Уникальное здание пошло по рукам
Зачастую исторические постройки из-за чехарды собственников и арендаторов приходят в упадок, и тогда снос памятника архитектуры преподносится общественности как единственный разумный выход. В результате город, которому историческая застройка придавала своеобразный колорит и привлекательность, превращается в безликое нечто. Сегодня под угрозой оказывается судьба зерновых складов братьев Шмидт, мучных королей Саратова последней четверти ХIХ – начала ХХ века.
Как всё начиналось
Добротное каменное здание переменной этажности на Большой Сергиевской (ныне улица Чернышевского, 110) было построено под зерновые склады «Торгово-промышленного товарищества братьев Шмидт в Саратове». И было это во время расцвета династии мукомолов Шмидт. Их известность как главных производителей высокосортной муки в крае простиралась далеко за пределы Саратовской губернии и всего Поволжья. Наиболее успешными из них были братья Андрей и Петр, возглавлявшие династию в последней четверти ХIХ века. Братья были правнуками первопоселенца, оказавшегося в волжских краях по указу Екатерины II в 60-х годах ХVIII столетия.
В 1879 году по проекту губернского архитектора Алексея Марковича Салько было построено здание мельницы, известной как «большая шмидтовская». Немного позже, в 1897 году, неподалеку появился и хлебный амбар торгового дома «Братья Шмидт», также по проекту Салько. Алексей Маркович известен в Саратове как приверженец архитектурного стиля эклектика, и амбар с фальш-окнами на Большой Сергиевской улице не стал исключением.
У разветвленного клана Шмидтов было много зданий, и до сих пор некоторые из них можно считать украшением нашего города. В их числе особняк Петра Шмидта по адресу ул. Радищева, 14 (сейчас в нем детский клуб «Созвездие»), построенный тем же Алексеем Салько. Но большей известностью у горожан пользуется дом Ивана Шмидта по адресу Волжская, 32, – удачная постройка начала ХХ века в стиле модерн. В 90-е годы прошлого века по инициативе губернатора Дмитрия Аяцкова здесь был размещен дом приема правительственных делегаций. Но в 2012 году здание было передано школе для одаренных детей.
Во времена первого народного губернатора Дмитрия Аяцкова шмидтовское наследие активно эксплуатировалось Романом Пипия, известным в качестве «кармана губернатора». В числе других было приватизировано и каменное складское здание. Следует отметить, что в советское время оно видоизменилось, глухие прежде окна, характерные для амбара, стали «зрячими», то есть были прорублены оконные проемы и вставлены сами окна.
Чехарда собственников и арендаторов
В 90-е годы ХХ века в помещении шмидтовских мучных складов обосновалось предприятие по выпуску алкогольных напитков «Ликсар». После банкротства «Ликсара», участие в котором принимало ООО «Волгаспирт», и по сей день, судя по данным поисковика, зарегистрированное по адресу Чернышевского, 110, здание стало переходить от одного арендатора к другому, как переходящий вымпел.
В июне 2005 года областным комитетом по управлению имуществом земельный участок площадью 4243 кв. метра по адресу улица Чернышевского, 110, передан в аренду воронежскому ООО «Вентор» на 25 лет. Напомним, что в апреле этого года губернатором стал Павел Ипатов, и областной КУИ возглавил его соратник Александр Бовтунов. По договору аренды, подписанному Бовтуновым, «Вентор» должен был вносить 144,5 тыс. рублей в год за земельный участок в центре города. При этом историческое здание также оказалось в распоряжении «Вентора».
Видимо, «Вентору» и эта плата показалась обременительной, а возможно, была и другая причина, но меньше чем через два года, а именно 13 марта 2007 года, между ООО «Вентор» и саратовским ООО «Континент», расположенным к тому времени в нашем здании по Чернышевского, 110, подписан договор «о передаче прав и обязанностей». И за 10 тысяч рублей у «Континента» появились права на указанный участок.
