Михаил Старшинов, – Надеюсь, после его принятия и вступления в силу государство получит новый эффективный инструмент по профилактике межэтнической розни».

Главным основанием для увольнения чиновников из местных администраций в законопроекте называют «необеспечение гармонизации национальных и межнациональных (межэтнических) отношений», которое привело к чрезвычайным ситуациям. Как нам жить всем вместе в гармонии, в документе поясняется весьма туманно. Но один из авторов законопроекта, депутат от той же ЕР Алексей Журавлев, неделю назад предложил еще одну законодательную меру по «гармонизации» – ограничить прием в школы и детсады детей мигрантов. Может, депутатам стоит уже начать жить в гармонии с собственной головой?

Сергей БлаговСергей Благов, председатель общественного совета Пугачевского района:

МУНИЦИПАЛИТЕТЫ ДОЛЖНЫ НЕСТИ ПРЯМУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Я нахожу обсуждаемый законопроект вполне логичным. Муниципалитеты должны нести прямую ответственность за произошедший межнациональный конфликт. Это мое личное мнение, а не позиция общественного совета Пугачевского района.

Мырат ИямбердиевМырат Иямбердиев, президент туркменского национального культурного центра «Дияр»:

КАЖДОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ НУЖНО РАССМАТРИВАТЬ ОТДЕЛЬНО

Вообще, межнациональные конфликты начинаются тогда, когда не решаются бытовые проблемы. А для нас национальный вопрос был всегда очень тонким. Власть часто хочет перевести бытовые проблемы в плоскость национальных – так проще, и с власти меньше за это спросят.

Мне кажется, каждое происшествие нужно рассматривать отдельно – откуда это взялось и почему так. Где-то виноваты местные власти, а где-то есть недоработка властей федеральных. Или и тех, и других. И оставлять всегда крайними только местных чиновников я считаю как минимум несправедливо.

Виталий ЗемлякВиталий Земляк, составитель кроссвордов и сканвордов:

МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ – ВСЕГО ЛИШЬ КУЧКА ПОДЧИНЕННЫХ, СТОЯЩИХ НА ЗАДНИХ ЛАПКАХ ПЕРЕД СТОЛИЧНЫМИ ЧИНОВНИКАМИ

Если мы называем себя государством, а не борющимися друг с другом феодальными княжествами, то за межнациональные конфликты должно отвечать, наверное, все-таки государство. Но его главные представители занимаются обустройством самих себя в офшорах, на курортах, в Америке, которую все проклинают, в Англии, которую ненавидят. Поэтому всю ответственность федеральные депутаты и чиновники спокойно переложили на местных, обложив тех при этом еще и непомерными налогами. Местная власть является, грубо говоря, кучкой подчиненных, стоящих на задних лапках перед столичными коллегами. Так будет до тех пор, пока местный бюджет не станет приличным, – а не какие-то там копейки, которые местной власти разрешают федералы.

Мадина МагамедоваМадина Магамедова, студентка:

ПОЧЕМУ НИКТО НЕ ЗАДУМАЕТСЯ: ЕСЛИ ЧТО-ТО НЕ ТАК В РАЙОНЕ – МОЖЕТ, ЧТО-ТО НЕТ ТАК И ВО ВСЕМ ГОСУДАРСТВЕ?

В последнее время многие законодательные проекты в России мало отличаются своей адекватностью. Это если вспомнить весь тот абсурд, который Милонов выдвигал (и продолжает выдвигать) на рассмотрение пачками. Да и данный проект не обещает ничего хорошего. Да, местные власти многое делают не так, как нужно, иногда вообще ничего не делают. Почему никто не задумается: если что-то не так в районе, может, что-то не так и во всём государстве?

К тому же представим себе ситуацию: случился межнациональный конфликт со всеми трагическими вытекающими. И тут данный закон все действия сведет только к тому, чтобы уволить локальных чиновников. То есть, если мне не понравится саратовская городская власть, я могу спокойно разжечь национальную войну!

Обратить внимание нужно не только на местную власть, но и на самих людей. Как они реагируют на представителей других национальностей, почему при первом же конфликте они готовы буквально отрывать всем головы, даже не желая адекватно воспринимать происходящее. Ситуация в Пугачеве – яркий пример. Люди сразу поддались на провокации, не обременяя себя хотя бы малой долей здравого смысла.

Александр ГришанцовАлександр Гришанцов, председатель саратовского отделения «Межрегионального объединения коммунистов»:

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ НЕЛЬЗЯ ПРЯТАТЬ ГОЛОВУ В ПЕСОК

Федеральная власть осознала, что она терпит фиаско в данном вопросе, и потому перекладывает ответственность на муниципалитеты. Федеральной власти нельзя, подобно страусу, прятать голову в песок. Если федеральная власть самоустраняется от этой проблемы, то фактически она расписывается в собственном бессилии. Решать национальный вопрос исключительно на местном уровне я считаю просто недопустимым.

