Ходим, неприкаянные…
В октябре к активной деятельности возвращаются не только самые главные театры, но и те, что поменьше. Молодежный экспериментальный театр «На грани», ранее известный как «Независимый театр», представил на территории арт-площадки «Лестница» в здании Губернского рынка свою работу «Некриминальное чтиво».
Найди меня, если сможешь
Петь дифирамбы будем позже, а пока есть небольшой повод придраться: найти площадку зрителям было сложно. Центральные входы работают до 18, то есть за полчаса до начала творческой программы они закрываются. Лично мне удалось найти куда менее заметную притаившуюся между ними дверь только с посторонней помощью.
Арт-площадка не зря носит, на первый взгляд, несколько нелогичное название «Лестница». Но это только на первый – потому что для того, чтобы попасть на территорию выставочного комплекса, вам нужно подняться на три этажа по этой самой лестнице, которая с самого начала заставляет вас удивляться: в кои-то веки средство для прохода и соединения этажей превращается в произведение искусства. Пожалуй, даже в сплошное произведение искусства, потому что рука мастера видна не только на стене, но и, например, на потолке. И, забегая вперед, отметим, что это ощущение всеохватности территории искусством не ослабеет и наверху. Складывается такое впечатление, что создатели старались по максимуму охватить все 400 квадратных метров, что имелись у них под рукой. Между прочим, совсем не маленькая площадь.
Почти сразу же в лестничном проеме вам начинают попадаться интересные вещи: то встретите разукрашенного в цвета светофора робота с синей шляпой и усами, при этом даже они сделаны из каких-то деталей. То, взглянув наверх, обнаружите святящиеся инсталляции проекта «Живой свет» Александра Копылова – человека, стоявшего у истоков этого мероприятия и по совместительству являющегося его директором. По стенам тянутся какие-то волны, временами превращающиеся во вполне конкретные рисунки мастеров граффити, а над вашими головами простираются алюминиевые своды из прутьев с вкрапленными в них алюминиевыми же птицами.
Еще интересней внутри: предметы искусства и дизайна есть буквально везде. «Лестница» занимает довольно большую площадь третьего этажа Губернского рынка, и будьте уверены, почти каждый сантиметр постарались заполнить по максимуму, будь то основной зал или маленькие комнатки с персональными работами художников, фотографов или хендмейкеров. Сложно понять, где что висит и стоит: всё на этой площадке перемешано, что, с одной стороны, может смутить, а с другой – именно этот хаос отчасти создает атмосферу своеобразного Дома современного искусства. Даже пол – и тот расписан!
Откуда появились эти работы? По сути это выставка с фестиваля «Завод», который шел с 20-го по 22 сентября. Как рассказал нам Копылов, изначально планировалось, что в таком виде арт-площадка будет действовать только три дня, во время фестиваля. Потом было решено продлить ее существование до конца октября. Во всяком случае основная экспозиция будет радовать глаз еще полмесяца.
Каждый найдет в этом месте что-то свое, родное. Кому-то понравится разделочная доска работы Петра Атапина с неожиданной надписью In vino veritas («Истина в вине»), кому-то – компьютерная графика Руслана Кадиева с пришельцами и странными существами, словно списанными с картин Дали. Лично меня порадовала фотовыставка Сергея Побозара, которая в свое время один день экспонировалась в доме-музее Павла Кузнецова. На заснеженных пейзажах появляются обнаженные или поуобнаженные женщины. Нет, никакой открытой эротики или порнографии там нет, собственно, присутствие женщины лишь дополняет пейзаж, и наоборот.
Человеческая комедия
Но мы чересчур увлеклись и забыли, ради чего пришли. В тот вечер МЭТ «На грани» представил публике «Некриминальное чтиво». Что это такое? Ответ кроется в названии – это театрализованное чтение стихов. Поначалу концепцию этой работы сложно уловить: на импровизированной сцене гуляют актеры. Каждый из них имеет свою реплику, читая стихи или прозу известных и малоизвестных авторов. Постепенно начинает вырисовываться картина: все эти люди в какой-то мере проецируют на себя человеческое общежитие, возможно, вполне реальное, а возможно, и в метафорическом виде. Если угодно, это человеческая комедия, как у Бальзака. Хорошо это или плохо, решать вам. На мой взгляд, «Некриминальное чтиво» не является спектаклем. Собственно, оно и не позиционировалось так в анонсе. Это просто представление, театральное чтение стихов, объединенное некой общей концепцией, но не сюжетной линией. Все сюжеты продиктованы авторами, и актерская сверхзадача в «Некриминальном чтиве» заключалась, пожалуй, в том, чтобы совместить все эти стихи и прозу так, чтобы появились типажи. И всё вышло отлично.
Вот что говорит о постановке директор и актриса театра Ирина Загранная: «Сегодня наша задача заключалась в том, чтобы показать небольшой хаос, грани контраста: было что-то юмористическое, что-то драматическое. Зритель сам может выбрать, что ему ближе, и понять, как он чувствует себя на резких контрастах. Когда ты выходишь в толпу, то эти контрасты проявляются повсюду, даже если ты о них не знаешь и не чувствуешь. Например, у тебя всё хорошо, а где-то в трамвае едет человек, у которого всё совершенно по-другому. Мы же всё это вынесли на публику».
Театр «На грани» переезжает после октября из ДК «Россия» на «Лестницу». «Туда не доезжаете вы, наш любимый зритель, – посетовала художественный руководитель театра Ия Воробъева. – А здесь, согласитесь, пространство больше, больше возможностей».
Следующий визит театра на «Лестницу» состоится 19 октября. Это будет спектакль «Зима» по Гришковцу. Кроме того, арт-площадка в течение всего октября будет продолжать практику ежедневных мероприятий самой различной тематики, которые будут идти с 18:30 до 21:00.