«Континент» пользовался лакомым и столь выгодно приобретенным куском недвижимости в историческом центре Саратова совсем недолго. Уже 19 апреля того же 2007 года за те же 10 тысяч рублей, к тому же в рассрочку до конца года (просто аттракцион феноменальной щедрости), права и обязанности арендатора переходят к ООО «Стимул», зарегистрированному в городе Старый Оскол Белгородской области.
10 мая 2007 года ООО «Стимул» становится собственником бывшего складского здания по адресу Чернышевского, 110. Как указано в свидетельстве о госрегистрации, площадь его 4668,5 кв. метра. Получается, что за 10000 рублей ООО «Стимул» оказалось не только арендатором недешевой землицы, но и завладело солидной постройкой. По оценке экспертов, сегодня стоимость участка составляет примерно 15 млн, а сооружений на нем – около 50 млн рублей. Вдобавок оно признано объектом культурного наследия регионального значения, таковых в Саратовской области около сотни. Владельцам подобных объектов вменяется в обязанность «обеспечение неизменности внешнего облика и интерьера». Кроме того, «выполнение всех видов работ по сохранению объекта… и в зоне его охраны» производится «по разрешению министерства культуры Саратовской области». И использовать памятник надлежит по назначению, а именно: «исключительно под производственное предприятие».
Оказавшись собственником, не побоимся этого слова, богатства, ООО «Стимул» берет кредит в Липецком отделении Сбербанка, заложив при этом объект культурного наследия в Саратовской области.
Унылое снаружи, непонятно что внутри
Намерения (или возможности?) возвращать заемные средства стимула у «Стимула», видимо, не было. И в 2011 году по решению арбитражного суда Саратовской области взыскание по иску Сбербанка в Липецкой области было обращено на заложенное имущество. При этом продажная стоимость здания, согласно исполнительному листу, составила 52,3 млн рублей, а цена участка – 14,1 млн рублей.
Липецкий Сбербанк не торопится избавиться от доставшегося кусочка Саратова и солидного домика площадью более 4,5 тыс. кв. метров. По информации нашего издания, управляет зданием некий Николай Трушин, имеющий непосредственное отношение к ООО «Волгаспирт» (сфера деятельности – алкогольная продукция и питьевая вода), зарегистрированного всё по тому же адресу: Чернышевского, 110. Логотип этой уважаемой организации с годом основания (1902-й, между прочим!) украшает каменный забор, огораживающей земельный участок со стороны улицы Чернышевского.
В списке арендаторов, выдаваемых поисковиком в Интернете, числятся некие оптово-розничное ООО «Изосистема» и транспортная компания «Автолайн-Инфо».
Но по виду объекта культурного наследия вовсе не похоже, что в здании хозяйствуют субъекты, заинтересованные в его благополучном будущем. Появились пластиковые окна, что, по всей видимости, является нарушением охранного соглашения, которое должен подписывать каждый владелец здания, являющегося историческим памятником. Впрочем, новомодные окна можно заметить лишь при ближайшем рассмотрении. Судя по виду, их не мыли несколько лет. Решетки на окнах первого этажа, проржавевшие, забывшие запах свежей краски, тоже представляют собой жалкое зрелище. Единственное, что не внушает опасения, – это входная дверь, кто-то ее все-таки протирает. Есть даже кодовый замок, но табличек с перечнем арендаторов нет.
Так что незаметно, чтобы кто-то проявлял заботу об «обеспечении неизменности внешнего облика и интерьера». И речи об использовании здания «исключительно под производственное предприятие», вероятно, также не идет. Кроме того, есть опасение, что рядом будет затеяно какое-либо строительство, создающее угрозу историческому строению. По крайней мере стройплощадка в опасной близости расчищена.