Другой интересующий меня вопрос: что депутаты Госдумы понимают под «гармонизацией» национальных отношений? Муниципалитеты, нагруженные ответственностью за межнациональные конфликты, по сути не имеет строго выявленной стратегической национальной линии, которая должна быть предложена федеральной властью. Для ее разработки у нас существуют ФСБ, институты общественных органов, партии. В конце концов, законодательная власть могла предложить для каждого нашего субъекта, национального образования свои решения: для Дагестана – одно, для Саратовской области – другое, для приграничных территорий – третий вариант. И всё это нужно рассматривать, повторяю, через призму национальной многоукладности Российской Федерации. А это прерогатива исключительно федеральной власти.

А уж исполнять отдельные моменты должны, естественно, муниципалитеты. Это не должно быть простым переложением ответственности на муниципалитеты, как в свое время переложили на них ответственность за формирование фонда заработной платы для отдельных категорий граждан.

 


[кстати сказать]

Местная власть станет заложником

Эксперты рассуждают и о том, в чем корень национальных проблем и каких изменений стоит ждать после принятия этого законопроекта

Мнир СулеймановМнир Сулейманов, старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций ПАГС им. П. А.Столыпина:

ЗАКОН О ТОМ, ЧТО ВОЛГА ВПАДАЕТ В КАСПИЙ, НИЧЕГО НЕ ДОПОЛНЯЕТ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЧИНОВНИКА

Конечно же, наша Госдума при определенной нацеленности на результат и упорстве может принять любой законодательный акт по любому вопросу. Как всегда, дело в актуальности именно такого документа и его влиянии на реальное положение дел. Межнациональные отношения, несмотря на то что о них постоянно долдонят из всех щелей, – материя очень тонкая. Как мне представляется, разница в ментальности и ощущении жизни в ХХI веке увязана не с цветом кожи, языком, религией и традициями разных народов, а больше с социальным контекстом. Иначе говоря, с бытом и возможностями влияния на изменения этих самых условий, а значит, со степенью развитости всех гражданских институтов общества, механизмах влияния на власть и способах контроля её действий.

Ведь «массовое нарушение государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств», о которых прописано в проекте закона и которые увязывают с «основанием для удаления главы муниципалитета в отставку», вряд ли заставит дрожать как осиновый лист местных чиновников и улучшит братскую дружбу народов. Как мне представляется, профилактика этих самых «нарушений межнационального и межконфессионального согласия» кроется еще и в том, что должна проявляться постоянная забота о социальном самочувствии населения муниципалитета, о реальном повышении его благосостоянии и, в конце концов, о жизненных перспективах. Иначе закон о месте восхода солнца на востоке или о том, что Волга впадает в Каспий, ничего не меняет и ничего не дополняет в наше понимание того, за что и чем должен расплачиваться муниципальный чиновник.

Игорь СеменовИгорь Семенов, политолог:

ЕСЛИ ГОСУДАРСТВО НАЧИНАЕТ НАМЕКАТЬ, ЧТО ОНО СТОИТ КАК БЫ «НАД» РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМЫ, ТО ОНО БОЛЬШЕ НЕ НУЖНО ГРАЖДАНАМ

Появление подобного законопроекта знаменует собой окончательную деградацию государственного управления в стране. Обеспечение безопасности граждан – первейшая и исключительная функция государства. Если государство начинает намекать, что оно стоит как бы «над» решением этой проблемы, как некий арбитр, а непосредственно ею занимается другой уровень управления, то оно дает ясно понять, что это государство больше не нужно гражданам. Для сравнения представим, что появилась норма, по которой участковых инспекторов должны увольнять в случае совершения на их территории преступлений. К чему это приведет? Уж конечно, не к прекращению преступлений, а к их сокрытию, к сращиванию преступников и участковых в единый неформальный организм. У любого преступника появится инструмент шантажа против участкового, а тому, чтобы сохранить рабочее место, придется наладить целую систему «нелегального правосудия», в первую очередь борющуюся с правосудием легальным. Что неизбежно приведет к взрыву – но чуть позже. Неужели ради этого «чуть позже», еще одной отсрочки, готовы принести в жертву уже сами основы государственности?

Непонимание того, что подобный закон будет способствовать не усилению профилактической работы по снятию межнационального напряжения, а, напротив, провоцированию межнационального напряжения, причем не просто сокрытию тревожных фактов, а усилению нелегальной игры в них, этнического лоббизма, расцвету этнических группировок, поражает. Местная власть окончательно станет заложником этой ситуации, намертво перекрыв возможности ее разрешения. В конечном счете пострадает всё государство, всё общество. Самое тревожное, что подобных самоубийственных властных решений или их проектов становится всё больше, и они выглядят уже вполне обыденно и привычно, складываясь в единый убаюкивающий процесс общего разложения.