Очень хочется верить, что мучные склады братьев Шмидт обретут-таки достойного собственника, который постарается сохранить его для потомков. И на его месте не появится очередной Хеппи или Сити Молл, как на месте маслобойного завода Александра Шумилина, снесенного в 2005 году. Построенный в 1861 году в стиле эклектика неизвестным архитектором завод занимал целый квартал по улице Астраханской между Кутякова и Зарубина. Многие саратовцы с ностальгией вспоминают тот уютный, связанный с детством запах, который наполнял трамваи, идущие от Крытого рынка в Сенному. И тот крохотный ларек на улице Зарубина, где можно было купить только что выпущенное душистое саратовское подсолнечное масло. Завод исчез, ларек исчез, трамвайные рельсы как раз сейчас демонтируют. Вместо завода появился очередной торгово-развлекательный центр, набитый импортным барахлом.
«Пропал калабуховский дом», – горестно восклицал булгаковский профессор Преображенский. Вещие слова – как бы не стали они применимы к нашему городу, оказавшемуся во власти нечистых на руку чиновников, пронырливых девелоперов и прочей публики, которой исторический облик Саратова лишь мешает.
[кстати сказать]
Талант, помноженный на трудолюбие
Зданий, построенных по проектам архитектора Салько, в Саратове более сотни
Алексей Салько пошел по стопам отца, который был главным городским прокурором Полтавы. Сын же стал городским архитектором Саратова и занимал этот пост с 1870-го по 1914 год.
Алексей Маркович в 1862 году прибыл в Саратов в 23-летнем возрасте по окончании Петербургского строительного училища и уже через восемь лет стал главным архитектором города.
Это было золотое время для России. В стране, не имевшей доходов от экспорта нефти и не знавшей, что такое газ, стремительно развиваются промышленность и транспорт, растут города. Саратов не исключение. Годы строительного бума совпали с работой Салько в должности городского архитектора. Талант, помноженный на феноменальное трудолюбие, творил чудеса. Его работами мы любуемся и поныне.
Наиболее значимые из них: гостиница Московская (на углу Московской и Горького), дом Вакурова (старый корпус сельхозинститута на углу улиц Радищева и Б. Казачьей), парсамовский роддом (угол Московской и Соборной), коммерческое училище (корпус института механизации на Советской), Новопокровская церковь, часовня на Театральной площади.
У многих творений мастера удивительная судьба. Наиболее благополучная – у здания управления Приволжской железной дороги. Это лебединая песня Алексея Салько. Административно-офисное здание для управления Рязано-Уральской железной дороги (РУЖД) строилось в две очереди: первая сдана в 1909 году, вторая в 1914-м.
Связь по железной дороге с Москвой Саратов получил в 1871 году. Вскоре в городе обосновалось управление РУЖД, снимавшее различные помещения. Решение о строительстве собственного здания принималось долго. Вопросы отчуждения земель и тогда решались с невероятными проволочками, разговоры об этом велись с 1893 года.
В 1904 году, после того как были объявлены намерения правления железной дороги перевести свое управление в Москву, обеспокоилось общество купцов и мещан Саратова. Нависла угроза потери сотен арендаторов квартир и просто покупателей – представителей среднего класса: инженеров и техников железной дороги. Архитектору Салько срочно был заказан проект здания.
Построенное в начале прошлого века в архитектурном стиле эклектика здание перешагнуло столетний рубеж. Оно никогда не меняло своего собственника, содержится в идеальном порядке и по-прежнему является доминантой самой старой площади Саратова.
Не так повезло Покровской церкви, построенной в 1885 году. В советские времена здесь размещалось общежитие экономического института, затем мастерские саратовских художников. Купола были снесены, крыша зарастала сорными деревьями. В 90-е годы здание вернули церкви. И поначалу оно было восстановлено в соответствии с проектом Салько: белые стены, главным украшением которых является затейливая узорчатая кирпичная кладка, голубые купола с золотыми звездами. Сейчас у церкви много денег, и храм после ремонта стал красно-белым, а купола – золотыми.